ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Тема 1: Предмет и метод экономической теории
Вопросы:
Место экономической теории в системе других наук.
Предмет и функции экономической теории.
Методы экономической теории.
Основные этапы развития экономической теории.
Вопрос 1.
Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с философией, историей, правом и т.д. В совокупности эти науки объясняют общественную жизнь. Экономическая теория описывает одну из сторон жизнедеятельности общества, поэтому не всегда правильно требовать проверки экономической теории на конкретных фактах действительности, т.к. в жизни действуют кроме экономических законов и другие (психологические, социальные, исторические).
Экономическая теория– наука универсальная, она является методологической основой конкретных наук, функциональных наук, межотраслевых наук.
![]() |
Практическая значимость заключается в том, что
1) экономическая теория должна лежать в основе экономической политики (известная формула О. Канта: знание ведет к предвидению, а предвидение к действию);
|
|
2) тот аппарат (издержки, доход, цены, прибыль), которым пользуется экономическая теория является исходным для других экономических дисциплин.
Вопрос 2.
Предмет науки определить очень сложно: наука о богатстве, о видах деятельности связаны с денежными сделками, об отношении при производстве, распределении, обмене, потреблении. Наиболее универсальное определение связано с редкостью, ограниченностью ресурсов.
Экономическая теория – наука, изучающая поведение человека в условиях ограниченности ресурсов, которые могут использоваться альтернативно.
Потребности человека безграничны, а ресурсы, с помощью которых удовлетворяют эти потребности, ограничены, поэтому нельзя в полной мере удовлетворить все потребности всех членов общества. Поведение экономического субъекта в условиях ограниченных ресурсов принимает форму выбора. Его и изучает экономика.
Экономические субъекты: домохозяйства (потребители), фирмы, государство.
Взаимосвязь экономических субъектов и рынков.
Виды факторных доходов:
- от природных ресурсов – рента (земельная, горная, плата за воду и т.д.);
- от трудовых ресурсов – заработная плата;
- от капитала – процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);
- от предпринимательских способностей – предпринимательский доход.
Современная экономическая наука делится на две большие части:
I. Микроэкономика
II. Макроэкономика
Микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов – фирм, домохозяйств и отдельные рынки
|
|
Макроэкономика изучает экономику в целом, различные рынки в их взаимосвязи, общие экономические проблемы (инфляция, безработица), занимается измерением богатства общества.
Основные функции экономики:
1. Познавательная, состоит во всестороннем изучении формы экономических явлений и их внутренней сущности, что позволяет открыть законы, по которым развивается народное хозяйство.
2. Прогностическая, заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многом связана с расчётом перспективных критериев и показателей. Она приобретает важное значение, в связи с разработкой планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.
3. Практическая, состоит в обосновании экономической политики государств, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на предприятиях.
Вопрос 3.
Под методом экономической теории понимается совокупность приемов и способов, позволяющих анализировать экономические процессы и явления.
Используются следующие методы:
1. Метод научной абстракции, суть которого заключается в выявлении наиболее главного момента и отвлечении от второстепенных.
2. Метод анализа и синтеза заключается в расчленении экономических явлений на простые части, а затем воссоздании целостной картины.
3. Метод экономического моделирования. Экономическая модель – упрощенное описание реальных экономических явлений и процессов. Экономические модели бывают двух видов:
а) вербальные (описательные);
б) графические (графики, схемы).
4. Метод математического моделирования – используются уравнения, содержащие экономический смысл.
5. Метод позитивный и нормативный.
Позитивный имеет дело с фактами, уже одобренными и перешедшими на уровень теории, он свободен от субъективных оценочных суждений (отвечает на вопрос: что есть?).
Нормативный дает по этим факторам определение суждения со стороны ученых (что должно быть?)
Вопрос 4.
Формирование основных школ и направлений развития экономической теории.
Школы, направления и их представители. | Период формирования | Основные идеи |
Меркантелизм (выражали интересы торговцев) Т. Манн, Ж. Кольбер | XVI – XVII вв. | 1. Главное богатство общества - деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот). 3. Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества. |
Школа физиократов (выражали интересы крупных землевладельцев) Ф. Кене, А. Тюрго | XVIII в. | 1. Истинным богатством нации выступает продукт, производимый в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения. |
Английская школа классической политэкономии А. Смит, Д. Риккардо | XVII – XIX вв. | Источник богатства общества – производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная и конкурентная рыночная экономика. |
Марксизм (теория научного коммунизма) К. Маркс | С середины XIX в. | 1. Сформулирована концепция закона стоимости как закона развития товарного производства. 2. Сформулировано учение об общественно-экономических формациях. 3. Разработана теория воспроизводства и экономических кризисов. |
Маржинализм К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Беверек | Вторая половина XIX в. | Издержки производства, спрос и предложение, цена объясняются психологией поведения отдельного хозяйствующего субъекта, руководствующегося, прежде всего собственными оценками предельных выгод. |
Школы, направления и их представители. | Период формирования | Основные идеи |
Неоклассическое направление А. Маршалл, А. Вальрас | С конца XIX в. | 1. Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию. 2. Государство создаёт благоприятные условия для её функционирования. |
Кейнсианство (теория регулируемого капитализма) Д.М. Кейнс | С 30-х годов XX в. | Государство должно активно регулировать экономику и социальную сфер, так как рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества. |
Институционализм У. Митчелл, Т. Веблен, Р. Коуз | XIX-XX вв. | Рассматривают экономику как систему, где отношения м/у хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внешнеэкономических факторов. |
Монетаризм М. Фридман | Настоящее время | Главенствующая роль в стабилизации экономики принадлежит денежным факторам. |
|
|