Реалисты и номиналисты

Спор в средние века начался между реалистами, которые признавали существование идей, или, как их тогда называли, универсалий, как общего в самих вещах в плане субстанциональных форм Аристотеля, и номиналистами, которые полагали, что идеи формируются в мозгу человека как обобщения многообразного мира единичных вещей. Выйдя из недр античности, этот спор трансформировался в Новое время в спор между объективными и субъективными идеалистами.

Спор между реалистами и номиналистами стимулировался основной задачей схоластики – разумном обосновании веры, доказательстве бытия Бога. Попытка оказалась безуспешной, и мнения номиналистов, следовавших преобладавшему в эпоху патристики представлению о непостижимо мистической природе веры в Бога, мешало примирению разума и веры.

Христианство было господствующей доктриной в западном мире на протяжении средних веков. Но постепенно статус его стал снижаться. Этому способствовали новшества в католичестве, которые вызвали отрицательную реакцию населения, например, выпуск индульгенций, купив которые, верующий считался прощенным за свои грехи. Орден иезуитов прославился гонениями на еретиков и инакомыслящих, а инквизиция ужасала своими жестокими мерами – от пыток до сжигания на костре.

1 Аристотель. Соч. в 4 -х т. М., 1976, т. 1, с. 136.

181

 

Восставшие против не нравящегося им в деятельности церкви протестанты, хотя и руководствовались стремлением очистить христианскую религию, подготовляли кризис католичества. К рубежу схоластики и Возрождения усилился философский скептицизм, свойственный, в частности, Н. Кузанскому. В его же сочинениях находим, ставший в то время модным, пантеизм, утверждающий: «Бог во всех вещах, как все они в нем».

СКЕПТИЦИЗМ

Эпоха Возрождения началась с сомнения в истинности религиозных догм. Как в Древней Греции противоборствующие школы последователей Сократа не смогли прийти к согласию относительно основ нравственности и возник скептицизм, так в конце средних веков, когда ослабла религиозная вера, скептицизм возродился вновь. Он готовил почву для новой веры – в разум человека, его силы и способности.

«Пусть совесть и добродетели ученика находят отражение в его речи и не знают иного руководителя, кроме разума», – писал М. Монтень (1533-1592)1. Добро и зло, по мнению Монтеня, относительны и зависят от нашего взгляда на них. «Каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает. Доволен не тот, кого другие мнят довольным, а тот, кто сам мнит себя таковым»2. И стоическое: «Всякий, кто долго мучается, виноват в этом сам. Кому не достает мужества как для того, чтобы вытерпеть смерть, так и для того, чтобы вытерпеть жизнь, кто не хочет ни бежать, ни сражаться, чем поможешь такому?»3.

Когда Монтень призывает «сосредоточить на себе и своем собственном благе все наши помыслы и намерения», то этим он выражает одну из основных идей Возрождения, в соответствии с которой в центр мироздания становится человек с его чувствами и помыслами. Обращенность к человеку нужна Монтеню, чтобы выразить сомнение в символе религиозной веры. В этом он близок к античным скептикам и завершает круг средневековой философии-служанки. Философия возвращается вместе с ренессансом античной культуры к своим традиционным проблемам, чтобы повторить античность на новом уровне с учетом специфики западной души.

1           Семья. В 2 -х ч. М., 1990, ч. 2, с. 55.

2           Монтень Л/. Избранное. М., 1973, с. 373 .
3 Там же, с. 375.

182

 


КРУГ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Роль философии в средние века была служебной. Поэтому ничего принципиально философски нового не было достигнуто. Ограниченность средневековой философии Гегель объяснял так: «... греческая философия мыслила свободно, а схоластика несвободно, так как последняя брала свое содержание как данное, а именно данное церковью»1.

Почему два основных пика средневековой европейской философии оказались так далеки друг от друга во времени – почти на тысячелетие? Дело в том, что Августин жил вблизи точки возникновения средневековой философии, когда позиции античной философии были еще очень сильны, и неоплатонизм, повлиявший на Августина, был активным и влиятельным направлением в культурной мысли. Это был первый плодотворный синтез философии и религии.

Вторая основная точка средневековой философии приходится на то время, когда господствующее положение церкви начало ослабевать и создались условия для еще одного плодотворного синтеза философии и религии. К этому подталкивало европейскую философию воздействие со стороны арабской философии, в которой традиционно сильно было влияние Аристотеля, и внутренняя динамика развития по направлению к эпохе Возрождения, когда пробуждается интерес к античной культуре в целом и к античной философии, в частности. Так что неудивительно, что два культурных пика в развитии средневековой европейской философии пришлись на ее начало и конец.

В целом, средневековая философия была отходом от античной философии в направлении решения проблем, поднятых христианством и исламом. Главенствующее положение религии в культуре определило своеобразие данного круга развития философии, который можно назвать религиозной философией.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 8

L В нем основные особенности средневековой философии?

2. Как соотносятся с античной философией представления Августина?

3. В нем отлиние града Божьего от града земного?

1 Гегель Г. Энциклопедия философских наук в 3 -х т. М., 1975, т. 1, с. 138.

183

 

4. Каково соотношение между заслугами человека и благодатью, по Ав
густину?

5. Каковы главные направления мусульманской философии?

6. Что такое суфизм?

7. Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквин-
ского?

8. Что такое реализм и номинализм в средневековой философии?

9. В чем отличие средневековой философии от античной?



ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969, т. 1.,ч. 2.

Кузанский Н. Соч. в 2-х т. М., 1979-1980.

Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата. 1970.

Ибн-Сина. Избр. философские произведения. М., 1980.

Роузентал Ф. Торжество знания. М., 1978.

Монтень М. Опыты. В -3-х т. М., 1992.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

 

Глава 9.

РАЗУМ И ОПЫТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: