Соотношение философской и научной истины

Каждая отрасль культуры обладает своим представлением о том, что такое истина и как ее достичь, своими методами познания. Соответственно можно выделить мистическую, художественную, мифологическую, философскую, религиозную, научную, идеологическую истины. Все они отличаются своим строением. Рассмотрим структуру некоторых видов истины.

Философская истина имеет структуру, которую можно представить в виде следующей формулы:

Фм. = И + Р(П +Л + Д) 9 где Ф. и. – философская истина, И – интуиция, Р – рациональность, Я – понятийность, Л – логичность, Д – дискурсивность.

О том, что философия – первая в истории рациональная отрасль культуры, говорилось во вступительной главе. Но рациональность – часть философской истины. В основе ее лежат интуитивные положения, которые не объяснимы рационально сами по себе. Это допущения о материи, идее, сущности, субстанции и т.д., что Декарт назвал «врожденными идеями», а Платон – идеями, которые душа воспринимает в мире идей, а потом вспоминает в течение жизни, испытывая к ним платоническую (или, как ее назвал Спиноза, интеллектуальную) любовь. Данные интуитивные положения могут быть разными у различных людей, и их различия определяют отличия философских систем и учений. К примеру, представление о мире идей Платона, трансцендентальный мир понятий Канта, тождество бытия и мышления Шеллинга и Гегеля и т.д.

Различия основных философских интуиции по тому определяет различие философских систем, что вторая, рациональная часть философской истины в принципе одинакова у всех философов, строясь на одних и тех же законах логики, методах формулирования понятий и способах рассуждения. Так как отсутствуют объективные методы сравнения исходных интуиции, то отсутствует и общезначимый критерий истинности философских систем. Сравнивать можно только рациональную часть философских учений.

Иначе выглядит структура научной истины. Она совпадает в своей второй рациональной части с философской истиной (что порой приводит к тому, что научную истину отождествляют с философской), но отличается своей первой частью и схематически выглядит так.

332

 

Ни. =Э + Р(Л + Л+Д), где Нм. – научная истина, Э – эмпирическая информация, получаемая органами чувств.

Третий круг истории философии был определен нами как научная философия, поскольку главным стержнем его развития было осмысление научного познания. Вопросы гносеологии вышли в Новое время на первый план, и в их рамках большое значение приобрела методология научного исследования. Результаты, полученные в этой области, заслуживают особого рассмотрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: