Разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности

приобретать знания, умения и навыки.

Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит мно­го времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой, при всем своем старании, - лишь определенного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например, искусство, наука, спорт, в ко­торых успеха может достигнуть человек только с определенными спо­собностями.

Способности - это психическое свойство личности, отражающее про­явления таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Способности бывают специальные и общие.

Специальные (профессиональные) способности - это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность раз­вития педагогической внимательности является необходимой специаль­ной способностью учителя.

Общие способности - это благоприятные возможности развития осо­бенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, явля­ются возможности развития у человека находчивости, сообразительнос­ти и т.п.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.

Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность че­ловека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обу­чающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же услови­ях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в опреде­ленной области, называется талантом.

Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей лич­ности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениаль­ностью .

Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определенные пред­посылки его способностей - задатки.

Задатками называются врожден­ные анатомо-физиологические особенности организма, которые об­легчают развитие способностей.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут форми­роваться самые различные способности. Последние определяются ок­ружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.

Схема. Сущность способностей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: