Окружающиймирипсихикапрошлидлительныйпутьэволюции

ТЕМА 1.2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

Понятие о методологии в психологии.

Методологические и теоритические основы психологии

Основные функции психики

Виды и структура отражения.

Сознание как высший уровень отражения действительности.

Человек во взаимосвязи с окружающим миром и развитием его свойств.

7.

"Наука движется толчками, в зави­симости от успехов, делаемых методоло­гией. С каждый шагом методологии впе­ред мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами».

И. П. Павлов

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна опираться на определенные исходные положения, дающие правиль­ные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методологи я и теория.

Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах её исследования. В свою очередь, теория - это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Обычно различают три уровня методологии любой науки.

- Об­щая методология обеспечивает наиболее правильные и точные пред­ставления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.

- Специальная мето­дология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и зако­номерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

- частная методология представляет собой совокупность методов, спо­собов, приемов и методик исследования конкретной наукой различ­ных явлений, которые составляют предмет и объект её анализа.

Схема 1. Понятие о метологии в психологии.

Методологические и теоритические основы психологии

Общая методология российской психологической науки исходит из того, что:

1. Окружающийнасреальныймирматериален(состоитизматерии).

2. Материяпервична,асознаниевторично.

3. Материянаходитсявнепрерывномдвижении,развитии:

а)движущиесилыразвитияокружающегомира,материиподчиня­ются законам:

        - единстваиборьбыпротивоположностей;

       - переходаколичественныхизмененийвкачественные;

-отрицания отрицания;

 

б)движениеопределяетсобойкачественныехарактеристикивсех явлений объективной реальности и собственно психики;

 

Окружающиймирипсихикапрошлидлительныйпутьэволюции.

Специальная методология психологической науки исходит из того, что:

1. Психика–свойствовысокоорганизованнойматерии,функцияго­ловного мозга.

2. Сущностьпсихикисостоитвотражениивоздействийпредметови явлений окружающей действительности.

3. Сознание-высшийэтапразвитияпсихики.

4. Психика,сознаниесоциальнообусловлены.

 

 

Специальная методология психологической науки в результате дли­тельного развития пришла к выводам о том, что:

 

- восновеисследованияпсихологическихявлениймогутлежатьлишь методологические принципы психологии;

 

- сущностьпроявленияпсихическихявленийипроцессовопределя­ется их конкретными особенностями и свойствами;

- существуютспециальныеметодики,способыиприемыисследо­вания конкретных классов и видов психологических явлений и процес­сов;

- результатыпримененияметодикпсихологическогоисследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению;

- всенаучныепсихологическиеисследованиядолжныпроводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и плана­ми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: