Транспортная логистика – раздел логистики, занимающийся вопросами организации доставки, то есть перемещения каких-либо материальных объектов (продукция, вещества) из одного пункта в другой по оптимальному маршруту.
Транспортировка – перемещение груза транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок.
Цель транспортной логистики – доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и место с оптимальными затратами (т.е. по сути, это выполнение 6 правил логистики).
· Основные задачи транспортной логистики:
- выбор вида транспорта (автомобильный, ж/д, авиа и т.д.);
- выбор способа транспортировки (вида перевозки);
- выбор перевозчика и других логистических партнеров;
- определение рациональных маршрутов доставки;
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- оптимизация параметров транспортного процесса (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива и пр.).
Транспорт - это совокупность транспортных средств, путей сообщения, а также сооружений и устройств на этих путях, вместе обеспечивающих перемещение грузов и людей из одного пункта в другой.
Перевозки могут производиться как самой компанией, так и сторонней организацией: перевозчиком или экспедитором. Создать собственный автопарк или воспользоваться услугами перевозчика компания решает исходя из затрат в обоих вариантах, надежности перевозчиков и пр.
Перевозчики – осуществляют только физическое перемещение груза в пространстве, транспортировку.
Экспедиторы – кроме самой перевозки, оказывают ряд дополнительных услуг, таких как: оформление документов на груз, выполнение таможенных формальностей, погрузка/разгрузка, хранение, комплектация и контроль за состоянием груза, страхование и пр..
Кроме того в процессе перевозок, важную роль играют и вспомогательные логистические партнеры - таможенные брокеры, страховые, охранные и информационные компании, предприятия по грузопереработке и упаковке, грузовые терминалы.
Виды перевозок:
· yнимодальная (одновидовая) - осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Применяется – когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования и грузопереработки;
· cмешанная (комбинированная, интермодальная, мультимодальная) - осуществляется обычно двумя видами транспорта и более (например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п.).
Прокладка оптимального пути следования груза, как и выбор подходящего ТС, определяется в первую очередь следующими факторами:
•географическое расположение начальной, конечной и промежуточных точек маршрута;
•специфика, характеристика и свойства перевозимого груза (количество, объем, габариты, степень опасности);
•срочность доставки;
•величина бюджета, отпущенного на транспортные расходы.
Определившись с основными приоритетами, логисты, как правило, получают несколько вариантов различных маршрутов. Отсеивание неперспективных происходит по схеме анализа возможных рисков и текущих условий. Корректировки вносятся исходя из климатических (сезонных, погодных), политических, экономических и других факторов. Грамотно составленная схема включает учет минимально-максимальных показателей времени и расходов, незначительных отклонений, степень рисков (актуально для страхования груза), вплоть до наступления форс-мажорных обстоятельств.
Проведение контроля во время транспортировки
На сегодняшний день существует немало средств контроля и мониторинга процесса транспортировки — сотовая, интернет, спутниковая и другие виды связи. Для слежения за траекторией движения, пресечения непреднамеренных остановок и любых отклонений от намеченного курса применяют GPS/ГЛОНАСС системы навигации, устанавливаемые на транспортные средства, которые позволяют следить за ними в режиме реального времени.