Тема № 5. 2. 1 «законодательство об административных правонарушениях. Административное правонарушение и его состав. Административная ответственность, административное наказание»

ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА

 

профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии Полицейский

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Тема № 5.1 «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОНОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Время – 2 часа

 

 

обсуждено и одобрено на заседании кафедры специальных дисциплин Протокол №____ от «____»____________2015 г.    Подготовил: ст. преподаватель кафедры  кандидат юридических наук   майор полиции   Цындря В.Н.  

Симферополь – 2015
Объем времени, отводимый для изучения данной темы:
2 часа.

Место проведения: согласно расписания.

Методика проведения: повествовательное изложение материала, объяснение, проблемное изложение материала.

Основное содержание темы:

1. Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации. Основные принципы конституционного строя. Сущность власти в Российской Федерации и конституционное закрепление ее принадлежности народу. Характер государственной  власти в РФ. Осуществление государственной власти народом непосредственно, Российским государством в целом, органами государственной власти. Принцип разделения властей, его конституционные основы. Референдум в РФ.

2. Российское государство и его конституционные характеристики (демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления, суверенное, социальное, светское).

3. Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Правовой статус человека: понятие и виды. Виды прав и свобод человека. Обязанности человека и гражданина. Статус и особенности организации Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Международные организации по защите прав человека.

 

Цели занятия:

1. Раскрытие понятия конституционного строя Российской Федерации.

2. Раскрытие принципов конституционного строя.

3. Раскрытие понятия правового статуса человека.

4. Раскрытие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.


План

Введение

1. Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации. Основные принципы конституционного строя. Сущность власти в Российской Федерации и конституционное закрепление ее принадлежности народу. Характер государственной власти в РФ. Осуществление государственной власти народом непосредственно, Российским государством в целом, органами государственной власти. Принцип разделения властей, его конституционные основы. Референдум в РФ.

2. Российское государство и его конституционные характеристики (демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления, суверенное, социальное, светское).

3. Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Правовой статус человека: понятие и виды. Виды прав и свобод человека. Обязанности человека и гражданина. Статус и особенности организации Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Международные организации по защите прав человека.

Заключение


 

Литература:

Нормативно-правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 30.12. 2008)// Российская газета. № 237. 25 декабря.

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. 3.11.2013) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.06.2002 № 22. Ст. 2031.

4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30. ст. 3032.

5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 24.07.2006. № 30. Ст. 3285.

Основная:

1. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейского). Часть 2: учебник / под общей редакцией В.Л. Кубышко – М.: ДГСК МВД России, 2015 – 320 с.

2.  Справочник полицейского в вопросах и ответах: учебно-практическое пособие / под общей редакцией М.А. Чуносова – Симферополь: КФ КрУМВД России, 2015 – 256 с.

3. Конституционное право России. Учебник / Под ред. ЗубоваИ.Н., ХазоваЕ.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013.

4. Конституционное право России. Учебник / Под ред. ЭбзееваБ.С., Прудникова А.С. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

5.   Дополнительная:

1. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / Рук.авт. кол. Ю.А. Дмитриев / Науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Статут, 2013. – 688 с.




Введение

Основы конституционного строя, закрепленные в гл. 1 Конституции Российской Федерации, составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства России. Это означает, что ни одна действующая норма права не может противоречить установленным в гл. 1 Конституции Российской Федерации основам конституционного строя. В случае же несоответствия такие нормы признаются неконституционными и утрачивают юридическую силу. Не могут также противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

 

 

Вопрос 1. Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации. Основные принципы конституционного строя. Сущность власти в Российской Федерации и конституционное закрепление ее принадлежности народу. Характер государственной власти в РФ. Осуществление государственной власти народом непосредственно, Российским государством в целом, органами государственной власти. Принцип разделения властей, его конституционные основы. Референдум в РФ.

Понятие «конституционный строй» является составной частью более широкой категории – «конституционализма», который означает верховенство и определяющую роль конституции в правовой системе, прямое действие конституции в конституционной регламентации государственного строя и политического режима; конституционное признание прав и свобод личности, правовой характер взаимоотношений гражданина и государства.

 Принципы государственно-территориального устройства России – это закрепляемые Конституцией и обеспечиваемые законодательной, исполнительной и судебной властью основные начала организации и функционирования государственно-территориального устройства Российской Федерации. Эти принципы имеют универсальное значение и в концентрированном виде содержат права и обязанности всех участников федеративных правоотношений и в законах и иных нормативных актах как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Федерации наполняются более конкретным правовым содержанием.

В Конституции закреплены следующие принципы государственно-территориального устройства России.

Принцип единства и целостности государства, который находит отражение в единстве территориального, а также политического, экономического и правового пространства России.

Принцип федерализма, который не только представляет собой элемент формы государства, но и имеет важное значение для выявления сущности и характера государственной власти, институтов государственности и правовой системы. При этом в Российской Федерации взаимодействуют два уровня федеративной системы и в ее рамках публичной власти – Федерация в целом, представляемая федеральными органами государственной власти, и субъекты Федерации, представляемые органами государственной власти этих субъектов, обладающими в пределах своего ведения всей полнотой государственной власти.

Принцип суверенности Российской Федерации, выступающей в государственно-правовом и международно-правовом отношениях в качестве единственного носителя верховной власти. Суверенитет Российской Федерации основывается на суверенитете ее многонационального народа, воля которого является источником всякой публичной власти (государства, местного самоуправления).

Принцип единого и равного для Российской Федерации, всех ее субъектов стандарта прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст.6 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Отсюда следует, что субъекты Федерации не вправе сужать конституционный статус личности, установленный основным законом страны.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым в Конституции Российской Федерации, Федеративном договоре и иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий различаются: 1) предметы ведения и полномочий Российской Федерации; 2) предметы совместного ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов; 3) предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации. При этом Конституция определяет предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. За их пределами субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти и осуществляют ее самостоятельно.

Принцип лояльности Федерации по отношению к своим субъектам и субъектов Федерации по отношению к Федерации, или принцип дружественных отношений между ними, правовое содержание которого заключается в соблюдении параметров закрепленных за Федерацией и субъектами Федерации полномочий, особенно в сфере конкурирующей компетенции, невмешательстве в пределы ведения и полномочия друг друга.

Конституционно-правовой статус государства (от лат. «состояние» - это его правовое положение, закрепленное Конституцией и другими правовыми актами.

Основными признаками, элементами конституционно-правового статуса России являются:

1. Территориальное единство.

2. Верховенство Конституции РФ.

3. Единое гражданство РФ.

4. Единая, общая для всей Федерации система органов государственной власти.

5. РФ – суверенное государство.

6. Единая федеральная правовая система.

7. Наличие федеральной формы собственности.

8. Наличие единой для Федерации таможенной, денежной, налоговой и кредитной систем.

9. Единые вооруженные силы.

10. Государственный язык- русский.

11. Право на международные отношения с иностранными государствами.

12. Предмет ведения РФ и РФ совместно с субъектами РФ.

13. Государственные символы РФ.

В соответствии со ст.67 Конституции территория РФ включает в себя: территорию субъектов РФ, внутренние воды, территориальные воды, воздушное пространство над ними.

Территория – неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти.

Суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Государство распоряжается своей территорией. Однако использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Государство обязано распоряжаться территорией только в интересах проживающего на ней населения.

В Конституции Российский Федерации (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – «демократия» в переводе с древнегреческого).

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства. В годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. В соответствии с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Власть – это возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

Государственная власть – не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно, независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.

Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – указывается в ст. 3. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, поскольку оно выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа и восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии1. Суть принципа народовластия раскрывается в следующих положениях Конституции Российской Федерации:

многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (ч. 1 ст. 3);

осуществление власти народом происходит непосредственно им, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);

высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3).

В Российской Федерации создан такой конституционный механизм власти, который полностью исключает произвол безграничного всевластия, возрождения любого культа.

Часть 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации содержит положение: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

В зависимости от формы волеизъявления народа Конституция Российской Федерации устанавливает непосредственную и представительную демократию.

Непосредственная (прямая) демократия – это осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Институтами непосредственной демократии являются: выборы, референдум, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, законопроектов; индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Представительная демократия, т. е. осуществление народом власти через выборных полномочных представителей (депутатов), которые принимают решения, выражающие волю народа, представителями которого они являются (всего народа, населения, проживающего на той или иной территории).

Цели представительной демократии – вовлечь наиболее инициативных и авторитетных представителей народа в непосредственное осуществление государственной власти, обеспечить соединение государственной власти народа с деятельностью профессионального аппарата управления.

Цель же непосредственной (прямой) демократии – обеспечение нормального функционирования в соответствии с волей народа представительной демократии, установление контроля за деятельностью представительных органов государственной власти и народных представителей в них, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества путем всенародного голосования (референдума).

Существует несколько способов выражения воли народа. Среди них особую значимость имеет всенародное голосование (референдум). В ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации референдум определяется как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме

Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, в которой оно рассматривается как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

Согласно ст. 84 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственной демократии. Эта значимость подтверждается также положением ст. 92 Конституции РФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их Председатель Правительства не может назначать референдум.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что путем всенародного голосования принимается проект новой конституции, разработанный Конституционным собранием в случае необходимости пересмотра глав 1, 2 и 9. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем, в свою очередь, приняло участие более половины избирателей

Решения, принятые Всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день референдума 18 лет. Не имеет права участия гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

При подготовке и проведении референдума используется русский язык и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Субъектами права инициативы проведения референдума являются: не менее двух миллионов граждан при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории России проживают не более 10% их них; Конституционное Собрание, в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции Российской Федерации (по вопросу принятия Конституции Российской Федерации).

Порядок реализации инициативы. Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в федеральных органах государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за 6 месяцев до обращения с инициативой, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Российской Федерации.

В законе установлены подробный порядок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, требования к подписным листам; порядок проверки и подсчета подписей; полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по проверке правильности сбора подписей; порядок реализации инициативы Конституционного собрания о проведении референдума.

Назначение референдума. Референдум назначает Президент Российской Федерации. До принятия решения в течение 10 дней со дня поступления к нему материалов, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соблюдении требований Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд в течение месяца направляет Президенту свое решение, подлежащее незамедлительному опубликованию

В Указе о назначении референдума определяется дата его проведения, голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа.

Подготовку и проведение референдума Российской Федерации осуществляют:

центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума;

участковые комиссии по проведению референдума.

Референдум – мера исключительная и требует осторожного с ним обращения. Это – одна из форм политической борьбы, политическое оружие, и потому должны быть выработаны четкие юридические механизмы, противодействующие манипулированию им в узко корыстных политических целях.

Вопрос 2. Российское государство и его конституционные характеристики (демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления, суверенное, социальное, светское).

Демократическое государство - это государство, организация и деятельность которого направлена на признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.

Форма государственного устройства - это способ территориального устройства государства, который вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей. Россия является федерацией, т.е. сложным государством, представляющим собой союз ряда государственных образований.

Федеративное государство - это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Правовое государство - это такое государство, где все люди имеют равные и гарантированные права, власть формируется на основе волеизъявления большинства избирателей, отражает интересы всех слоев населения и обеспечивает установленный в обществе правопорядок.

Государство с республиканской формой правления- это государство, в котором верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами). Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств - наличие писаного закона (закон, кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

Социальное государство - особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российская Федерация - светское государство.

Светское государство - государство, появившееся в результате отделения церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Вопрос 3. Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Правовой статус человека: понятие и виды. Виды прав и свобод человека. Обязанности человека и гражданина. Статус и особенности организации Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Международные организации по защите прав человека.

Правовое положение (правовой статус) личности в государстве определяется как совокупность прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных нормами права.

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе “Основы конституционного строя” декларирует положение о том, что “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием “высшая ценность” не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых, провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства и общества, целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства).

    Конституция признает права и свободы как основные, не предусматривая их деления на более и менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность.

    Конституция определяет основные свойства прав и свобод:

- Неотчуждаемость – т.е. ни одно из прав не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания этих ограничений (лишь в строго установленных случаях – на основе Конституции и закона). Кроме того, человек не может взять на себя ответственность пред кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав (ст. 60 Конституции РФ).

- Естественный характер - т.е. момент возникновения основных прав совпадает с моментом рождения человека.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17 Конституции).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции).

Все равны перед законом и судом.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст.19 Конституции).

1. Личные права и свободы наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности.

·право на жизнь (ст.20);

·право на достоинство личности (ст.21);

·право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

·право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст.23);

·право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений (ч.2 ст.23);

·право на неприкосновенность жилища (ст.25);

·право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26);

· право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства (ст.27);

· гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ (ст.27);

·право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).

2. Политические права и свободы отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти. В качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную группу, думается, целесообразно рассматривать такое понятие как “гражданство.”

·право на объединения, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30);

·право собираться мирно, без оружия, проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст.31);

·право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32);

·право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст.32);

·право равного доступа к государственной службе (ч.4 ст.32);

·право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст.32);

·право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы власти и органы местного самоуправления (ст.33).

3. Социально-экономические права и свободы:

·право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34);

·право на частную собственность (ст. 35);

·право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37);

·право на забастовку (ч.4 ст.37);

·право на отдых (ч.5 ст.37);

·право на жилище (ст.40);

·право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и т.д. (ст.39);

·право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41);

·право на благоприятную окружающую среду (ст.42);

·право на образование (ст.43);

·право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44);

·право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45);

·право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48);

·право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).

Основные свободы граждан РФ:

·свобода совести (ст.28);

·свобода вероисповедания (ст.28);

·свобода мысли и слова (ч.1 ст.29);

·свобода и литературного, художественного, научного, технического и др. видов творчества, преподавания (ст.44);

·свобода экономической деятельности (ст.8);

·свобода массовой информации (ч.5 ст.29);

Конституция Российской Федерации наряду с правами накладывает на граждан и определенные обязанности.

    обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15);

·забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ст.38);

·трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38);

·каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44);

·каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57);

·каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58);

·защита отечества является долгом и обязанностью граждан РФ (ст.59)

Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение недели в каждом месяце.Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств-членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста. Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного дела в Суд. Дела может передавать в Суд государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол 9 к Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная организация.Если дело передает в Суд сам податель жалобы в соответствии с Протоколом 9, то группа в составе трех судей, включая судью, избранного от заинтересованного государства, может принять единогласное решение о том, что дело не будет рассматриваться Судом; в этом случае решение по делу принимает Комитет министров. Заявитель и его адвокат могут участвовать в разбирательстве, проводимом Судом, и представлять памятные записки и устные аргументы в ходе слушаний.Для рассмотрения дел Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры становятся председатель или заместитель председателя, а также судья - гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если "национальный судья" не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда. Суд рассматривает дело на основе письменных замечаний и устных заявлений участников процесса. Вначале процедура является письменной и предусматривает представление памятных записок и других документов; затем Суд обычно проводит слушания, которые, в принципе, являются открытыми.После слушаний судьи проводят прения за закрытыми дверями и решают большинством голосов, имело ли место нарушение Конвенции. Если нарушение выявлено, то Суд может также предоставить справедливое возмещение потерпевшей стороне, включая компенсацию за моральный и материальный ущерб и возмещение издержек и расходов.Судьи могут выражать особые мнения (с согласием или несогласием), которые прилагаются к решению. Решение обычно объявляется публично председателем Суда. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит.Европейский суд по правам человека является международным органом, который, при определенных условиях, может принимать жалобы, предоставленные лицами, которые жалуются на то, что в их отношении были нарушены права, предусмотренные Конвенцией.

Международные органы по обеспечению и защите прав человека (далее комитеты по правам человека) создаются в соответствии с положениями соответствующих конвенций. Комитеты по правам человека состоят из экспертов, действую­щих в личном качестве. В их состав входят граждане участвующих в договоре государств, обладающие высокими нравственными качест­вами и признанной компетентностью в области прав человека. При этом в составе комитета не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены комитетов избираются государствами-участ­никами договора (обычно на четыре года) на специально созываемом (как правило, Генеральным секретарем ООН) заседании.В компетенцию международных органов по защите прав челове­ка входит рассмотрение:

1) докладов государств — участников договора о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворе­нию в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре;

2) сообщений государств — участников договора о том, что дру­гое государство-участник не выполняет своих обязательств по данно­му договору;

3) индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты. Данным правомочием наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы.

Европейская комиссия по правам человека (В 1996 г. РФ стала членом Совета Европы. Участие в Совете предполагает присоединение к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.* В соответствии с Конвен­цией создана Европейская комиссия по правам человека).

Комитет по правам человека (Комитет по правам человека создан в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и Факультативным про­токолом к этому Пакту (вступил в силу для России с 1 января 1992 г.).

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (Комитет по экономическим, социальным и культурным правам учрежден в соответствии с решением Экономического и Социального Совета ООН в 1985 г. Комитет осуществляет наблюдение за выпол­нением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и состоит из 18 экспертов).

Комитет по ликвидации расовой дискриминации (Комитет образован в соответствии с нормами Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. Комитет состоит из 18 экспертов, обладающих высокими моральны­ми качествами и беспристрастностью и действующих в личном каче­стве).

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин создан на основе Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Комитет состоит из 23 экспертов, обла­дающих высокими моральными качествами и действующих в личном качестве).

Комитет против пыток. (Комитет против пыток учрежден в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими моральными качества­ми и признанной компетенцией в области прав человека и высту­пающих в личном качестве.)

Комитет по правам ребенка (Комитет по правам ребенка учрежден в соответствии с Конвен­цией о правах ребенка. Он состоит из десяти экспертов, действующих в личном качестве и обладающих высокими нравственными качест­вами и признанной компетенцией в области прав человека).

Комиссия по правам человека (Комиссия по правам человека создана в соответствии с Уставом СНГ 1993 г. и Положением об этой комиссии 1993 г. Комиссия рас­сматривает письменные сообщения государств Содружества о нару­шениях прав человека).

Заключение

В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не ставится под иго всевластного государства; государство рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые закреплены за ним Конституцией. И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а реальное развитие современной России подчас находится в противоречии с ними, сам факт закрепления таких целей в действующей Конституции Российской Федерации играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, следуя которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством.

 

 

 


Министерство внутренних дел

Российской Федерации

 

Краснодарский университет

Крымский филиал

Кафедра специальных дисциплин

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры специальных дисциплин, кандидат психологических наук, доцент

подполковник полиции

______________ М.А. Чуносов

«___» ___________ 2015  г.    

 


ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА

 

 

профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии Полицейский

ТЕЗИСЫ  ЛЕКЦИЙ

Тема № 5.2.1 «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЕГО СОСТАВ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ».

 

Время – 2 часа

 

 

обсуждено и одобрено на заседании кафедры специальных дисциплин Протокол №____ от «____»____________2015 г.        Подготовил: ст. преподаватель кафедры  кандидат юридических наук       майор полиции   Цындря В.Н.  
   

Симферополь – 2015
Объем времени, отводимый для изучения данной темы:
90 минут

Место проведения: учебная аудитория согласно расписанию

Методика проведения: повествовательное изложение материала, объяснение, проблемное изложение материала.

Основное содержание темы:

1. Понятие законодательства об административных правонарушениях. Принципы законодательства об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях.

2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Элементы состава административного правонарушения. Виды составов административного правонарушения. Объект и предмет административного правонарушения. Объективная сторона административного правонарушения. Субъект административного правонарушения. Субъективная сторона административного правонарушения.

3. Понятие, признаки административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности. Понятие, цели административного наказания. Система административных наказаний. Общие правила назначения административных наказаний. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

4. Особые субъекты административной ответственности. Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, иностранных граждан, владельцев транспортных средств, должностных лиц, военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания.

Цели занятия:

- Раскрытие понятий «административная ответственность», «административное правонарушение», «административное наказание».

- Раскрытие задач и принципов административной ответственности.

- Определение элементов состава административного правонарушение и значение состава для квалификации.

- Раскрытие особенностей привлечения к административной ответственности отдельных категорий лиц.


План

Введение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: