Статья 286. Превышение должностных полномочий

           Основной объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. Дополнительными объектами этого преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности.

С объективной стороны данное преступление характеризуется действием, наступившим последствием, описанными в диспозиции статьи и причинно-следственной связью между ними. Объективная сторона преступления выражается в действии, которые должны явно выходить за пределы полномочий должностного лица. Понимание очевидного характера превышения полномочий обязательно для самого должностного лица. Мнение о возможности превышения должностных полномочий путем бездействия не получило поддержки в российской уголовно-правовой доктрине. Действительно превысить полномочия, ничего не совершая, невозможно. В этом случае можно говорить о бездействии власти, должностного лица, о невыполнении своих служебных обязанностей.

Не случайно законодатель, определяя злоупотребление должностными полномочиями, говорит об использовании их должностным лицом, а при превышении должностных полномочий – о совершении действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица.

Если действия должностного лица не выходили за пределы предоставленных ему полномочий, то уголовная ответственность за них исключается.

Для установления явного выхода за пределы полномочий необходимо установить нормативно правовой акт, который регламентирует полномочия должностного лица, какие именно полномочия он нарушил и каким образом. Отсутствие правовой регламентации полномочий лица, отсутствие либо не установление правового документа, который определял бы права и полномочия, означают, что в действиях данного должностного лица нет состава этого преступления.

Закон не указывает конкретных форм превышения должностных полномочий. Но, обобщение судебно-следственной практики позволяет назвать такие формы превышения должностных полномочий: должностное лицо совершает действия, которые:

а) относятся к полномочиям другого должностного лица данного ведомства или учреждения (например, начальник управления министерства подписывает документ, который может подписать только заместитель министра);

б) относятся к полномочиям должностного лица другого ведомства (например, комендант общежития с целью выявления лица, совершившего кражу, производит обыск в комнатах проживающих в общежитии граждан, тогда как таким образом имеет право действовать только сотрудник правоохранительных органов);

в) могли быть совершены только коллегиально (например, судья выносит решение единолично, тогда как по закону решение должно быть принято в составе суда);

г) хотя и относятся к его полномочиям, но которые оно могло совершить при наличии особых условий и обстоятельств, указанных в законе или ином нормативном акте (например, работник полиции применяет оружие с нарушением правил, установленных законодательством);

д) которые не имеет право совершать ни одно должностное лицо ни при каких обстоятельствах (например, начальник избивает подчиненного; работники медицинского вытрезвителя издеваются над доставленными в состоянии алкогольного опьянения гражданами).

Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его прав и полномочий. «Инициатива» превышения обычно исходит от должностного лица, и реализует он ее также сам.

Обязательным признаком объективной стороны является наличие общественно-опасного последствия и в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства. Причиненный вред может быть как материальным, так и нематериальным.

Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате превышения должностных полномочий понимается нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами меж­дународного права, Конституцией РФ (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и др.)

Под нарушением законных интересов граждан или организа­ций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий понимается, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нор­мам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественною вреда и т.п.

Между фактом превышения должностных полномочий и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь, для которой в данном преступлении характерно отсутствие протяженности во времени, то есть промежуток времени между действиями лица и преступными последствиями отсутствует.

Состав преступления материальный и считается оконченным на момент наступления последствий.

С субъективной стороны преступление характеризуется пря­мым умыслом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: