Типологические особенности современного российского права

Российская правовая система Раскрыть следующие понятия: регламент, манифест, именной указ, кодификация, частное право, публичное право, закон, подзаконный акт, договор, советское право, социалистическая правовая семья, ^ 1. Особенности и основные этапы эволюции российской правовой системы

Начиная изучать правовую систему России, необходимо обратиться к её формированию в 10-11 вв. К источникам древнерусского права относились:

  • обычное право – совокупность правил поведения, сложившаяся при их длительном использовании;
  • договоры с Византией и немецкими городами;
  • византийское законодательство, заимствованное после принятия христианства (Эклога Льва Исавра и Константина Копронима, Прохирон Василия Македонянина, Судебник императора Константина). Сфера применения этих актов – гражданское и уголовное право;
  • церковное право Византии (установлена особая юрисдикция церкви, которая рассматривала семейно-брачные отношения);
  • уставы князей (фактически устав посвящён одному конкретному вопросу и определяет границы церковной юрисдикции);
  • Русская Правда (первый сборник обычного права). Она не являлась результатом правотворчеством государства. В ней закреплены обычаи и осуществлён переход на более высокий уровень правового регулирования. По своему типу Русская Правда может быть поставлена в один ряд с варварскими Правдами Западной Европы (Салическая Правда, Рипуарская Правда). Кровная месть заменяется штрафом. Власть не обладает правом на подачу иска. Пострадавший сам начинает дело. Процесс носит состязательный характер и не является письменным;
  • Псковская судная грамота 1397 г.;
  • Новгородская судная грамота середины 15 века.

В период образования русского централизованного государства система источников права претерпевает определённые изменения.

1. Русская Правда утрачивает силу с 14 века и её место занимают жалованные и устные грамоты. Жалованная грамота – это правовой акт привилегированного характера (дарственные акты на имущество, либо льготное налогообложение, либо подтверждение действия общей нормы). Уставные грамоты определяли порядок местного управления определённой территории (Двинская уставная грамота 1397 г.).

2. Губные грамоты, издававшиеся с 30-х гг. 16 века по просьбе местного населения.

3. Уставные земские грамоты (50-е гг. 16 века).

4. Судебники. Они являлись первыми крупными правовыми актами, созданными государственной властью (1497, 1550, 1589). В них право ещё не делится на отрасли, однако можно выделить материальное и процессуальное право. Судебники действовали на территории всей страны. Основное развитие получил процесс (гражданский и уголовный). На основании ст.97 Судебника 1550 г. закон не имел обратной силы, что говорит об определённом развитии юридической техники.

5. Стоглав (1551 г.), который наряду с Судебниками произвёл систематизацию обычного права, продолжавшего действовать.

6. Указанные книги приказов. Нужно учитывать, что множество законов и указов давались в устной форме, а в приказах их фиксировали и оформляли.

7. Соборное Уложение 1649 г. Это – первый полномасштабный кодекс России. В нём можно выделить отрасли права (уголовное, административное). После принятия Уложение было напечатано и разослано на места для сведения населения и чиновников.

До конца 17 века русское право развивалось самобытно, несмотря на некоторые заимствования законодательных актов Византии и Великого княжества Литовского. С начала 18 века начался императорский период истории государства и права России. Резко усилилось вмешательство власти в повседневную жизнь человека. Основными источниками права в этот период стали нормативные акты, изданные государственной властью. К ним относились:

1. Регламенты – нормативные акты, определяющие структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.

2. Манифесты – нормативные акты, издаваемые только монархом и обращённые ко всем жителям страны (содержали декларативные нормы).

3. Именные указы – нормативно-правовые акты, издаваемые монархом и адресованные конкретным учреждениям и должностным лицам (носили правоприменительный характер).

4. Указы – нормативные акты, издаваемые монархом или Сенатом и направленные на разрешение конкретных дел.

5. Уставы – сборники правовых норм, регулирующих определённую сферу государственной деятельности.

Усиленно развивались отдельные правовые институты, особенно в сфере публичного права. Была осуществлена «рецепция» права стран Западной Европы (Нидерландов, Швеции). Закон становится источником прав и обязанностей подданных.

В первой половине 19 века была осуществлена кодификация русского права. Все существующие законы были сведены в единую систему. В 1835 г. введён в действие Свод законов Российской Империи. Кроме того, в хронологическом порядке издано Полное Собрание законов Российской Империи. Однако кодификация не была полной. Гражданское законодательство оставалось архаичным из-за господства сословного строя. Уголовное законодательство было унифицировано и в 1845 г. издано Уложение о наказаниях уголовный и исправительных.

Со второй половины 18 века в России начала развиваться теоретическая юриспруденция, так как увеличившаяся правотворческая деятельность государства требовала наличия специалистов-правоведов. Юридическая наука развивалась в университетах и лицеях (Московский университет 1755 г., Демидовский лицей 1803 г., Царскосельский лицей 1811 г.). На основании Указа от 6.08.1809 г. о новых правилах производства в чины для занятия должности в государственном аппарате требовалось наличие образования (в том числе и юридического). Само юридическое образование было основано на изучении нормативных актов и судебной практики. Значительным был интерес к римскому праву, так как категориальный аппарат отечественного правоведения был недостаточно развит. Римское право во многом было рецепировано в гражданское законодательство, что позволяет сделать вывод о вхождении России в семью романо-германского права.
Говоря о советском периоде развития отечественного права, следует обратить внимание на то, что преемственность по отношению к предыдущему периоду развития практически отсутствует. Законодательство Российской Империи было отменено, и в течении нескольких лет (1918-1922) его заменяло «революционное правосознание», являвшееся на практике беззаконием и вопиющим произволом. Общий уровень правового развития населения был крайне низким, вследствие чего нельзя было осуществить какие-либо эффективные меры по наведению правопорядка. Кроме того, пришедшие к власти большевики вообще отрицали необходимость существования права. С начала 20-х гг. были предприняты попытки создать новое, социалистическое право. Основой права стал классовый подход. Весьма высокая была роль доктрины. Например, существовали следующие основные воззрения на право:

1. Право как классовый порядок (П.И. Стучка).

  • всякое право является классовым;
  • формально-логический метод в юриспруденции должен быть заменён революционно-диалектическим;
  • материальные общественные отношения являются базисом для объяснения и понимания правовой надстройки. Право фактически является формой насилия. «Право – это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая его организованной силой»;
  • деление права на публичное и частное категорически отвергается, так же как и концепция правового государства. Господствует правовой нигилизм, который является разновидностью социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку.

2. Право как меновое отношение (Е.Б. Пашуканис). Право – форма существования буржуазного общества. Пролетарского права не может быть, так как предполагается отсутствие угнетения. Право есть порождение меновых отношений товаровладельцев. Высшей формой права является процесс.

3. Право как идеологическая форма классовых отношений (И. Разумовский). Возникновение права данный автор связывал с классовыми материальными отношениями. Право – форма общественного сознания.

4. Психологическая концепция классового права (М.А. Рейснер). Классовое право вырабатывается интуитивно в соответствии с положением класса и его психикой. В этом заметно влияние теории Л.И. Петражицкого.

В 1938 г. на 1-м совещании юристов А.Я. Вышинский сформулировал «окончательное» определение права как воли экономически господствующего класса, возведённой в закон.

Говоря о развитии и состоянии советского законодательства, нужно учитывать тот факт, что оно напрямую было подчинено целесообразности и не было стабильным. Кроме того, основную массу нормативных актов до конца 80-х годов составляли ведомственные акты, зачастую противоречащие немногочисленным законам и носящие закрытый характер. Отрасли советского права целиком находились в подчинении официальной идеологии. Деление права на публичное и частное не признавалось в связи с отсутствием частной собственности. Гражданское право носило «опубличенный» характер. Государство активно вмешивалось в частно-правовые отношения, устанавливая различные ограничения и запреты. В 20-х гг. была осуществлена первая, а в 50-60 годах – вторая кодификация права. Существовавшее советское право не может быть отнесено к романо-германской правовой семье, несмотря на определённое сходство с неё. Источниками советского права признавались:

    постановления ВЦСПС – высшего органа профсоюзов СССР, наделённого правом принимать обязательные для всех постановления по вопросам охраны труда и социального страхования;

    Иные источники права, кроме нормативных правовых актов государственных органов и общественных организаций, в Советском государстве почти не признавались.
    Сравнительно-правовой характер социалистического права: социалистическое право как квазизападное право

    В современной компаративистике существует три теории о природе социалистического права – французская, германская и американская. Французская теория считает социалистическое право «внебрачной (т.е. нелегитимной) дочкой» романо-германского права со многими чертами, присущими этой правовой семье. Согласно данной теории социалистическое право является самостоятельной правовой семьей, обладает многими атрибутами Романо-германского права, но все-таки относится к категории квазизападного права. вместе с тем германская теория (теория временной аномалии социалистического права) считает социалистическое право «блудным сыном» Романо-германского права, который со временем вернется к своему родному дому. Соответственно данной теории социалистическое право хотя и является самостоятельной правовой семьей, но по существу построено на базе Романо-германского права и лишь на определенное время отклоняется от континентально-европейского. В противоположность этим двум взглядам в американской теории утверждается, что социалистическое право представляет собой «генетическое уродство» с некоторыми элементами Романо-германского права. Как французская и германская теории, американская теория считает социалистическое право самостоятельной правовой семьей и включает его в категорию квазизападного права. Все три западные теории о природе социалистического права единогласно утверждают, что по первому критерию для микроклассификации правовых систем, т.е. по признаку правового стиля, а также по философии гражданского процессуального права социалистическое право практически не отличается от романо-германского права. Существенное различие между Романо-германским и социалистическим правом проявляется именно в философии уголовного процессуального права и в вопросе правовой идеологии. По этим двум критериям социалистическое право коренным образом отличается от Романо-германского права и обособляется от чисто западного права.

    Согласно американской теории о природе социалистического права правовая идеология социалистического права состоит из трех компонентов – таких, как экономическая, квазитеологическая и социально-политическая философия права. Данная теория рассматривает социалистическое право не только как учение о праве, но прежде всего как теологию об обществе. Экономическая философия социалистического права проявляется в следующих конкретных формах: установлении государственной собственности на основные средства производства, особенно на землю и ее недра, и их распределение; отрицание частной, но признание личной собственности; вытеснении деликтного права правом социального страхования и непривычным для западного права симбиозом деликтного и уголовного права; отрицание существования частного права вообще, т.к. по марксистско-ленинскому учению о праве, «все право публично, и мы ничего частного не признаем»; политизации и идеологизации гражданского права; проведении политики уравниловки в экономической жизни общества; карательной налоговой политики, направленной против частной собственности. В свою очередь квазитеологическая философия социалистического права состоит из учения об отмирании государства при коммунизме и торжестве морального кодекса строителя коммунизма; о воспитательной роли права, цель которого заключается в воспитании нового человека, очищенного от природных грехов, т.к. при коммунизме будет жить лишь «новый человек»; патернализме государства по отношению к своим гражданам, которых оно считает своими детьми, при этом отец всегда знает, что лучше для ребенка и полностью управляет его жизнью.

    Наконец, социально-политическая философия социалистического права проявляется в учении о руководящей роли коммунистической партии, согласно которому коммунистическая партия считалась умом, честью и совестью эпохи; о том, что обществом будут управлять не все граждане, а лишь достойнейшие из достойнейших, т.е. члены коммунистической партии; надзоре коммунистической партии над всеми государственными органами; проведении кадровой политики, основанной на идеологической закалке, а не на меритократии; признание сугубо позитивистской теории права, согласно которой несанкционированный обычай не считается источником права. Близкое ознакомление с основными тезисами правовой идеологии социалистического права сразу дает понять, что данная правовая семья не признает кардинальных принципов правовой культуры и сущности правового государства, лежащих в основе западной правовой традиции. Именно по этому признаку и по философии своего уголовно-процессуального права оно и называется квазизападным правом, несмотря на то, что полностью воспринимает правовой стиль и философию гражданского процесса Романо-германского права.
    ^ 2. Источники современного российского права.

    Говоря о формировании современного российского права, прежде всего следует указать на основные принципы системы источников права:

    1. Признание и закрепление в Конституции прав и свобод человека высшей ценностью, а защиту прав человека и гражданина – обязанностью государства (ст. 2).

    2. Закрепление за Конституцией России и федеральным законодательством верховенства на всей территории страны (ч.2 ст.4)

    3.
    Федеральная система нормативных правовых актов характеризуется следующими основными звеньями:

    1. Конституция России – это правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина.

    2. Закон – основной правовой акт, издаваемый представительным органом или принимаемый путём народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

    3. Указы президента России.

    4. Постановления Правительства России.

    5. Акты федеральных органов исполнительной власти.

    6. Нормативные правовые акты местного самоуправления.

    7. Корпоративные нормативные правовые акты.

    К иным источникам современного российского права относятся:

    • договоры нормативного содержания (соглашение сторон, выражающее их волю к установлению, изменению и прекращению их прав и обязанностей, к совершению либо воздержанию от совершения юридических действий);
    • правовые обычаи (исторически сложившиеся путём многократного повторения правила поведения, которые признаются и охраняются государством);
    • судебная практика (совокупность решений судов, имеющая правоприменительный характер и принятая в строгом соответствии с законом, самостоятельная и не связанная актами других органов, индивидуализированная по содержанию в связи с конкретностью рассматриваемого спора);
    • международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права.

    Следует отметить, что система источников российского права носит открытый характер, она ещё не устоялась. То же уточнение относится и к структуре права России. В настоящее время она включает в себя деление права на публичное и частное. К публичному праву относятся такие отрасли как конституционное, административное и уголовное право, а к частному – гражданское, семейное, трудовое право. Характеризуя все существующие отрасли российского законодательства, нужно отметить следующие основные положения. Разработка и принятие Гражданского кодекса РФ является важнейшим после Конституции РФ достижением законотворческой деятельности государства. ГК РФ регулирует многообразные и сложные имущественные и личные неимущественные отношения, которые возникают и развиваются в условиях рынка и экономической свободы личности. Регулируемые ГК отношения основываются на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, свободе договора и судебной защиты нарушенных прав. Диспозитивные нормы ГК РФ позволяют гражданам самостоятельно определять и осуществлять имущественные права, если это вызывается их интересами и возможностями. В целом ГК позволяет надлежащим образом регулировать большую часть отношений в сфере современного рынка. Однако, кодекс обладает и определёнными недостатками. Некоторые его положения носят следы заимствования из семьи англо-американского права (доверительная собственность), что противоречит самой системе российского гражданского законодательства.

    Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г., сохраняет значительную часть действовавших норм и дополняет их новыми положениями, призванными защитить интересы экономически слабых членов семьи в условиях рынка. В частности, допускается возможность заключения между супругами брачного договора с целью определения своих прав и обязанностей по взаимному содержанию, способов участия в доходах друг друга, порядка внесения каждым из них доли в семейных расходах, а также определения имущества, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.

    Значительные изменения внесены в правовое регулирование трудовых отношений. Были приняты законы «О занятости населения в РСФСР» (1991 г.), «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (1991 г.), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995 г.). Эти законы в определённой мере смягчили для работников негативные последствия современных экономических преобразований. Однако, развитие трудового законодательства идёт медленными темпами и явно отстаёт от социальных процессов. Практически отсутствуют действенные механизмы правовой защиты работников в случаях банкротства предприятий и организаций, а также задержки заработной платы.

    Свободное развитие сферы частного права, стабильность и реальность возникающих в ней правоотношений гарантируется государством, его органами, призванными не только предоставлять право гражданам и иным лицам, но и создавать необходимые условия для их реализации. Поэтому проблема совершенствования публичного права, вопросов организации и деятельности государственных органов должно находиться в центре внимания федеральных законодательных органов. В числе наиболее важных, принципиальных изменений, внесённых в систему отраслей публичного права, можно выделить:

    • создание новой отрасли в виде налогового права;
    • интенсивное развитие природоохранного законодательства;
    • законодательное регулирование общественных отношений в сферах государственной деятельности, которые ранее регулировались на уровне постановлений Правительства СССР, имевших, как правило, гриф ограничительного распространения и недоступных для населения;
    • установление правовых основ организации государственной службы в Российской Федерации и правового положения её работников;
    • внесение существенных изменений в порядок получения гражданами России образования.

    По большинству признаков Романо-германского права современное российское право уже проявило себя достойным кандидатом в члены этой правовой семьи. Иными словами, российское право на сегодняшний день последовательно выполняет одно из трех требований, предъявляемых к членам этой семьи, - требование правового стиля. По этому требованию современное российское право отличается лишь некоторыми национальными особенностями от семьи Романо-германского права, т.е. данное отличие носит сугубо количественный, а не качественный характер. Так, например, в различных странах Романо-германского права судебный прецедент признается в качестве нормативного источника права. В России не существует судебного прецедента европейских форм. Но в России существуют абстрактные решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, постановления Президиума Верховного суда и обзорное письмо Высшего Арбитражного суда, которые, по мнению Осакве, следует считать нормативными источниками права, хотя их нельзя считать судебными прецедентами в европейском понимании этого института. Следует отметить, что система абстрактного толкования закона верховными судами, не обладающими конституционной юрисдикцией, не практикуется в странах Романо-германского права.

    Еще одной национальной особенностью современного российского права является создание верховного суда по коммерческим делам в лице Высшего Арбитражного Суда. Подобного нет в судебных системах всех стран Романо-германского права. Во всех этих странах один верховный суд выступает в качестве суда высшей инстанции по гражданским и коммерческим спорам. Данное российское отклонение от континентальной европейской практики сразу вводит две новеллы – в России есть отдельный Верховный суд по коммерческим спорам и отдельный Арбитражный (т.е. коммерческий) процессуальный кодекс, но в России нет отдельного коммерческого кодекса. Во Франции и Германии, наоборот, нет отдельного коммерческого (т.е. арбитражного) процессуального кодекса, но есть отдельный коммерческий кодекс. По этому вопросу современное российское право доводит принцип дуализма частного права (т.е. разделения частного права на гражданское и коммерческое) до своего логического конца. Особенностью современного российского права в области философии гражданского процессуального права следует также считать правило ст.225 действующего ГПК РСФСР, согласно которому «суд, обнаружив при рассмотрении гражданского дела нарушения законности или правил социалистического общежития отдельными должностными лицами или гражданами, выносит частное определение и направляет его соответствующим предприятиям…». Явно институт частного определения суда является пережитком социалистического права и не практикуется в континентально-европейском праве.

    Во-вторых, по философии уголовно-процессуального права современное российское право еще недостаточно очищено от атрибутов социалистического права. В российском праве, как и в Романо-германском, действует состязательный гражданский процесс и инквизиционный уголовный процесс. Между российским и Романо-германским процессами есть несущественное, допустимое различие; но между действующим российским уголовным процессом и современным Романо-германским инквизиционным уголовным процессом имеется серьезное и существенное различие. Дело в том, что в результате широкомасштабного реформирования философии процессуального права современный инквизиционный уголовный процесс во Франции или Германии уже не похож на классический инквизиционный уголовный процесс прошлого времени. В отличие от этого действующий российский инквизиционный уголовный процесс сохраняет многие атрибуты социалистического инквизиционного уголовного процесса, что и приближает его к классическому инквизиционному уголовному процессу. С точки зрения западного права неприемлемые аспекты действующего российского инквизиционного уголовного процесса сводятся к следующему: доминирующая роль прокурора и подчиненного ему следователя на всех стадиях досудебного процесса, что сводит роль адвоката на этих стадиях к бессмысленной формальности; содержание подсудимого в клетках в зале суда, что является грубейшим нарушением прав человека; общая суровость уголовного наказания и во многих случаях несоразмерность наказания тяжести совершенного преступления; нечеловеческие условия содержания подследственных лиц в следственных изоляторах и, наконец, сохранение практики «телефонного права» при рассмотрении некоторых уголовных дел. Для того чтобы приблизиться к современному Романо-германскому инквизиционному уголовному процессу и таким образом стать действительно европейским, действующий российский уголовный процесс нуждается в существенном реформировании.

    В-третьих, по третьему критерию для классификации правовых систем по группам современное российское право далеко не готово для членства в Романо-германской семье. Речь идет о правовой идеологии как признаке для микроклассификации правовых систем по группам. Правовая идеология современного российского права еще носит отпечатки идеологии социалистического права. Так, например, современное российское право продолжает придерживаться позитивистской теории права, отрицающей несанкционированный обычай как источник права; налоговая политика современного российского права продолжает оставаться карательной в отношении частной собственности; современное российское право до сих пор не ослабляет жесткого принципа государственной собственности на землю и ее недра. Одним словом, правовая идеология современного права еще не совсем перешла в русло правовой идеологии Романо-германского права.

    В-четвертых, т.к. Романо-германское право есть член западной правовой традиции, любой кандидат в члены Романо-германского права должен также непременно выполнять требования ко всем членам данной правовой традиции. Среди таких членских требований можно выделить два важнейших, а именно: внедрение в правовую систему страны основных предпосылок создания правового государства и создание юридической базы для процветания соответствующей правовой культуры. Принимая во внимание эти требования западного права следует отметить, что современное российское право еще не отцепилось от своего социалистического якоря. Иными словами современная Россия далека от правового государства в западном понимании этой концепции, в современной России отсутствует уровень правовой культуры, требуемый для полноправного членства в семье западной правовой традиции. Тот факт, что Россия объявила себя правовым государством в своей Конституции, не меняет сложившуюся картину. Быть может, Россия и является правовым государством, но только на бумаге, а не в реальной жизни.
    ^ 4. Тенденции современной российской правовой системы

    Большинство отечественных и зарубежных компаративистов полагают, что влияние романо-германской правовой семьи на отечественное право ныне достигло такого уровня, что можно с полным правом говорить о "членстве" в ней России.

    А.П. Семитко полагает, что российская правовая система - европейская разновидность романо-германской правовой семьи.

    Другие исследователи уточняют, что российское право - это евразийская разновидность романо-германской правовой семьи. Российская цивилизация - евразийская, в которой причудливым образом переплетаются черты, уходящие в собственно раннеславянскую культуру, дополненные мощной инъекцией еврохристианских ценностей и, наконец, постоянно подпитываемые контактами с кочевыми азиатскими племенами.

    По мнению А.П. Глебова, характер источников права - не единственный и далеко не определяющий критерий отнесения национальной правовой системы к той или другой правовой семье. Он относит российскую правовую систему к евразийской, указывая, что при этом нужно учитывать тенденции развития правовых семей.

    Прямо противоположным (и достаточно редко звучащим) является вывод о том, что российские юридические паруса "надувают ветры" из США и Великобритании, что Россия тяготеет к англосаксонской правовой семье. По-видимому, этот вывод верен применительно к отдельным институтам гражданского и уголовно-процессуального права, но не к правовой системе в целом.

    Профессор М.Н. Марченко полагает, что о принадлежности российской правовой системы к романо-германской правовой семье тем более нельзя говорить, что у нее в настоящее время так же, как это было и раньше, гораздо больше своих собственных, свойственных только ей одной, специфических черт, чем общих признаков с романо-германским правом. Российская правовая система, как наиболее мощная и влиятельная из всех прежних социалистических правовых систем, находится в настоящее время в переходном состоянии, открытом для обмена идеями, опытом и взаимодействия с любой правовой системой.

    Остается ли романо-германская правовая семья в XXI столетии в основном правильным для России выбором? На этот вопрос могут дать ответ коллективные усилия отечественных компаративистов, которые возьмут на себя кропотливый труд оценить современное состояние правовой системы Российской Федерации, отдельных отраслей права под углом зрения компаративистских критериев классификации правовых систем.
    Начиная с середины 30-х гг. вплоть до конца 80-х гг. 20 столетия советское (российское) право вошло в самостоятельную семью социалистического права, которая по своей природе существовала и существует вне рамок западной правовой традиции. В классификации правовых систем современности К. Осакве социалистическое право относит к категории квазизападного права. Процесс «отцепления» российского права от своего социалистического якоря начался в 1991 г. Современное российское право перестало быть социалистическим или советским в чистом виде этих двух категорий примерно в середине 90-х гг., но на сегодняшний день еще не полностью очищено от атрибутов социалистического права и еще не приобрело новой родовой принадлежности. Оно сегодня находится на распутье и упорно «обдумывает» свою новую сущность. На данный момент российское право выполняет одно из трех требований, предъявляемых к кандидатам в члены Романо-германской правовой семьи, а именно требование по правовому стилю, хотя и по этому критерию оно имеет национальные особенности и отклонения от континентальной европейской нормы. По философии гражданского процессуального права современное российское право обладает всеми атрибутами Романо-германского права, но по философии уголовного процессуального права действующий российский инквизиционный процесс не выполняет требований современного Романо-германского инквизиционного уголовного процесса и нуждается в капитальном реформировании в сторону подкрепления процессуальных прав подозреваемого и обвиняемого. По третьему требованию к кандидатам в члены семьи Романо-германского права (критерию правовой идеологии) современное российское право еще не полностью очищено от системообразующих элементов правовой идеологии социалистического права.

    По двум родовым требованиям, без выполнения которых любой кандидат в члены семьи западной правовой традиции не может быть принят в членство данной правовой традиции, по двум императивным атрибутам правовой культуры и правового государства, членство для российского права в этой группе даже не намечается, т.к. в современном российском праве отсутствуют атрибуты западной правовой культуры и современное российское государство пока рано считать действительно правовым. Если мы все это переведем на язык цифр, это означает, что из 5 требований, предъявляемых к членам Романо-германского права (требования по правовому стилю, философии процессуального права, правовой идеологии, правовой культуры и правового государства) современное российское право выполняет лишь 30 % объема этих требований. И все-таки, судя по проведенной реформе и по измеряемым тенденциям развития, можно сказать, что современное российское право целеустремленно движется в направлении присоединения к германской подгруппе внутри Романо-германской правовой семьи.

    Иными словами, не вызывает сомнения тот факт, что по родственным признакам и по тенденциям его развития современное российское право на уровне формального права ближе к Романо-германскому праву, чем к англо-американскому. Но суть этого исследования заключается в том, чтобы доказать путем сопоставления российского и Романо-германского права, что на данном этапе развития российское право нельзя считать полноценным членом континентально-европейской правовой семьи или западной правовой традиции вообще. Чтобы достичь этого статуса, российскому праву еще потребуется широкомасштабное реформирование, особенно в направлении очищения российского права от остатков правовой идеологии социалистического права, приближение российского инквизиционного уголовного процесса к современному континентально-европейскому стандарту, развитие подлинно европейской правовой культуры, для того чтобы Россия смогла стать настоящим правовым государством. В западном праве существует минимальный порог приемлемости для рассмотрения заявления о принятии нового члена в эту правовую традицию, который на данный момент российское право еще не перешагнуло. А на уровне «живого» права современная российская правовая система однозначно относится к внезападному праву: менталитет среднего россиянина по вопросам правопонимания и роли права в обществе носит скорее азиатский характер, чем западный.
    Участники I Международного конгресса сравнительного права, состоявшегося в 1900 г., выделяли славянскую правовую семью в качестве самостоятельной. О "славянской группе" писал французский юрист А. Эсмен в начале XX века. Имеются ли основания для такого вывода в XXI веке?

    Для России традиционно был характерен своеобразный, социоцентристский тип правовой культуры. Сильная община препятствовала становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни, создавала условия для почти полного поглощения лица миром и радикального отрицания всего личного. Глубокая христианизация русской государственности и политической культуры Киевской Руси оказала влияние на конституционно-правовую культуру страны. Государство традиционно воспринималось учреждением образовательным, просветительским и исправительным, но отнюдь не правовым. Лишь институт самодержавия обладал безусловной правовой легитимностью. Петровские реформы преследовали прежде всего цель государственной секуляризации, а не заимствования западных юридических принципов. Правление Петра I было метко охарактеризовано С.Ф. Плетневым как "равенство всеобщего бесправия". Для правового сознания россиян в целом был характерен одновременно правовой нигилизм и правовой романтизм. Юридические формы нередко искажались, игнорировались, отторгались и заменялись другими социальными регуляторами.

    В XIX веке вытеснение естественной школы права исторической школой права сопровождалось в России распространением идей славянофильства. На юридических факультетах преподавание истории права и историческое изучение отраслей действующего права заняло преобладающее место. Часть ученых высказывали стремление возвратить формы права, уже пережитые исторически. С другой стороны, именно славянофилам принадлежат первые попытки преодолеть теорию норманистов и показать национальное происхождение русского государства и права. В рамках славянофильства были сформированы начала русской юридической школы, самостоятельной и во многом оригинальной, давшей основы методологии преодоления "панацеи" индивидуализма на путях учения о соборности.

    В настоящее время в России приобретает популярность идея о собственном, незаимствованном направлении развития страны. Идея "русского пути", "славянского пути" привлекает многих исследователей. Правовая наука не осталась в стороне от указанной общеполитической и общесоциальной тенденции.

    Так, В.Н. Синюков полагает возможным выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой цивилизации. Славянская правовая общность основывается, по мнению ученого, на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран. Русский правовой тип - самостоятельная альтернатива романо-германской и англосаксонской правовым культурам. Самобытность российской правовой системы обусловлена не только технико-юридическими, формальными признаками, но и глубокими социальными, культурными, государственными началами русского народа. Российской правовой культуре свойственен особый способ социализации позитивного права. Распространение, диффузия права идет не в прозрачной среде чистого, готового к формальной рецепции правосознания, а в очень насыщенной, непрозрачной среде мощного поднормативного регулирования - обычного, религиозного, корпоративно-общинного. Ученый выступает против одностороннего наращивания формально-правовых конструкций, которые не находят применения в жизни, полагая, что внедрение в правовую систему России концепций, сформировавшихся в романо-германской и англосаксонской системах права, не учитывающих различий духовных и нравственно-этических традиций Запада и Востока, пока преждевременно.

    Можно спорить с В.Н. Синюковым по ряду позиций, однако нельзя не согласиться с общим выводом о том, что масштабы и формы иностранного влияния на российскую правовую систему подчас переходят естественные для взаимопроникновения культур рамки и приобретают характер агрессии.

    Другие исследователи (например, Ю.А. Тихомиров) ставят вопрос о наличии условий для формирования общего славянского права. А.Х. Саидов называет спорным призыв выделить самостоятельную славянскую правовую семью и возвратиться к правовой системе государств восточнославянской культуры. Характеризуя правовую культуру России X-XIX вв., автор пишет об отрицательном отношении православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре. С последним утверждением мы готовы поспорить: православие и право отнюдь не антагонисты, о чем свидетельствует и влияние церковного права в средневековой России.

    В истории России действительно можно выделить целые пласты чисто национального, так называемого русского права, по своей природе фидуциарного (основанного на доверии), регулировавшего самые разнообразные отношения - торговые (купеческое право), семейно-бытовые, в области местного самоуправления. В нашем отечестве существовали особые условия экономической жизни, коллективные формы хозяйствования (крестьянская община, артель), основанные на взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления. Наконец, для России характерен особый тип социального статуса личности с преобладанием коллективистских элементов правосознания, связи личности с государством ("служилый характер"). Традиционная основа российского права связана с особенностями православия, с его акцентом не на мирском жизнепонимании Бога и человека (католицизм) и тем более не на благословении стяжательства (протестантизм), а на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (благочестие, нестяжание).

    Представляется необходимым продолжить разработку важной и интересной проблемы формирования славянского права. В то же время следует подчеркнуть, что отстаивание тезиса о самостоятельности славянской правовой семьи не может сводиться к нетребовательному правовому самолюбованию.

    Краткий терминологический словарь


    Адат – обычное право у мусульманских народов, представляющее собой совокупность местных обычаев и народной юридической практики в сфере имущественных и семейных отношений.

    Атторней (прокурор) – государственное должностное лицо в англоязычных странах, выполняющее функции обвинителя или защитника.

    ^ Большое жюри – собрание из 24 постоянных присяжных заседателей, обладающее правом утверждать обвинительное заключение и предавать гражданина суду.

    Варна – сословная организация традиционного индусского общества.

    Гири (яп.) – правила традиционного поведения.

    ^ Глосса – мнение о каком-либо казусе, изложенное средневековым юристом на полях.

    Глоссаторы – средневековая юридическая школа (основатель – Ирнерий), основной целью которой было изучение источников римского частного права и их использование в правоприменительной деятельности.

    ^ Гэ (кит.) – нормы индивидуального характера, регулировавшие размер или количество чего-либо.

    Данада – принудительное воздействие со стороны государственной власти на человека, являющееся гарантией сохранности общественного порядка и соблюдения дхармы.

    ^ Дао – важнейшая этическая категория, описывающая присущий Небу нравственный закон (императив).

    Делегированное законодательство – издаваемые правительствами некоторых государств (Великобритания, Польша) по уполномочию парламента нормативные акты, фактически обладающие силой закона.

    Дхарма – обязанность, долг, которые зависят от кастовой принадлежности человека (каждая каста обладает собственными позитивными нормами, определяющими права и обязанности своих членов).

    Дхармашастры – политико-правовые трактаты, излагающие основы науки управления (артха). Самая известная из них – Артхашастра, написанная советником царя Ашоки Каутильей, называемого «индийским Макиавелли».

    ^ Дэ (кит.) – справедливость, присущая «благородному мужу», нравственной личности.

    Европейское право – система юридических норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием Европейских Сообществ и Европейского Союза и действующих и применяемых в переделах их юрисдикции на основе и в соответствии с учредительными договорами и общими принципами права.

    ^ Естественное право – совокупность наиболее важных принципов поведения, складывающихся в конкретном обществе в определенный исторический момент его существования, признаваемых большинством его членов в качестве справедливых, рациональных и обязательных, руководство которыми обеспечивает достижение состояния общественного порядка.

    Жень (кит.) – человечность, важнейшая категория китайский конфуцианской этики, выражающая статус человека в мире как биологического существа.

    Закон – основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

    ^ И (кит.) – долг, исполнение обязанности, накладываемой на человека его положением в социальной структуре, основу которой образует семья.

    Иджма – нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе рациональных источников, прежде всего единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов.

    Иджтихад – толкование норм шариата с помощью различных рациональных приемов в случае молчания источников права.

    Имамат – согласно шиитской государственно-правовой теории важнейший институт осуществления государственной (светской) и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, стоящего над государством и обществом.

    ^ Именной Указ – в императорской России нормативный акт, издаваемый монархом и адресованный конкретному учреждению или должностному лицу (носил правоприменительный характер).

    Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборники.

    ^ Каноническое право – совокупность правовых норм, регулирующих внутреннюю структуру римско-католической церкви и ее взаимоотношения с иными субъектами общества. В настоящее время основные нормы канонического права собраны в Кодексе канонического права () 1983 года.

    ^ Карма – метод обеспечения должного поведения, включающий в себя поощрения и санкции, используемые в зависимости от поведения человека.

    Каста (джати) – замкнутое сословно-профессиональное объединение людей, обладающее собственными правилами поведения и юрисдикцией по отношению к своим членам.

    ^ Кийас – суждение по аналогии в мусульманском праве при отсутствии обязательного правила.

    Кодекс – крупный сводный правовой акт, позволяющий детально регулировать определенную сферу общественных отношений.

    Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

    ^ Коллизионное право – совокупность норм, разрешающих противоречия между нормативными актами внутри государства и между ними.

    Консолидация – объединение мелких нормативных актов, изданных по единому или нескольким взаимосвязанным вопросам в укрупненный нормативно-правовой акт.

    Конфедерация – форма союза государств, при которой входящие в нее государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме.

    Конфуцианство – этико-религиозное учение Конфуция, ориентированное на глубокий традиционализм и патриархальность, воспроизводство «идеалов старины».

    ^ Коран – священная книга ислама, в которой изложена его сущность, основной источник мусульманского права.

    Кшатра – царская власть, основанная на божественном происхождении правителя и одновременном избрании его людьми.

    Легизм – одно из главных направлений древнекитайской мысли, основателем которого был Шан Ян (IV век до н.э.). Его учение было ориентировано на примат закона (фа) над ритуалом (ли).

    ^ Ли (кит.) – нормы обязательного и четко определенного ритуала, которыми руководствуется в своих поступках «благородный муж».

    Лин (кит.) – нормы административного права, отличавшиеся динамизмом и носившие дополнительный характер по отношению к уголовно-правовым нормам (люй) и регулировавшие деятельность администрации.

    ^ Люй (кит.) – нормы уголовного права, считавшиеся наиболее стабильными и незыблемыми.

    Малое жюри – коллегия из 12 непрофессиональных судей (присяжных заседателей), участвующих в рассмотрении гражданских и уголовных дел в США.

    Манифест – в императорской России нормативный акт, издаваемый только монархом и обращенный ко всему населению (содержал декларативные нормы).

    ^ Методология сравнительного правоведения – совокупность приемов и способов анализа и сопоставления правовых систем и отдельных правовых институтов различных государств.

    Мисдиминор – в уголовном праве США категория наименее опасных преступлений, граничащих с полицейскими правонарушениями.

    ^ Модельный закон – рекомендательный законодательный акт, принимаемый законодательным институтом межгосударственного объединения для нормативной ориентации законодательной деятельности его членов.

    Муджтахид – ученый-юрист, обладающий правом создавать новые нормы поведения и/или давать толкование существующих правил.

    ^ Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшаяся в пределах юрисдикционной территории государства.

    ^ Норма права – общеобязательное правило поведения, являющееся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений и обеспечивающееся принудительной силой государственной власти.

    ^ Общее право – правовая система, сложившаяся в Англии в XIII – XIV веках на базе местных обычаев и обобщения практики королевских судов, характеризующаяся признанием основным источником права судебного прецедента.

    ^ Объект сравнительного правоведения – статика и динамика развития правовой системы какой-либо страны или ее (системы) отдельных институтов.

    Обычное право – совокупность обычаев, используемых населением определенной местности в целях разрешения и предотвращения конфликтов.

    Пандит – знаток индусского традиционного права, состоявший при суде в качестве эксперта в конце XVIII – первой половины XX веков, когда Индия находилась под сластью Великобритании.

    Панчаят – традиционный орган управления в индийской деревне; совет касты, обладающий юрисдикцией по отношению к ее членам.

    ^ Подзаконный нормативный акт – правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон, принимаемый на основе и во исполнение закона.

    ^ Позитивное (положительное) право – совокупность нормативно-правовых актов, изданных правотворческими органами государства, действующих в определенный исторический период времени в какой-либо стране.

    ^ Постглоссаторы (комментаторы) – средневековая юридическая школа (XIII – XIV века), представители которой (Азо и Аккурсий) создали сборники глосс (первые учебники по римскому частному праву) и провели работу по приданию первоначально вида.

    ^ Право справедливости – часть прецедентного права Англии, сложившаяся на основе решений Суда лорда-канцлера (XV – XIX века).

    Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры (системы) права и исторических традиций его формирования и реализации.

    ^ Правовая система – совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности.

    ^ Правовой стиль – совокупность характерных черт данной правовой семьи (системы), включающей в себя: 1) Историческое наследие и развитие; 2) Форму правового мышления; 3) Юридическую технику; 4) Технику толкования норм права.

    ^ Предмет сравнительно правоведения: 1) Методологические проблемы сравнительно-правового исследования; 2) Сопоставительное изучение основных правовых систем современности; 3) Обобщение и систематизация результатов конкретных сравнительно-правовых исследований; 4) Разработка конкретных методических правил и процессов сравнительно-правовых исследований; 5) Исследование историко-сравнительных правовых проблем; 6) Сравнительное изучение международно-правовых вопросов современности.

    Пробация – испытательный срок, назначаемый условно осужденному по решению суда, во время течения которого особый чиновник осуществляет контроль за поведением гражданина.

    ^ Публичное право – функционально-структурная подсистема права, регулирующая взаимоотношения между гражданами и государственной властью (специально выделяется в романо-германской правовой семье).

    ^ Раштра – государство, обладающее правом издавать управленческие акты, обязательные для исполнения всеми субъектами традиционного права.

    Рё (яп.) – административно-правовые нормы в средневековой Японии, регулировавшие взаимоотношения государственной власти и общества.

    Регламент – в императорской России нормативный акт, определяющий структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.

    ^ Рецепция римского права – включение норм римского частного права в состав действующего права стран континентальной Европы (Германия, Испания, Италия, Франция).

    ^ Рита – божественный (космический) закон, не делающий различий между собственно правовыми и нравственными правилами поведения.

    Рицу (яп.) – уголовно-правовые нормы в средневековой Японии, использовавшиеся в практической деятельности органов государственной власти.

    ^ Сравнительное правоведение – юридическая наука, направленная на изучение приемов и способов анализа права различных государств, их сопоставление и применение полученных результатов.

    ^ Статут – законодательный акт, принимаемый парламентом Великобритании и формально являющийся высшим источником права.

    Судебный прецедент – вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при разрешении аналогичного дела.

    Сунна – собрание имеющих юридико-нормативное значение преданий (хадисов) о жизни и высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников.

    ^ Территориальное право – комплекс норм, не связанных с религией и обычаями, применяемый в крупнейших портах Индии к лицам, статус которых было трудно определить.

    Траст – один из основных институтов англо-американского права, сущность которого в том, что одно лицо – доверительный собственник – управляет имуществом, переданным ему другим лицом – учредителем.

    Унификация – деятельность американской Национальной конференции уполномоченных штатов по формированию единообразного модельного законодательства и сближения правовых систем отдельных штатов.

    Фа (кит.) – позитивный закон, созданный государственной властью в целях рационального и эффективного регулирования общественных отношений.

    Федерация – добровольное объединение нескольких государственных образований в единое союзное государство.

    Фелония – в уголовном праве США категория тяжких преступлений, по степени общественной опасности находящихся между государственной изменой и мисдиминором.

    Халифат – мусульманское теократическое государство, вся полнота духовной и светской власти в котором сосредоточена в руках халифа (верховного правителя).

    ^ Частное право – совокупность норм различных отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных юридически равных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях (выделяется в романо-германской правовой семье).

    Шариат – свод мусульманских правовых и теологических императивов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений.

    ^ Ши (кит.) – правила ритуального поведения.

    Экзогамия – обычай, предписывающий заключение брака за пределами определенной общности или в пределах другой определенной общности.

    Эндогамия – обычай, предписывающий или рекомендующий заключение браков в пределах определенной общности.

    ^ Юридическая коллизия – противоречие между существующим правопорядком и намерениями и действиями оп его изменению.

    Юридический договор – это объективированные, свободосогласные, юридически значимые, дозволяемые и охраняемые законодательством намерения нескольких лиц совершить (либо воздержаться от совершения) в отношении друг друга юридические либо фактические действия в целях реализации личных интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: