Защитным заземлением называется преднамеренное электрическое соединение с землёй металлических нетоковедущих частей оборудования, которые могут оказаться под напряжением при замыкании на корпус и по другим причинам.
Задача защитного заземления – устранение опасности поражения током в случаи прикосновения к корпусу и другим металлическим частям электроустановки, оказавшимся под напряжением. Защитное заземление применяют в трехфазных сетях с изолированной нейтралью.
Принцип действия защитного заземления – снижение напряжения между корпусом, оказавшимся под напряжением, и землёй до безопасного значения.
Если корпус электрооборудования не заземлён и он оказался в контакте с фазой, то прикосновение к такому корпусу равносильно прикосновению к фазе (смотрите приведённую ниже схему). В этом случае ток, проходящий через человека (при малом сопротивлении обуви, пола и изоляции проводов относительно земли), может достигать опасных значений.
При возникновении на корпусе электродвигателя напряжения U Ф при наличии защитного заземляющего устройства R ЗУ в момент касания стоящего на полу человека к корпусу электродвигателя или к корпусу машины, приводимой этим двигателем, возникает параллельное соединение (смотрите схему (б)), в котором сопротивление ветви R ЗУ =4 Ом, а сопротивление второй ветви имеет сопротивление только тела человека, которое в расчетах электробезопасности принимается R ЧЕЛ = 1000 Ом. Ток утечки стекает в землю в основном через защитное заземляющее устройство R ЗУ и лишь небольшая его часть пройдет через тело человека R ЧЕЛ При этом, как показывает практика, при R ЗУ £4 Ом напряжения на корпусе в сетях напряжением до 1000 В не превышает 12 В, что обеспечивает безопасность человека.
|
|
а)
б)
Схема защитного заземления (а); эквивалентная схема (б).
В помещениях с повышенной опасностью и особо опасных по возможному поражению электрическим током заземлению подлежат все-электроустановки с изолированной нейтралью напряжением от 42 до 380 В и выше переменного тока.