УСЛОВИЯХ РИСКА [9]
Первостепенное значение для диагностики проблемной ситуации и принятия УР имеет характеристика ситуации с точки зрения неопределенности. Неопределенность – характеристика системы (ситуации), связанная с неоднозначностью ее развития и развития внешней среды. По основанию неопределенности проблемные ситуации подразделяются на: - детерминистическая ситуация; - неопределенная ситуация; - рискованная ситуация. В детерминистической ситуации ЛПР знает и может оценить последствия реализуемых альтернатив, в неопределенной и рискованной – результат слабо предсказуем.
Существуют различные классификации типов неопределенности. В.С. Юкаева выделяет:
1) количественная – обусловленная значительным числом объектов или элементов в ситуации;
2) информационная – возникающую вследствие недостатка или неполноты информации (смотри Лекцию № 7);
3) стоимостная – обусловлена высокой стоимостью или недоступной платой за информацию/ определенность;
4) ограничительную – вызвана ограничениями относительно выбора альтернатив, например, в качестве ограничений могут выступать - время, ресурсы;
|
|
5) профессиональная – недостаток профессионализма, знаний, навыков у ЛПР для адекватной оценки ситуации и разработки альтернатив;
6) неопределенность внешней среды.
Также можно выделить:
- объективную неопределенность
- источник находится вне системы, в которой принимается решение, не зависти от ЛПР;
- субъективная неопределенность – является следствием профессиональных ошибок ЛПР, несогласованности действий, источник находится внутри системы, в которой принимается решение. (В литературе можно встретить и другие классификации).
С целью снятия или уменьшения степени неопределенности ситуации необходимо выявить причины неопределенности, иными словами, классифицировать неопределенность. Одним из фундаментальных средств снятия неопределенности является метод причинно-следственного анализа, методики коллективной генерации идей (мозговой штурм), метод синектики и прочие (Лекция №15).
Риск – потенциально существующая вероятность потери ресурсов или недополучения доходов, связанная с конкретной альтернативой УР.
Виды рисков.
В зависимости от возможного экономического результата риски подразделяются на: - чистые риски – возможность получения отрицательного или нулевого результата, сюда относят следующие виды рисков: природные, экологические, политические, транспортные, часть коммерческих рисков (производственные и торговые); - спекулятивные риски – возможность получения как отрицательного, так и положительного результата, сюда относят все оставшиеся виды коммерческих рисков.
|
|
Природные риски – риск потерь в результате действия стихийных сил природы.
Экологические риски – вероятность потерь или дополнительных расходов, связанных с загрязнением окружающей среды.
Политические риски – риск имущественных (финансовых) потерь или дополнительных расходов в связи с изменением политической системы, расстановки политических сил в обществе, политической нестабильностью, изменениями в законодательстве.
Транспортные риски – связаны с перевозками грузов различными видами транспорта.
Коммерческие риски – связаны с предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов, они подразделяются на: производственные, торговые, финансовые.
Производственные – вероятность убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоем или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством персонала.
Торговые риски – риски убытков или недополучения доходов из-за невыполнения одной из сторон своих обязательств по договору.
Финансовые риски – вероятность потерь финансовых средств. Они подразделяются на: риски, связанные с покупательной способностью денег, риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся:
- инфляционный риск – риск того, что полученные доходы в результате высокой инфляции обесценятся быстрее, чем вырастут с точки зрения покупательной способности;
- валютные риски – обусловлены изменениями курса валют.
К инвестиционным рискам относятся:
- системный риск – риск ухудшения конъюнктуры какого-либо рынка в целом (анализ системного риска сводится к оценке того, стоит ли иметь дело с определенными видами активов, например, с акциями);
- селективный риск – связан с выбором объекта инвестирования на определенном рынке;
- риск ликвидности – связан с возможностью потерь при реализации объекта инвестирования из-за изменения оценки его качества;
- кредитный риск – риск того, что заемщик окажется не в состоянии выполнить свои обязательства.
- региональный риск – связан с экономическим положением региона;
- отраслевой риск – связан со спецификой отдельных отраслей экономики (например, с/хозяйство – от региона, от сезона зависимо);
- риск предприятия – связан с конкретным предприятием как объектом инвестирования, является производным от регионального и отраслевого рисков;
- инновационный риск – связан с тем, что нововведение не будет реализовано и не окупится.
В зависимости от вероятности потерь и влияния на финансовое положение предприятия различают следующие уровни рисков:
- зона допустимого риска – область, в пределах которой величина вероятных потерь не превышает ожидаемой прибыли;
- зона критического риска – область возможных потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли;
- зона катастрофического риска – область вероятных потерь, которые превосходят критический уровень и могут достигнуть величины, равной собственному капиталу организации.
Риск характеризуется на качественном и количественном уровнях. Качественный анализ заключается в определении факторов риска, этапов и операций при которых он возникает. Факторы риска можно подразделить на объективные (это факторы внешней среды организации) и субъективные (это факторы внутренней среды организации, управляемой системы).
При количественном анализе риска могут использоваться различные методы:
- Статистический метод состоит в статистическом анализе потерь, наблюдавшемся в аналогичных видах хозяйственной деятельности, установлении их уровней и частоты проявления.
|
|
- Экспертный метод заключается в сборе и обработке мнений опытных экспертов, дающих оценки вероятности возникновения определенных уровней потерь в конкретных операциях.
- Расчетно-аналитический метод – базируется на математических моделях, предлагаемых теорией вероятности, теорией игр и т.д.
Оценка уровня риска может производится как в абсолютном, так и в относительном выражении. Абсолютное значение риска производится в физическом, материально-вещественном или стоимостном выражении. Риск (R) может быть рассчитан в относительных показателях как отношение величины возможных потерь (П) к сумме основных (О) или оборотных средств (Об) либо к общим затратам ресурсов (З), ожидаемым доходам (Д) от намечаемых действий: R = П/(О +Об)х100; R = (П/З)х100; R = (П/Д)х100. На практике приходится не один, а несколько рисков, поэтому комплексный риск определяется суммой частных рисков. Очень важно иметь возможность количественно оценить степень риска, ведущего к банкротству. С этой целью рассчитывается коэффициент риска, представляющий соотношение максимально возможного риска и объема собственных средств:
Кр = У/С, где Кр – коэффициент риска, У – максимально возможная сумма убытков, С – сумма собственных средств.
Управление рисками
Управление рисками включает следующие направления деятельности:
- распознание, анализ и оценка риска;
- разработка осуществление мер по предупреждению, минимизации и страхованию рисков;
- кризисное управление.
Способы управления рисками можно разделить на два основных направления:
1) меры, направленные на снижение уровня риска:
- тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения, и оценка соответствующих уровней риска;
- лимитирование риска – установление предельных сумм издержек;
- использование различного рода гарантий и залоговых операций для обеспечения выполнения обязательств должника;
- диверсификация рисков, например, инвестирование в различные виды деятельности, виды ценных бумаг, оптимизация структуры инвестиционного портфеля (1/3 в крупные компании, 1/3 в средние, 1/3 в мелкие), дублирование поставщиков, разделение партий, сбытов товаров и услуг на нескольких рыночных сегментах, хранение ценностей в различных местах;
|
|
- ориентация на среднюю норму прибыли; - применение эффективной системы контроля.
2) меры, направленные на компенсирование причиненного ущерба:
- создание специальных страховых или резервных фондов (акционерные общества в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах в РФ» обязаны создавать резервный фонд, предназначенный для покрытия возможных убытков и обязательств);
- страхование рисков.
ТЕМА 17. МЕТОДЫ ВЫБОРА АЛЬТЕРНАТИВ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ [10]
Альтернативы – взаимоисключающие варианты решения проблемы/ варианты управленческого решения, подлежащие оценке и выбору. При разработке управленческих решений важно правильно оценить сложившуюся ситуацию и альтернативные варианты решений с целью выбора наиболее эффективного решения, соответствующего целям организации и ЛПР. В процессе разработки и выбора альтернатив могут применяться различные методы в зависимости от целесообразности их применения, например, методы количественных и качественных экспертных оценок, методы нормативной теории принятия решений, метод Дельфи, метод прогнозных сценариев и прочие. Исходя из нормативной теории принятия решений могут применяться: метод платежной матрицы, метод максимина, максимакса и минимакса, метод «затраты-прибыль»/ «стоимость-выгода».
Метод платежной матрицы – исходные данные задачи представляются в виде платежной матрицы (матрицы исходов). Заключается в том, что сравниваются средние ожидаемые значения альтернатив и выбирается та, которая имеет максимальное среднее значение.
Платежная матрица
S1 | S2 | S3 | |
P1 | P2 | P3 | |
A1 | W11 | W12 | W13 |
A2 | W21 | W22 | W23 |
A3 | W31 | W32 | W33 |
An | Wn1 | Wn2 | Wn3 |
A- альтернативы,
S- условия среды,
p – вероятность наступления условий среды: Выбор осуществляется на основании подсчета среднего ожидаемого значения каждой альтернативы по формуле: Выбирается та, которая имеет максимальное значение:
Метод применим в случае, когда известны вероятности осуществления состояний внешней среды, т.е. в условиях рискованного решения.
Пример: Пусть есть 3 возможных состояния погоды летом и прогнозы вероятности наступления этих состояний погоды, а также 3 сорта пшеницы для посадки. Прибыль исходов определяется через подсчет урожайности сортов. Необходимо выбрать наиболее эффективный в плане урожайности сорт пшеницы.
Жаркое лето | Нормальное лето | Холодное лето | |
0,3 | 0,6 | 0,1 | |
Сорт 1 | 20 | 20 | 30 |
Сорт 2 | 10 | 40 | 25 |
Сорт 3 | 35 | 15 | 20 |
А1= 20 х 0,3 +20 х 0,6+30х 0,1=21;
А2 = 10 х 0,3 +40 х 0,6+25 х 0,1=29,5;
А3 = 35 х 0,3 +15 х 0,6+20 х 0,1=21,5;
Ответ: Аmax = 29,5 - Сорт 2.
Метод максимина, минимакса и максимакса – основным инструментом является матрица исходов.
Например:
S1 | S2 | S3 | |
0,3 | 0,6 | 0,1 | |
A1 | 60 (minmax) | 40 | 15 |
A2 | 90 | 50 | 25 (maxmin) |
A3 | 130 (maxmax) | 60 | 10 |
В клетках матрицы представлены в безразмерном виде доходы, которые может получить ЛПР. ЛПР, действующий на основе стратегии максимина, сначала оценит наихудшие по каждой альтернативе варианты: А1=15, А2=25, А3=10. Данные исходы являются уровнем безопасности по каждой альтернативе, поэтому в данном случае следует выбрать максимальную из минимальных: А2=25.
Если руководитель имеет дело с проблемой минимизации затрат ресурсов, требуемых для достижения заданного уровня выгоды, то минимакс – это минимизация максимума потерь, поскольку наихудшие исходы характеризуются наибольшими числовыми показателями. (Минимакс – минимальное значение из всех максимальных = A1/ S1= 60, А3 – не подходит, поскольку кроме 60 единиц, там есть еще вероятность потерять 130 единиц).
Стратегия максимакса предполагает риск, так как можно получить как максимум прибыли, так максимум убытков. В данном примере maxmax =130 (А3).
Метод «затраты-прибыль»/ «стоимость-выгода» – стал использоваться в 30-е годы XXв. в Америке для экономической оценки мероприятий в социальной сфере. Основная идея – распространение экономических критериев типа максимум прибыли, который используется в бизнесе, на область непроизводственной деятельности, в частности на мероприятия правительственных ведомств, где результаты не могут оцениваться исключительно в терминах экономической прибыли. Специфической стадией анализа является перевод общественных выгод в денежное выражение. Например, оценка строительства школы, само строительство и оснащение школы имеет стоимостное выражение – это затраты, однако общественную пользу и «выгоду» оценить сложно, поэтому используются такие показатели: сколько детей будет учиться, сколько людей трудоустроиться.
Пример: В поселке N ежегодно во время паводка выходит из берегов река и приносит ущерб в среднем в размере 38 единиц. Администрации было представлено четыре проекта с известной стоимостью и прогнозируемым снижением расходов. Необходимо выбрать наиболее выгодный.
Проекты | Годовая стоимость проекта | Среднегодовой ущерб | Уменьшение ущербы (выгода) |
Существующее состояние | 0 | 38 | 0 |
Проект А - дамба | 3 | 32 | 6 |
Проект Б – малый резервуар | 10 | 22 | 16 |
Проект В – средний резервуар | 18 | 13 | 25 |
Проект Г – большой резервуар | 30 | 6 | 32 |
Ответ: Проект В (точка равновесия затрат и выгод, приращение выгод (9 ед) примерно равняется приращению затрат (8 ед).
ТЕМА 18. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ [11]
Под организацией применительно к УР понимается комплекс работ по подготовке к реализации, и организация исполнения решения.
Основные стадии: Планирование и Согласование Утверждение Управление реализацией Контроль реализации Оценка эффективности Стадии реализации в свою очередь, состоят из комплекса процедур, осуществление которых предполагает использование определенных методов.
Стадия организации исполнения решения | Процедуры | Методы |
Планирование | 1. Определение комплекса необходимых работ. 2. Определение комплекса необходимых ресурсов. 3. Определение исполнителей. 4. Распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам | Тактическое и стратегическое, программно-целевое планирование. Сетевые графики. |
Согласование | 1. Определение субъектов, порядка и механизмов согласования. 2. Организация коммуникаций для согласования решения. 3. Корректировка решения. | Правило подписи (Способ согласования решений предполагающий соблюдение правил, определяющих, кто может утверждать решения и подписывать документы различного характера). Метод комиссий, комплексной экспертизы и иные экспертные методы. Совещание – как форма организации процесса согласования |
Утверждение | 1. Определение объема полномочий и ответственности ЛПР. 2. Утверждение как акт осуществления полномочий и принятия ответственности | Административные методы. |
Управление реализацией | 1. Доведение задачи до сознания исполнителей. 2. Подготовка исполнителя к выполнению задания. 3. Побуждение к исполнению. | Проведение инструктивно- методических рекомендаций (инструктирование, показ образцов исполнения, изучение документов, наставничество, стажировка). Личное распорядительство. Делегирование полномочий. Методы мотивации деятельности сотрудников. |
Контроль реализации 1. Контроль за соблюдением Методы управления (Виды: предварительный, текущий, корректирующий, заключительный; контроль по результатам, контроль по упреждению. Административный, технологический, ревизия, аудит.) | Контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения. 2. Контроль за соблюдением сроков реализации. 3. Контроль за состоянием проблемной ситуации. 4.Внесение изменений в программу реализации. | Методы управления качеством: экономические, социально-психологические, организационные, организационно- технические/технологические. |
Оценка эффективности | 1.Периодическая оценка эффективности решения. 2.Определение необходимости в корректировке действующего и принятии нового решения. 3. Накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений. | Квалиметрия (методы прямого счета, параметрические методы). Методы статистического контроля качества. Опрос экспертов. Метод «затраты-выгоды» и «стоимость – эффективность», метод «затраты - прибыль». Социологические и маркетинговые опросы |
Контроль – процесс обеспечения достижения поставленных целей, реализации принятых УР.
Виды контроля.
Предварительный – осуществляется до начала мероприятий по разработке решений. Цель – предупреждение наступления нежелательных результатов до их появления за счет разработки критериев оценки, отладки методик и регламентации контролирующих действий.
Например, оценка статей бюджета МО при принятии бюджета на следующий период.
Текущий – осуществляется непосредственно в ходе процесса реализации решения. Основан на измерении фактических промежуточных результатов выполненной работы в условиях воздействия внутренних и внешних факторов.
Корректирующий – цель – корректировка ситуации, когда известны результаты реализации управленческого решения и они противоречат запланированным значениям.
Например, при принятии бюджета на следующий период сравниваются финансовые отчеты и запланированные расходы, в результате чего происходит увеличение или сокращение финансирования некоторых статей бюджета.
Заключительный – осуществляется после реализации решения с целью учета, измерения конечных результатов и сравнения их с запланированными, на основании чего делается вывод о степени достижения цели.
Контроллинг – направление в управленческой практике, включающее административный, технологический контроль, ревизию и аудит.
Административный контроль – постоянное наблюдение за процессом разработки и реализации УР, сроками и качеством исполнения.
Технологический контроль – контроль используемых технологий, применяемых в процессе разработки и реализации УР.
Ревизия – документальное фискальное обследование результатов реализации решения.
Аудит – документационное исследование результатов реализации решения, определяющее уровень его соответствия определенным критериям. В целом, контроль осуществляется на основе четко структурированных планов, эффективно построенной системе отчетности, системе анализа фактических показателей, на основе стандартов деятельности и норм.
В качестве основных принципов контрольной деятельности можно выделить:
- осмысленность и однозначность восприятия стандарта исполнения сотрудниками;
- организация обратной связи;
- установление жестких, но достижимых стандартов исполнения;
- отсутствие чрезмерного контроля;
- вознаграждение за выполнение установленных стандартов;
- контроль должен быть непрерывным, что достигается путем разработанной системы мониторинга и контроля качества.
.
ТЕМА 19. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ [12]
При оценке эффективности и качества УР целесообразно различать эффективность и качество процесса разработки решения и эффективность и качество реализации УР, что соответствует двум стадиям принятия решения: мыслительной деятельности по разработке решения и управленческой деятельности по реализации решения. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке качества и эффективности.
Качество управленческих решений – степень его соответствия внутренним требованиям и стандартам системы управления. Качество каждого этапа разработки и реализации УР влияет на общую оценку качества УР, которая в свою очередь свидетельствует об эффективности УР.
Под «эффективностью» в широком смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива; в узком смысле – результативность собственно управленческого труда. В общем плане:
Эффективность УР – определяется как результативность ресурсов, полученная в результате разработки и реализации УР, т.е. определяется соотношением затрат и выгоды (результатов), т.е.: Эр = Д (доходы) / Р(расходы) – ресурсная эффективность; Эз = Д (доходы) / З (затраты) – затратная эффективность.
Показателями эффективности могут быть:
- доля объемов продаж фирмы на рынке; - своевременность выполнения задания;
- число трудоустроенных граждан в результате деятельности центра занятости;
- число сотрудников, прошедших переобучение в результате внедрения новой обучающей программы и т.д.
Показатели эффективности выбираются исходя из целей и задач реализуемого решения, например, при разработке ФЦП и региональных целевых программ устанавливаются жесткие нормативы расхода денежных средств и числовые показатели, которые должны быть достигнуты
Пример: мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование»: оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам (на общую сумму 20 млрд. руб.) и 6 000 школ (на общую сумму 6,0 млрд. руб.), активно внедряющим инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи, предполагающая предоставление ежегодно 2 500 грантов.
Оценкой и измерением качества занимается такая область научного знания как квалиметрия. Эта область научного знания включает теорию оценки качества любых объектов, в том числе решений, проектов, процессов, при помощи использования количественных и качественных методов оценки. Уровень качества объектов определяется как мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству другого объекта, выбранного как эталон сравнения. В зависимости от целей и используемых в процессе оценки показателей методы оценки уровня качества подразделяются на: методы прямого счета и параметрические методы. Методы прямого счета позволяют оценить конечный экономический результат и принять экономически обоснованное решение. Здесь используются два подхода:
- оценка экономической эффективности для субъекта, создающего качество (эффект – затраты на достижение эффекта);
- оценка экономической эффективности для субъекта, потребляющего качество.
Оценка качества на основе параметрических методов подразделяется на расчетные и экспертные. Расчетные применяются для жестких параметров, т.е. тех, которые измеряются с помощью приборов или рассчитываются на основе формул, отражающих объективные закономерности. Для других параметров применяются экспертные методы. Также может осуществляться комплексная оценка. Как правило, качество измеряется в относительных единицах – от 0 до 1. Методы управления качеством. Организационные методы – цель – разработка и внедрение такой управляемой подсистемы, которая позволит обеспечивать требуемое качество.
Они подразделяются на:
- стабилизирующие – регламенты, должностные инструкции, нормы и нормативы, инструкции и прочее;
- распорядительные – постановления, приказы, распоряжения, указания;
- дисциплинарные – установление форм ответственности и поощрения.
Социально-психологические – способы воздействия на работников – создание благоприятного морально-психологического климата, адекватную систему поощрения и стимулирования деятельности (благодарность, карьерный рост).
Экономические методы – основаны на применении экономических методов стимулирования деятельности, создания материальной заинтересованности в достижении заданного уровня качества. Организационно-технологические методы – методы контроля и методы регулирования качества.
[1] Тема разработана с исполькзованием: РУР: Учеб.пособие/ Э.В.Черняк. КГТУ, Казань, 2006.
[2] Использованы: Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003.
[3] А.И.Соловьеа Приняте государственных решений. Учеб.пособие. –М.: КНОРУС, 2006. -271с. О.Д. Волкогонова, А.Т.Зуб Управленческая психология: Учебник. –М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005. -352с.
[4] Использованы: Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003.
[5] Использованы:
Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник для студентов вузов/ Ю.Г.Учитель, А.И. Терновой, К.И.Терновой. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-383с.
Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения: учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2007. -272с.
Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реалоьности/ В.А.Ядов. – 7-е изд. –М.: «Добросвет», 2003. –С.53-62. 24
[6] Использованы: Платов В.Я. Современные управленческие технологии. –М.: Дело, 2006. – 384с.;
Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник для студентов вузов/ Ю.Г.Учитель, А.И. Терновой, К.И.Терновой. - 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-383с.
[7] Платов В.Я. Современные управленческие технологии. –М.: Дело, 2006. –С. 147-149. 10 См.: Приложение 1. (сделать приложение: Платов С.146.)
[8] Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: Учебное пособие. – СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2005. -317с. 37
[9] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003. –С.46-54. 43
[10] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003.
[11] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003.
[12] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. РУР: Учебно-методический комплекс. –Новосибирск: СибАГС, 2003.