ТЕМА 1.2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Понятие о методологии в психологии.
Методологические и теоритические основы психологии
Основные функции психики
Виды и структура отражения.
Сознание как высший уровень отражения действительности.
Человек во взаимосвязи с окружающим миром и развитием его свойств.
7.
"Наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методологией. С каждый шагом методологии вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами».
И. П. Павлов
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методологи я и теория.
Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах её исследования. В свою очередь, теория - это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.
|
|
Обычно различают три уровня методологии любой науки.
- Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.
- Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.
- частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект её анализа.
Схема 1. Понятие о метологии в психологии.
Методологические и теоритические основы психологии
Общая методология российской психологической науки исходит из того, что:
1. Окружающийнасреальныймирматериален(состоитизматерии).
2. Материяпервична,асознаниевторично.
3. Материянаходитсявнепрерывномдвижении,развитии:
а)движущиесилыразвитияокружающегомира,материиподчиняются законам:
- единстваиборьбыпротивоположностей;
- переходаколичественныхизмененийвкачественные;
-отрицания отрицания;
б)движениеопределяетсобойкачественныехарактеристикивсех явлений объективной реальности и собственно психики;
Окружающиймирипсихикапрошлидлительныйпутьэволюции.
|
|
Специальная методология психологической науки исходит из того, что:
1. Психика–свойствовысокоорганизованнойматерии,функцияголовного мозга.
2. Сущностьпсихикисостоитвотражениивоздействийпредметови явлений окружающей действительности.
3. Сознание-высшийэтапразвитияпсихики.
4. Психика,сознаниесоциальнообусловлены.
Специальная методология психологической науки в результате длительного развития пришла к выводам о том, что:
- восновеисследованияпсихологическихявлениймогутлежатьлишь методологические принципы психологии;
- сущностьпроявленияпсихическихявленийипроцессовопределяется их конкретными особенностями и свойствами;
- существуютспециальныеметодики,способыиприемыисследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов;
- результатыпримененияметодикпсихологическогоисследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению;
- всенаучныепсихологическиеисследованиядолжныпроводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами.