МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Пояснительная записка
Содержание
Методическое обеспечение курса
Основная литература
1. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. - М., 2002.
2. Голубков М.М. Русская литература XX века.- М., 2003.
3. Перцов П.П. Литературные воспоминания. 1890 – 1902 гг. – М., 2002.
4. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века: Диалоги на границах столетий. - М., 2001.
5. Кузьмина С.Ф. История русской литературы 20 века: Поэзия Серебряного века. - М., 2004.
6. Смирнова Л.А. Русская литература конца 19 – начала 20 веков. - М., 2001.
7. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 – начала 20 веков. - М.,1999.
8. История русской литературы 20 века: в 4-х кн. Кн. 1: 1910 – 1930 годы. / под ред. Л.Ф.Алексеевой. – М., 2005.
9. Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская критика конца 19 – начала 20 века. Хрестоматия. – М., 1982.
10. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века: Поэтика символизма. - М., 2003.
11. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003.
|
|
12. Начало века: Из истории международных связей русской литературы. - М., 2000.
13. Юмор в начале 20 века: сборник. - М.,2003.
14. Русская эпиграмма 18 – начала 20 века. - М.,1988.
15. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция. - М., 2005.
16. Трубина Л.А. Русская литература 20 века. - М., 2003.
17. Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский. - М., 2005.
18. Я.Смоленский В союзе звуков, чувств и дум. - М., 1976.
19. Русская литература: Большой учебный справочник. – М., 2002.
20. Романова Г.И. Русские писатели 20 века: Словарь-справочник. - М., 2003
21. Большой энциклопедический словарь. - М.,2000.
22. Хозиева С.И. Русские писатели и поэты. - М.,2002.
23. Русские писатели. 20 век. Биографии. - М., 2000.
24. Русские поэты XX века. - М., 2002.
25. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М., 2002.
26. Литература: Большой справочник. – М., 2004.
Дополнительная литература
1. Анатомия метафоры у Мандельштама // Успенский Б. Поэтика композиции. – СПб., 2000. – С. 291.
2. Труайя А. Максим Горький. – М., 2005.
3. Клинг О. Борис Пастернак и символизм. // Вопросы литературы. - 2002. - № 2. - С. 25-59.
4. Есипов В. Об одном трагическом заблуждении Александра Блока // Вопросы литературы. - 2002. - № 2. - С. 95-103.
5. Шмелев И.С. О творчестве и о себе. // Вопросы литературы. - 2004. - № 5. - С. 265-323.
6. Яковлев Г. Лгал ли Лука? // 1 сентября. - 2004. - № 45. - С. 2-6.
7. Колобаева Л.А. Русский эрос: философия и поэтика любви в романе начала и конца 20 века // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2001. - № 6. – С. 43.
8. Михайлова М.В. Писательницы Серебряного века в литературном контексте эпохи // 9. Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2001. - № 1. – С. 35.
|
|
10. Каманина Е.В. Русский Серебряный век: писатели и направления // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2003. - № 3. – С. 181.
11. Мочалова Н.В. Авторская позиция в «Окаянных днях» И.А.Бунина // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2001. - № 4. – С. 110.
12. Кормилов С.И. Критика Серебряного века в жанровом ракурсе // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2002. - № 1. – С. 185.
13. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990.
14. Киреев Р. «Говорите мне о любви…» // Роман-газета. – 2002. - № 19.
15. Лекманов О. Русский модернизм и массовая поэзия. Стихи в журнале «Нива» 1890 – 1917. // Вопросы литературы. – 2003. - № 4. – С. 310.
Пояснительная записка……………………………………………………...3
Методические рекомендации для преподавателей………………………..4
Методические рекомендации для студентов……………………………….7
Тематический план……………………………………………………….…8
Программа курса…………………………………………………………….11
Тематика и планы семинарских занятий…………………………………..25
Задания для самостоятельной работы……………………………………..34
Примерные экзаменационные вопросы……………………………………40
Методическое обеспечение курса………………………………………….43
История русской литературы XX века (1980 – начало 21 века)
Курс истории русской литературы.XX века (1980 – начала 21 века) систематизирует быстротекущий бурный литературный процесс двух последних десятилетий XX века и начала следующего столетия.
Цель курса - сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о современной литературе.
Задачи курса:
· дать представление об обилии и разнообразии художественных тенденций, методов творчества, эстетическом разбросе, о полной смене литературного кода на рубеже веков;
· охарактеризовать современный литературный процесс с точки зрения его включенности в общую картину жизни страны;
· выявить закономерности, координаты, эстетические новации, сигнализирующие о динамике развития русской литературы и непрекращающейся литературной эволюции;
· приобщить студентов к проблемам современности, воспитать активное отношение к литературе и жизни.
Современный литературный процесс рубежа XX – XX1 веков заслуживает особого внимания по ряду причин: во-первых, литература конца века своеобразно подводит итог художественным и эстетическим исканиям всего столетия; во-вторых, новейшая литература помогает понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности; в-третьих, своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XX1 века.
Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым студентами в процессе изучения курса:
-знать основные теоретико-литературные понятия курса;
-знать о современных дискуссиях и нерешенных проблемах литературоведения.
-уметь анализировать художественное произведение в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов;
-уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы;
-уметь конспектировать научную литературу;
-уметь работать с энциклопедиями и специальными словарями;
-уметь в письменной форме отвечать на контрольные вопросы по курсу;
-иметь представление об общих и специальных работах;
-понимать основные положения научной литературы по курсу;
-владеть навыками ведения дискуссии по проблемам курса;
-владеть навыками самостоятельного, критического мышления.
Методические рекомендации для преподавателей
Временные рамки современной русской литературы – 90-е годы XX – начало XX1 века, то есть по настоящее время. Однако возникает необходимость изучения предпосылок, обусловивших ее нынешнее состояние. Поэтому программа охватывает период второй половины 80-х годов XX века (произведения, написанные позже 1984 года, то есть начиная с эпохи «перестройки» и утверждения «гласности») – начала XX1века. Произведения современной литературы не являются «классическими», а следовательно, возможны полярные взгляды и мнения. Дистанция между временем опубликования произведений, их оценкой критикой и читательским признанием сокращена, поэтому студент должен самостоятельно определить новаторство и традиции в произведениях, интерпретировать и дать оценку качественности текста.
|
|
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
На лекциях создается база знаний, ориентирующих студентов на самостоятельный поиск смысла филологических явлений.
Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с текстами учебных пособий и самих произведений. В основе изложения учебного материала - синтез лекционных ориентиров с углубленными и расширенными описаниями изучаемого материала. Рекомендуется использовать методику качественного решения проблем (создание ситуаций, стимулирующих процессы восприятия и понимания изучаемого материала). В содержании изучаемого материала должны быть представлены компоненты, побуждающие к творческой активности.
Эмоционально-ценностный компонент предполагает представление в содержании такого материала, который способствует проявлению эмоционального отношения к рассматриваемым фактам; устраняет внутренние препятствия творческим проявлениям обучаемых; демонстрирует возможности использования метафор и аналогий; поддерживает воображение и фантазию; развивает впечатлительность, широту и насыщенность восприятия; создает условия для обнаружения смысла в учебном материале.
Критический компонент содержания определяет его как основу для осмысления любого факта на предмет соответствия или несоответствия ценностям и смыслам эпохи открытия, современным ценностям, исходя из их априорного понимания студентом; ориентирует на развитие достаточно сильной позиции критичности.
Рефлексивный компонент ориентирует на создание ситуаций, когда содержание востребует умение осмысливать явление при помощи изучения и сравнения собственных размышлений, сомнений; умение конструировать и удерживать образ своего “Я” в контексте переживаемого события, самостоятельности в принятии решений и ответственности за них.
Творческий компонент содержит материал, требующий экспертные оценки и условия для перевода обучаемых в позицию экспертов; “обыденные” пояснения студентами собственных, донаучных и интуитивных (априорных) представлений о смысле представляемых явлений, основу для конструирования собственных отношений к изучаемому событию.
Регулирующий (оценочный) компонент содержания: рефлексия может выполнять и функцию самооценки, выступая как основа самоконтроля за качеством знаний, который выстраивается, прежде всего, от студента. Контроль выступает как диагностика усвоения учебного материала, его “осознание”.
Содержание знаний в учебном процессе прямо или опосредованно связано со средствами их изучения. Таким образом, выделяются три взаимосвязанных формы обучения, имеющие общие и специфические средства:
- вводная информация (на лекциях);
- изучение текстов и выполнение письменных заданий (самостоятельная работа студентов по созданию новых текстов);
- обсуждение текстов на основе вводной информации (семинарские, практические занятия).
Способы представления лекционного материала, как средства пробуждения и расширения смыслотворческой деятельности студентов:
- работа преподавателя с содержанием темы, которая позволит ему обратиться к реальным источникам существования филологических изысканий;
- исчерпывание возможностей накопленного научного опыта - представление позиций, необходимых для начала переосмысления рассматриваемого материала: недостаточность имеющихся знаний, их несоответствие современным представлениям, закрытость, однозначность, абсолютизация, конечность и т.п. накопленных знаний;
- представление существа проблемы с позиций различных научных подходов: раскрываются особенности феномена, объясняются его связи с другими явлениями, определяется ориентировочный веер возможностей развития самого феномена и опосредуемых им положительных и негативных влияний на другие феномены и т.п.
- представление противоречий: материал размечается ориентирами для дискредитации прежних смыслов и построения актуальных; привлечение неявных средств пробуждения культурного смыслотворчества: философские аспекты представления учебного материала, особым образом распределенного и по-разному воспроизводимого в условиях столкновения познания с трудностями (феноменологическая позиция с использованием методов понимания, эйдетической редукции и саморазвития точек духовно-личностного измерения).
- введение проблемной неоднозначности выдвигаемых ориентиров: прием сопоставительного анализа понятий способствует формированию предпосылок для самоорганизации личностных установок на осознание внутренних источников, связей, механизмов развития сущностей и смыслов явлений, составляющих предмет изучения;
- подбор материала, ориентирующего на развитие сильной позиции критического отношения к педагогическим явлениям.
Достаточно сильная позиция критичности: 1) умение считать свое мнение и ценностные ориентации не как единственно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями; 2) умение доказывать и отстаивать свои идеи, свою позицию; 4) умение избегать огульного и мелочного «критиканства»; 5) умение избегать установок “у нас (у них) все равно лучше (хуже)”; 6) умение объективно оценивать себя в возможной (предполагаемой) ситуации действия негативных факторов, проявляемых тем илииным филологическим изысканием.
|
|
Организация семинарских занятий
На первый план выносится создание условий для становления сознания, способного самостоятельно конструировать пространство своих филологических изысканий. Основной материал - это собственно работа сознания, которая в гуманистической педагогике не может быть инициирована иначе, как посредством создания условий, побуждающих его самостоятельную смыслопоисковую интеллектуальную деятельность.
Условия или учитываются, или создаются для использования в образовательных целях. Этим условие отличается от понятия “метод”. Собственно условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности. Это возможности для оценивания, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается в качестве содержания.
Личностное отношение к знаниям обеспечивается посредством востребования “обыденных” пояснений студентами собственных, донаучных и интуитивных представлений о смысле изучаемых явлений. Для этого создаются условия, ненавязчиво ставящие студентов в позицию экспертов. Используются приемы создания проблемных ситуаций, а также многие позиции открытого представления знаний: информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; внимание акцентируется на зависимости рассматриваемого явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития и т.д. Таким образом осуществляется введение собственных смыслов студентов в контекст сообщаемой информации. Происходит дополнение научных смыслов (вводная информация преподавателя) обыденными их значениями, существующими в представлениях студентов.
Одним из эффективных средств востребования “обыденных” пояснений является демонстрация позитивных и негативных последствий описываемого явления.
Приемы совместного проектирования цели занятия:
- предложение темы преподавателем и пояснение своего видения ее цели;
- оказание педагогической поддержки студентам в доформулировании, уточнении и конкретизации цели, создание условий для осознания студентом сути цели занятия (“прояснение сущности”, вынесение за скобки несущественного), прояснение целевых противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая деятельность сознания);
- совместное проектирование требований к уровню знаний и умений по ступенькам подготовки (фактологические знания, ориентации на понимание источника возникновения явления, пояснения его смысла, связей смыслов с другими явлениями и т.д.);
- введение компонента региональных знаков, ценностей и смыслов культуры в проектирование цели (предложения по связи темы с родным городом, проявление личных познавательных потребностей, возможностей и интересов).
Готовность к практической реализации смыслов осуществляется благодаря использованию приемов вовлечения в дискуссию. Одним из эффективных приемов является предложение пояснить смысл антитезно представленного материала. Вводная информация оставляет определенный простор для завершения ее в дискуссионном порядке. Студентам предлагается высказать свою точку зрения на полученные сведения, дополняя их своими пониманиями и смыслами. Так достигается реализация актуального смысла.
Учитывая специфику, форму обучения студентов очного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации.
1. Со стороны преподавателя должен быть установлен контакт со всеми студентами-очниками и их информация о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучаемых необходимыми пособиями.
2. В процессе установочных лекций преподаватель раскрывает содержание курса предмета, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, характеризуя пути и средства получения углубленного знания предмета, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы, самостоятельному чтению.
3. Обучаемые должны тщательно спланировать учебное время так, чтобы в него органично вливались все изучаемые ими предметы, а также поэтапно спланировать по индивидуальному плану изучение читаемого курса.
4. Приступая к изучению предмета, необходимо подготовить учебную литературу. Основные учебники рекомендованы ведущим преподавателем в методическом пособии и также рекомендуются на вводной лекции.
5. В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый студент после изучения учебника и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе.
6. Успех в изучении предмета студента-очника зависит от систематической индивидуальной деятельности. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы; проблемных вопросов к каждой теме; предлагаемой литературе; подготовки практическим занятиям.
7. Студентам-очникам целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, придерживаться его рекомендаций и советов по успешному овладению знаний поданному курсу.
Тематический план дисциплины «История русской литературы XX века (1980 – начало 21 века)» для студентов 4 курса. В том числе: лекций - 30 часов, практических занятий - 16 (16) часов, самостоятельной работы – 62 (46) часов. Итоговая форма контроля – экзамен в 8 семестре.
№№ | Наименование темы | Лек- ции | Практ зан. | Самост. раб. |
Культурная атмосфера рубежа 20 – 21 веков. Основные черты современного литературного процесса. «Переходный «характер современной литературы. Массовая литература и ее роль в современной культуре. Поиск героя времени. Критика и современный литературный процесс. | 4 (4) | |||
Русский постмодернизм. Постмодернистская проза. Постмодернистские тенденции в поэзии. Концептуалисты. Метафористы. Преодолевающие модернизм. Куртуазные маньеристы. Постмодернистская драматургия. Драма Вен. Ерофеева. Театр Нины Садур. Е. Гришковец – человек – театр. | 4 (4) | 6(6) | ||
Современная проза. Автобиографизм в литературе. Новая реалистическая проза. Военная тема. Трансформация истории в литературе. Современная драматургия. | 2 (2) | 6(4) | ||
Современная русская поэзия. Последние представители Серебряного века. Поэты второй волны русской эмиграции. Поэты военного поколения. Шестидесятники. «Городская» лирика. «Тихая» лирика. «Неославянофилы». Авангардисты – радикалы. Андеграунд: диссиденты, «Лианозовская школа», «Петербуржская школа», «Московское время», «СМОГ». Поэты духовной традиции. Поэты синкретических направлений: авторская песня, рок–поэзия, популярная песня. | 4(2) | |||
Современная русская фантастика, ее жанры и темы. Писатели – фантасты. Утопии и антиутопии в современной литературе. Жанровые разновидности антиутопии. | 2 (2) | 4(6) | ||
Судьбы литературы русской эмиграции: «третья волна». Литература русского зарубежья в современном литературном процессе. Многообразие эстетических ориентаций в литературе третьей волны русской эмиграции и ее взаимодействие с метрополией. | 4(4) | |||
Современная эссеистика. Жанровые особенности. Черты эссеистического стиля. | 4(4) | |||
Пушкинский миф в современной литературе. Игра с пушкинскими мифами в литературе постмодернизма. | 2 (2) | 6(4) | ||
Образ Петербурга в прозе 20 – 21 веков. Неоднозначное восприятие Петербурга писателями разных веков. | 2(2) | 2 (2) | ||
Жанровые формы в современной прозе. Трансформация жанров. Объединение жанровых моделей. Переосмысление периферийных жанров. Авторские жанры. | 6(4) | |||
Современный русский рассказ: В. Астафьев, В. Распутин, Е. Попов, Ю. Поляков, А. Солженицын. Жанровое многообразие. Отражение проблем современной жизни. Рассказы-миниатюры. | 2(2) | 4(4) | ||
Сетература. Гипертекст. Архивы и библиотеки в Сети. Дискуссия о сетевой литературе в середине 1990-х гг. Литературные игры. Конкурс «Тенета». Гостевые книги. Литературная полемика в Сети. Литературные ресурсы Интернета. | 4(4) | |||
Массовая литература конца ХХв. Ее роль. Облик массового человека 20 века. Жанрово-тематические каноны. Функции. Поэтика повседневности. Связь с фольклором. Автор в массовой литературе. Возрождение детектива. | 2(2) | 6(2) | ||
«Женский почерк» в современной прозе: Т.Толстая, Л.Улицкая, Л.Петрушевская, В.Токарева. Дискуссии о женской прозе. | 2(2) | 6(2) | ||
Итого | 16 (16) | 68 (46) |
Примечание: в скобках указаны часы для студентов башкирской филологии.