![]() ![]() |
Скорость судна и поправку лага определяют на ходовых испытаниях. Задача заключается в определении скорости относительно воды, исключив скорость течения, которую относительный лаг не фиксирует. Поэтому ветер и волнение должны быть минимальными. В соответствии со стандартами рекомендуется волнение не должно быть более 3 баллов, скорость ветра не более 8 м/с, глубина моря, не менее шести средних осадок судна.
Скоростные испытания должны проводится при всех режимах работы двигателей: полного среднего, малого и самого малого хода. Загрузка должна быть нормальной, в полном грузу пи в балласте. Определение скорости и поправки лага проводится на мерной линии, которая представляет собой специальный полигон, оборудованный секущими, а иногда и ведущими створами. Одновременно с относительной скоростью и поправкой лага на мерной линии фиксируют количество оборотов винта N на каждом ходу, соответствующие измеренной скорости, дабы иметь в море дополнительный источник информации для определения относительной скорости по оборотам винта.
|
|
Развив необходимую скорость, судно ложится на ИК пробега, перпендикулярный секущим створам. При пересечении створов с помощью секундомера заекают время t1 и t2 и отсчеты лага ОЛ1 и ОЛ2. Небольшое рыскание на курсе в приделах 3о не окажет заметного влияния на точность, так как cos 3о=0,999.
Скорость судна, при отсутствии течения рассчитывается по формуле:
t= t2 - t1 (6.10)
V= Vо=3600 S/ t (6.11)
Поправку и коэффициент лага получают по формулам (6.5), (6.8), одновременно фиксируя величину N.
После пересечения второго секущего створа, судно отворачивает в сторону моря и совершает плавную циркуляцию. Затем опят разгоняется и совершает второй пробег. Теоретически при отсутствии течения достаточно одного пробега.
![]() |
Что же происходит при наличии течения. Если судно выдерживает по компасу заданные направления пробегов, то проекция скорости постоянного течения V'т на эту линию будет одинакова в обоих случаях (рис.3). Приняв относительную скорость при пробегах V1 и V2, можно рассчитать относительную скорость:
Vo = V1 +v'т + V2-v'т/2 с= V1+ V2/2 (6.12)
Соответственно, поправка лага при двух пробегах рассчитывается как средняя поправка:
ΔЛ= ΔЛ1 + ΔЛ2/2 (6.13)
Где ΔЛ1 и ΔЛ2 – поправки, включающие погрешности от неисключенного вектора скорости постоянного течения.
Так же рассчитывают и средние обороты винта для данного режима работы:
N = N1 + N2/2 (6.14)
При трех пробегах усредняют согласно следующим формулам:
V = V1 + 2V2 + V3/4 (6.15)
ΔЛ = ΔЛ1+ 2ΔЛ2 + ΔЛ3/4 (6.16)
![]() | Скорость судна Vо и поправку лага ΔЛ в море можно определить с помощью радиолокационной станции (РЛС) и свободно плавающего буя или вехи (рис.4). В этом случае ложатся на курс на плавающий ориентир, измеряют до него последовательные расстояния через 3 – 4 мили и фиксируют время (рис.4), затем рассчитывают скорость и поправку лага: V = D1 + D2 /t2 - t1= ΔD/ t (6.17) ΔЛ = 100(ΔD – РОЛ)/РОЛ (6.18) |
|
|