Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции.
Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом законе перехода количественных изменений в качественные, который (переход) происходит скачком.
В переложении на социальное бытие исторический материализм видит действие этого закона в том, что эволюционное развитие общества на каком-то этапе должно совершать революционное по характеру, быстрое изменение всех своих сторон, и называет это «социальной революцией».
Таким образом, социальная революция означает резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом, в ходе которых происходит отрицание старого порядка новым порядком.
Социальная революция — это сложный процесс отрицания, в котором:
— уничтожается всё отжившее в обществе;
— сохраняется преемственность между новым и старым состояниями общества;
— появляются элементы, которых не было в старом, отрицаемом состоянии общества.
|
|
Социальная революция, таким образом, как и любое отрицание, это есть разрешение какого-то противоречия.
В социальной революции разрешается не какое-то, а основное противоречие любой общественной системы — противоречие между её производительными силами и производственными отношениями.
На определенной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Когда, в результате этого противоречия, производственные отношения превращаются в оковы для стремящихся развиваться производительных сил, наступает эпоха социальной революции, которая, решая основное противоречие, меняет, прежде всего, экономические основы общества, то есть меняет базис общественно-экономической формации.
С изменением экономической основы общества, то есть с изменением базиса, более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке общественно-экономической формации.
В конечном итоге, социальная революция — это совокупность переворота материального производства, и переворота идеологического, происходящего в политической, религиозной, художественной, философской и в иных сферах жизни, где люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение.
Если рассматривать ход человеческой истории, то социальные революции — это важнейшие этапы общественного развития, которые не только отделяют одну общественно-экономическую формацию от другой, но и сохраняют преемственность исторического движения. Без социальной революции не было бы исторического движения, поскольку ни одна общественно экономическая формация без нее не смогла бы занять место предшествующей формации.
|
|
Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением сути естественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу, неизбежными, социальные революции являются законом истории, ее «локомотивами» и обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, в следующем порядке:
— первобытнообщинный строй;
— рабовладельческий строй;
— феодальный строй;
— капитализм;
— коммунизм.
Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы.
Эта повторяемость обнаруживается в том, что коренная ломка старой формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречий между производительными силами и производственными отношениями данного общества. Поэтому социальная революция протекает в форме классовой борьбы и вообще, социальная революция — это есть высший этап развития классовой борьбы, дошедшее до наибольшего ожесточения.
В ходе социальной революции решается вопрос о власти, и, следовательно, социальная революция свидетельствует, прежде всего, о политическом кризисе данного общественного строя, поскольку политическая устойчивость любого общества выражается в устойчивости его власти.
Именно политический кризис общества, если он переходит в кризис власти и сопровождается экономическим и социальным кризисом, свидетельствует о возникновении революционной ситуации в обществе, то есть о возникновении условий, формирующих возможность социальной революции.
Кратко революционную ситуацию можно назвать общенациональным кризисом, который, по разработкам Ленина, характеризуется следующими главными признаками:
1. Невозможность для господствующих классов сохранять в неизменном виде свое господство. То есть — «верхи больше не могут», хотя и хотят, жить по старому.
2. Обострение выше обычной степени нужды и бедствий угнетенных классов. То есть — «низы больше не хотят» жить по старому, потому что не могут.
3. Значительное повышение активности масс, приводящее к их самостоятельному историческому выступлению.
Для победы социальной революции недостаточно только наличия революционной ситуации. Необходимо также, чтобы к этим объективным предпосылкам социальной революции присоединились субъективные предпосылки:
— способность масс к смелой, самоотверженной борьбе и
— наличие опытной революционной партии, осуществляющей правильное стратегическое и тактическое руководство борьбой масс.
Основные термины
БАЗИС (марксизм ) — совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — марксистское учение о закономерностях исторического развития общества.
КАПИТАЛИЗМ — общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал.
КЛАССОВАЯ БОРЬБА — непримиримое столкновение классов.
КОММУНИЗМ (в марксизме) — сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.
НАДСТРОЙКА (марксизм) — совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — определенный, исторически сложившийся тип общества, основанный на том или ином способе производства.
ОТРИЦАНИЕ (диалектика ) — переход старого в новое с сохранением всего лучшего из старого.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС — состояние общегосударственного конфликта, сопровождающееся бессилием власти осуществлять руководство обществом.
|
|
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — совокупность применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспорта, помещений, предметов труда и т. д., и людей, как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения людей в процессе производства.
ПРОТИВОРЕЧИЕ — момент постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей.
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ — общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы.
РЕВОЛЮЦИЯ — полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.
СКАЧОК — процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом.
ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ — общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.