Тема 16. Неопределенность как характеристика проблемной ситуации. Принятие решений в

УСЛОВИЯХ РИСКА [9]

Первостепенное значение для диагностики проблемной ситуации и принятия УР имеет характеристика ситуации с точки зрения неопределенности. Неопределенность – характеристика системы (ситуации), связанная с неоднозначностью ее развития и развития внешней среды. По основанию неопределенности проблемные ситуации подразделяются на: - детерминистическая ситуация; - неопределенная ситуация; - рискованная ситуация. В детерминистической ситуации ЛПР знает и может оценить последствия реализуемых альтернатив, в неопределенной и рискованной – результат слабо предсказуем.

Существуют различные классификации типов неопределенности. В.С. Юкаева выделяет:

1) количественная – обусловленная значительным числом объектов или элементов в ситуации;

2) информационная – возникающую вследствие недостатка или неполноты информации (смотри Лекцию № 7);

3) стоимостная – обусловлена высокой стоимостью или недоступной платой за информацию/ определенность;

4) ограничительную – вызвана ограничениями относительно выбора альтернатив, например, в качестве ограничений могут выступать - время, ресурсы;

5) профессиональная – недостаток профессионализма, знаний, навыков у ЛПР для адекватной оценки ситуации и разработки альтернатив;

6) неопределенность внешней среды.

Также можно выделить:

- объективную неопределенность

- источник находится вне системы, в которой принимается решение, не зависти от ЛПР;

- субъективная неопределенность – является следствием профессиональных ошибок ЛПР, несогласованности действий, источник находится внутри системы, в которой принимается решение. (В литературе можно встретить и другие классификации).

С целью снятия или уменьшения степени неопределенности ситуации необходимо выявить причины неопределенности, иными словами, классифицировать неопределенность. Одним из фундаментальных средств снятия неопределенности является метод причинно-следственного анализа, методики коллективной генерации идей (мозговой штурм), метод синектики и прочие (Лекция №15).

Риск – потенциально существующая вероятность потери ресурсов или недополучения доходов, связанная с конкретной альтернативой УР.

Виды рисков.

В зависимости от возможного экономического результата риски подразделяются на: - чистые риски – возможность получения отрицательного или нулевого результата, сюда относят следующие виды рисков: природные, экологические, политические, транспортные, часть коммерческих рисков (производственные и торговые); - спекулятивные риски – возможность получения как отрицательного, так и положительного результата, сюда относят все оставшиеся виды коммерческих рисков.

Природные риски – риск потерь в результате действия стихийных сил природы.

Экологические риски – вероятность потерь или дополнительных расходов, связанных с загрязнением окружающей среды.

Политические риски – риск имущественных (финансовых) потерь или дополнительных расходов в связи с изменением политической системы, расстановки политических сил в обществе, политической нестабильностью, изменениями в законодательстве.

Транспортные риски – связаны с перевозками грузов различными видами транспорта.

Коммерческие риски – связаны с предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов, они подразделяются на: производственные, торговые, финансовые.

Производственные – вероятность убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоем или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством персонала.

Торговые риски – риски убытков или недополучения доходов из-за невыполнения одной из сторон своих обязательств по договору.

Финансовые риски – вероятность потерь финансовых средств. Они подразделяются на: риски, связанные с покупательной способностью денег, риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся:

- инфляционный риск – риск того, что полученные доходы в результате высокой инфляции обесценятся быстрее, чем вырастут с точки зрения покупательной способности;

- валютные риски – обусловлены изменениями курса валют.

К инвестиционным рискам относятся:

- системный риск – риск ухудшения конъюнктуры какого-либо рынка в целом (анализ системного риска сводится к оценке того, стоит ли иметь дело с определенными видами активов, например, с акциями);

- селективный риск – связан с выбором объекта инвестирования на определенном рынке;

- риск ликвидности – связан с возможностью потерь при реализации объекта инвестирования из-за изменения оценки его качества;

- кредитный риск – риск того, что заемщик окажется не в состоянии выполнить свои обязательства.

- региональный риск – связан с экономическим положением региона;

- отраслевой риск – связан со спецификой отдельных отраслей экономики (например, с/хозяйство – от региона, от сезона зависимо);

- риск предприятия – связан с конкретным предприятием как объектом инвестирования, является производным от регионального и отраслевого рисков;

- инновационный риск – связан с тем, что нововведение не будет реализовано и не окупится.

В зависимости от вероятности потерь и влияния на финансовое положение предприятия различают следующие уровни рисков:

- зона допустимого риска – область, в пределах которой величина вероятных потерь не превышает ожидаемой прибыли;

- зона критического риска –  область возможных потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли;

- зона катастрофического риска – область вероятных потерь, которые превосходят критический уровень и могут достигнуть величины, равной собственному капиталу организации.

Риск характеризуется на качественном и количественном уровнях. Качественный анализ заключается в определении факторов риска, этапов и операций при которых он возникает. Факторы риска можно подразделить на объективные (это факторы внешней среды организации) и субъективные (это факторы внутренней среды организации, управляемой системы).

При количественном анализе риска могут использоваться различные методы:

- Статистический метод состоит в статистическом анализе потерь, наблюдавшемся в аналогичных видах хозяйственной деятельности, установлении их уровней и частоты проявления.

- Экспертный метод заключается в сборе и обработке мнений опытных экспертов, дающих оценки вероятности возникновения определенных уровней потерь в конкретных операциях.

- Расчетно-аналитический метод – базируется на математических моделях, предлагаемых теорией вероятности, теорией игр и т.д.

Оценка уровня риска может производится как в абсолютном, так и в относительном выражении. Абсолютное значение риска производится в физическом, материально-вещественном или стоимостном выражении. Риск (R) может быть рассчитан в относительных показателях как отношение величины возможных потерь (П) к сумме основных (О) или оборотных средств (Об) либо к общим затратам ресурсов (З), ожидаемым доходам (Д) от намечаемых действий: R = П/(О +Об)х100; R = (П/З)х100; R = (П/Д)х100. На практике приходится не один, а несколько рисков, поэтому комплексный риск определяется суммой частных рисков. Очень важно иметь возможность количественно оценить степень риска, ведущего к банкротству. С этой целью рассчитывается коэффициент риска, представляющий соотношение максимально возможного риска и объема собственных средств:

Кр = У/С, где Кр – коэффициент риска, У – максимально возможная сумма убытков, С – сумма собственных средств.

Управление рисками

Управление рисками включает следующие направления деятельности:

- распознание, анализ и оценка риска;

- разработка осуществление мер по предупреждению, минимизации и страхованию рисков;

- кризисное управление.

Способы управления рисками можно разделить на два основных направления:

1) меры, направленные на снижение уровня риска:

- тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения, и оценка соответствующих уровней риска;

 - лимитирование риска – установление предельных сумм издержек;

- использование различного рода гарантий и залоговых операций для обеспечения выполнения обязательств должника;

- диверсификация рисков, например, инвестирование в различные виды деятельности, виды ценных бумаг, оптимизация структуры инвестиционного портфеля (1/3 в крупные компании, 1/3 в средние, 1/3 в мелкие), дублирование поставщиков, разделение партий, сбытов товаров и услуг на нескольких рыночных сегментах, хранение ценностей в различных местах;

- ориентация на среднюю норму прибыли; - применение эффективной системы контроля.

2) меры, направленные на компенсирование причиненного ущерба:

- создание специальных страховых или резервных фондов (акционерные общества в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах в РФ» обязаны создавать резервный фонд, предназначенный для покрытия возможных убытков и обязательств);

- страхование рисков.

 

ТЕМА 17. МЕТОДЫ ВЫБОРА АЛЬТЕРНАТИВ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ [10]

Альтернативы – взаимоисключающие варианты решения проблемы/ варианты управленческого решения, подлежащие оценке и выбору. При разработке управленческих решений важно правильно оценить сложившуюся ситуацию и альтернативные варианты решений с целью выбора наиболее эффективного решения, соответствующего целям организации и ЛПР. В процессе разработки и выбора альтернатив могут применяться различные методы в зависимости от целесообразности их применения, например, методы количественных и качественных экспертных оценок, методы нормативной теории принятия решений, метод Дельфи, метод прогнозных сценариев и прочие. Исходя из нормативной теории принятия решений могут применяться: метод платежной матрицы, метод максимина, максимакса и минимакса, метод «затраты-прибыль»/ «стоимость-выгода».

Метод платежной матрицы – исходные данные задачи представляются в виде платежной матрицы (матрицы исходов). Заключается в том, что сравниваются средние ожидаемые значения альтернатив и выбирается та, которая имеет максимальное среднее значение.

Платежная матрица

  S1 S2 S3
  P1 P2 P3
A1 W11 W12 W13
A2 W21 W22 W23
A3 W31 W32 W33
An Wn1 Wn2 Wn3

 

A- альтернативы,

S- условия среды,

p – вероятность наступления условий среды: Выбор осуществляется на основании подсчета среднего ожидаемого значения каждой альтернативы по формуле: Выбирается та, которая имеет максимальное значение:

Метод применим в случае, когда известны вероятности осуществления состояний внешней среды, т.е. в условиях рискованного решения.

Пример: Пусть есть 3 возможных состояния погоды летом и прогнозы вероятности наступления этих состояний погоды, а также 3 сорта пшеницы для посадки. Прибыль исходов определяется через подсчет урожайности сортов. Необходимо выбрать наиболее эффективный в плане урожайности сорт пшеницы.

  Жаркое лето Нормальное лето Холодное лето
  0,3 0,6 0,1
Сорт 1 20 20 30
Сорт 2 10 40 25
Сорт 3 35 15 20

 

А1= 20 х 0,3 +20 х 0,6+30х 0,1=21;

А2 = 10 х 0,3 +40 х 0,6+25 х 0,1=29,5;

А3 = 35 х 0,3 +15 х 0,6+20 х 0,1=21,5;

Ответ: Аmax = 29,5 - Сорт 2.

Метод максимина, минимакса и максимакса – основным инструментом является матрица исходов.

Например:

  S1 S2 S3
  0,3 0,6 0,1
A1 60 (minmax) 40 15
A2 90 50 25 (maxmin)
A3 130 (maxmax) 60 10

 

В клетках матрицы представлены в безразмерном виде доходы, которые может получить ЛПР. ЛПР, действующий на основе стратегии максимина, сначала оценит наихудшие по каждой альтернативе варианты: А1=15, А2=25, А3=10. Данные исходы являются уровнем безопасности по каждой альтернативе, поэтому в данном случае следует выбрать максимальную из минимальных: А2=25.

Если руководитель имеет дело с проблемой минимизации затрат ресурсов, требуемых для достижения заданного уровня выгоды, то минимакс – это минимизация максимума потерь, поскольку наихудшие исходы характеризуются наибольшими числовыми показателями. (Минимакс – минимальное значение из всех максимальных = A1/ S1= 60, А3 – не подходит, поскольку кроме 60 единиц, там есть еще вероятность потерять 130 единиц).

Стратегия максимакса предполагает риск, так как можно получить как максимум прибыли, так максимум убытков. В данном примере maxmax =130 (А3).

Метод «затраты-прибыль»/ «стоимость-выгода» – стал использоваться в 30-е годы XXв. в Америке для экономической оценки мероприятий в социальной сфере. Основная идея – распространение экономических критериев типа максимум прибыли, который используется в бизнесе, на область непроизводственной деятельности, в частности на мероприятия правительственных ведомств, где результаты не могут оцениваться исключительно в терминах экономической прибыли. Специфической стадией анализа является перевод общественных выгод в денежное выражение. Например, оценка строительства школы, само строительство и оснащение школы имеет стоимостное выражение – это затраты, однако общественную пользу и «выгоду» оценить сложно, поэтому используются такие показатели: сколько детей будет учиться, сколько людей трудоустроиться.

Пример: В поселке N ежегодно во время паводка выходит из берегов река и приносит ущерб в среднем в размере 38 единиц. Администрации было представлено четыре проекта с известной стоимостью и прогнозируемым снижением расходов. Необходимо выбрать наиболее выгодный.

Проекты Годовая стоимость проекта Среднегодовой ущерб Уменьшение ущербы (выгода)
Существующее состояние 0 38 0
Проект А - дамба 3 32 6
Проект Б – малый резервуар   10 22 16
Проект В – средний резервуар 18 13 25
Проект Г – большой резервуар 30 6 32

Ответ: Проект В (точка равновесия затрат и выгод, приращение выгод (9 ед) примерно равняется приращению затрат (8 ед).

ТЕМА 18. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ [11]

Под организацией применительно к УР понимается комплекс работ по подготовке к реализации, и организация исполнения решения.

Основные стадии: Планирование и Согласование Утверждение Управление реализацией Контроль реализации Оценка эффективности Стадии реализации в свою очередь, состоят из комплекса процедур, осуществление которых предполагает использование определенных методов.

Стадия организации исполнения решения Процедуры Методы
Планирование 1. Определение комплекса необходимых работ. 2. Определение комплекса необходимых ресурсов. 3. Определение исполнителей. 4. Распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам Тактическое и стратегическое, программно-целевое планирование. Сетевые графики.
Согласование 1. Определение субъектов, порядка и механизмов согласования. 2. Организация коммуникаций для согласования решения. 3. Корректировка решения. Правило подписи (Способ согласования решений предполагающий соблюдение правил, определяющих, кто может утверждать решения и подписывать документы различного характера). Метод комиссий, комплексной экспертизы и иные экспертные методы. Совещание – как форма организации процесса согласования
Утверждение 1. Определение объема полномочий и ответственности ЛПР. 2. Утверждение как акт осуществления полномочий и принятия ответственности Административные методы.
Управление реализацией 1. Доведение задачи до сознания исполнителей. 2. Подготовка исполнителя к выполнению задания. 3. Побуждение к исполнению. Проведение инструктивно- методических рекомендаций (инструктирование, показ образцов исполнения, изучение документов, наставничество, стажировка). Личное распорядительство. Делегирование полномочий. Методы мотивации деятельности сотрудников.
Контроль реализации 1. Контроль за соблюдением Методы управления (Виды: предварительный, текущий, корректирующий, заключительный; контроль по результатам, контроль по упреждению. Административный, технологический, ревизия, аудит.) Контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения. 2. Контроль за соблюдением сроков реализации. 3. Контроль за состоянием проблемной ситуации. 4.Внесение изменений в программу реализации. Методы управления качеством: экономические, социально-психологические, организационные, организационно- технические/технологические.
Оценка эффективности 1.Периодическая оценка эффективности решения. 2.Определение необходимости в корректировке действующего и принятии нового решения. 3. Накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений. Квалиметрия (методы прямого счета, параметрические методы). Методы статистического контроля качества. Опрос экспертов. Метод «затраты-выгоды» и «стоимость – эффективность», метод «затраты - прибыль». Социологические и маркетинговые опросы

 

Контроль – процесс обеспечения достижения поставленных целей, реализации принятых УР.

Виды контроля.

Предварительный – осуществляется до начала мероприятий по разработке решений. Цель – предупреждение наступления нежелательных результатов до их появления за счет разработки критериев оценки, отладки методик и регламентации контролирующих действий.

Например, оценка статей бюджета МО при принятии бюджета на следующий период.

Текущий – осуществляется непосредственно в ходе процесса реализации решения. Основан на измерении фактических промежуточных результатов выполненной работы в условиях воздействия внутренних и внешних факторов.

Корректирующий – цель – корректировка ситуации, когда известны результаты реализации управленческого решения и они противоречат запланированным значениям.

Например, при принятии бюджета на следующий период сравниваются финансовые отчеты и запланированные расходы, в результате чего происходит увеличение или сокращение финансирования некоторых статей бюджета.

Заключительный – осуществляется после реализации решения с целью учета, измерения конечных результатов и сравнения их с запланированными, на основании чего делается вывод о степени достижения цели.

Контроллинг – направление в управленческой практике, включающее административный, технологический контроль, ревизию и аудит.

Административный контроль – постоянное наблюдение за процессом разработки и реализации УР, сроками и качеством исполнения.

Технологический контроль – контроль используемых технологий, применяемых в процессе разработки и реализации УР.

Ревизия – документальное фискальное обследование результатов реализации решения.

Аудит – документационное исследование результатов реализации решения, определяющее уровень его соответствия определенным критериям. В целом, контроль осуществляется на основе четко структурированных планов, эффективно построенной системе отчетности, системе анализа фактических показателей, на основе стандартов деятельности и норм.

В качестве основных принципов контрольной деятельности можно выделить:

- осмысленность и однозначность восприятия стандарта исполнения сотрудниками;

- организация обратной связи;

- установление жестких, но достижимых стандартов исполнения;

- отсутствие чрезмерного контроля;

- вознаграждение за выполнение установленных стандартов;

- контроль должен быть непрерывным, что достигается путем разработанной системы мониторинга и контроля качества.

.

ТЕМА 19. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ [12]

При оценке эффективности и качества УР целесообразно различать эффективность и качество процесса разработки решения и эффективность и качество реализации УР, что соответствует двум стадиям принятия решения: мыслительной деятельности по разработке решения и управленческой деятельности по реализации решения. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке качества и эффективности.

Качество управленческих решений – степень его соответствия внутренним требованиям и стандартам системы управления. Качество каждого этапа разработки и реализации УР влияет на общую оценку качества УР, которая в свою очередь свидетельствует об эффективности УР.

Под «эффективностью» в широком смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива; в узком смысле – результативность собственно управленческого труда. В общем плане:

Эффективность УР определяется как результативность ресурсов, полученная в результате разработки и реализации УР, т.е. определяется соотношением затрат и выгоды (результатов), т.е.: Эр = Д (доходы) / Р(расходы) – ресурсная эффективность; Эз = Д (доходы) / З (затраты) – затратная эффективность.

Показателями эффективности могут быть:

- доля объемов продаж фирмы на рынке; - своевременность выполнения задания;

- число трудоустроенных граждан в результате деятельности центра занятости;

- число сотрудников, прошедших переобучение в результате внедрения новой обучающей программы и т.д.

Показатели эффективности выбираются исходя из целей и задач реализуемого решения, например, при разработке ФЦП и региональных целевых программ устанавливаются жесткие нормативы расхода денежных средств и числовые показатели, которые должны быть достигнуты

Пример: мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование»: оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам (на общую сумму 20 млрд. руб.) и 6 000 школ (на общую сумму 6,0 млрд. руб.), активно внедряющим инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи, предполагающая предоставление ежегодно 2 500 грантов.

Оценкой и измерением качества занимается такая область научного знания как квалиметрия. Эта область научного знания включает теорию оценки качества любых объектов, в том числе решений, проектов, процессов, при помощи использования количественных и качественных методов оценки. Уровень качества объектов определяется как мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству другого объекта, выбранного как эталон сравнения. В зависимости от целей и используемых в процессе оценки показателей методы оценки уровня качества подразделяются на: методы прямого счета и параметрические методы. Методы прямого счета позволяют оценить конечный экономический результат и принять экономически обоснованное решение. Здесь используются два подхода:

- оценка экономической эффективности для субъекта, создающего качество (эффект – затраты на достижение эффекта);

- оценка экономической эффективности для субъекта, потребляющего качество.

Оценка качества на основе параметрических методов подразделяется на расчетные и экспертные. Расчетные применяются для жестких параметров, т.е. тех, которые измеряются с помощью приборов или рассчитываются на основе формул, отражающих объективные закономерности. Для других параметров применяются экспертные методы. Также может осуществляться комплексная оценка. Как правило, качество измеряется в относительных единицах – от 0 до 1. Методы управления качеством. Организационные методы – цель – разработка и внедрение такой управляемой подсистемы, которая позволит обеспечивать требуемое качество.

Они подразделяются на:

- стабилизирующие – регламенты, должностные инструкции, нормы и нормативы, инструкции и прочее;

- распорядительные – постановления, приказы, распоряжения, указания;

- дисциплинарные – установление форм ответственности и поощрения.

Социально-психологические – способы воздействия на работников – создание благоприятного морально-психологического климата, адекватную систему поощрения и стимулирования деятельности (благодарность, карьерный рост).

Экономические методы – основаны на применении экономических методов стимулирования деятельности, создания материальной заинтересованности в достижении заданного уровня качества. Организационно-технологические методы – методы контроля и методы регулирования качества.

 


[1] Тема разработана с исполькзованием: РУР: Учеб.пособие/ Э.В.Черняк. КГТУ, Казань, 2006.

[2] Использованы: Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003.

[3] А.И.Соловьеа Приняте государственных решений. Учеб.пособие. –М.: КНОРУС, 2006. -271с. О.Д. Волкогонова, А.Т.Зуб Управленческая психология: Учебник. –М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005. -352с.

[4] Использованы: Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003.

[5] Использованы:

Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник для студентов вузов/ Ю.Г.Учитель, А.И. Терновой, К.И.Терновой. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-383с.

Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения: учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2007. -272с.

Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реалоьности/ В.А.Ядов. – 7-е изд. –М.: «Добросвет», 2003. –С.53-62. 24

 

[6] Использованы: Платов В.Я. Современные управленческие технологии. –М.: Дело, 2006. – 384с.;

Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник для студентов вузов/ Ю.Г.Учитель, А.И. Терновой, К.И.Терновой. - 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-383с.

 

[7] Платов В.Я. Современные управленческие технологии. –М.: Дело, 2006. –С. 147-149. 10 См.: Приложение 1. (сделать приложение: Платов С.146.)

 

[8] Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: Учебное пособие. – СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2005. -317с. 37

[9] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003. –С.46-54. 43

[10] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003.

[11] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003.

[12] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: