I. Организация класса.
Здравствуйте, садитесь.
Дома вы должны были составить пять сложных предложений на тему «Осень». Прочитает свои предложения Зимина Дарья, Ердосова Сабина, Канева Юлия (выслушиваются ответы учеников).
Подготовка к восприятию нового материла.
Учитель: Что называется сложным предложением? Чем оно отличается от простого? Приведите примеры. Отвечает Карабанов Михаил.
Предполагаемый ответ ученика: Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или более грамматических основ, связанных между собой по смыслу и грамматически. Ученик приводит примеры.
Задание. Посмотрите на доску. На доске записан текст. Прочитайте текст. Назовите номера сложных предложений.
(1)Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
(2)Наступила осень. (3)Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
(4)Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
(5)Птицы улетают в теплые края.
Ответ ученика: сложные предложения 1, 3, 4.
Разделите найденные вами сложные предложения на две группы по характеру соединения простых предложений в составе сложного.
Предполагаемый ответ учащегося: 1,3 предложения с союзами, 4 –без союзов.
Сделайте вывод.
Предполагаемый ответ ученика: сложные предложения бывают с разными видами связи: союзной и бессоюзной.
Сформулируйте тему нашего урока.
Предполагаемый ответ ученика. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью.
Учитель: запишите в тетрадь число, классная работа и тему урока.
III. Объяснение нового материала.
Запишите в тетрадь два предложения.
1) Взошел молодой месяц, и все кругом потонуло в фантастическом, колебавшемся свете.
2) Мне снился сон, что сплю я непробудно.
Докажите, что это сложные предложения.
Ответ учащегося: в составе каждого из этих предложений имеется по две грамматические основы.
Учитель: Хорошо, чем соединены эти предложения?
Ответ учащегося: предложения соединены союзами.
Учитель: чем различаются предложения.
Ответ учащегося: у них разные союзы.
Учитель: как называется союз в первом и втором предложении.
Ответ учащегося: в первом предложении союз сочинительный, во втором – подчинительный.
Учитель: правильно, молодцы. Давайте откроем учебник, и посмотрим, какие сведения о таких предложениях содержаться в учебнике. Открываем страницу 28. Прочитает теоретические сведения Антоновский Валентин.
Чтение правила по учебнику.
Учитель: на основе прочитанного составим в тетради схему.
Сложные предложения.
Союзные Бессоюзные
Части предложений
ССП СПП связываются интонацией.
Союзы:
Сочин. Подчин.
А, но, что
Да,зато где
и,…. когда….
Выполним упражнения.
IV. Закрепление.
Посмотрите на доску, на доске записаны схемы, разнесите схемы по графам таблицы. К доске пойдет Суханова Ольга, остальные работают в тетрадях.
Работа у доски. На доске записаны схемы.
1. [ ]; [ ].
2. [ ], где ().
3. [ ], да [ ].
4. [ ], потому что ().
5. [ ], но [ ].
6. [ ], [ ].
7. [ ], и [ ].
8. [ ], если ().
9. Когда (), [ ].
ССП | СПП | СБП |
[ ], да [ ]. [ ], но [ ]. [ ], и [ ]. | [ ], где (). [ ], потому что (). [ ], если (). Когда (), [ ]. | [ ]; [ ]. [ ], [ ]. |
Выполним упражнение 47. Работа у доски.
Задание. Запишите предложения в указанном порядке: а) сложносочиненное, б) сложноподчиненное, в) бессоюзное, г) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Составить схемы.
А) Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде. [ ], и [ ].
Б) Заря уже занималась в небе, когда оба приятеля возвращались на свою квартиру. [ ], (когда).
В) Небо посветлело, побледнели звезды.[ ],[ ].
Г) Солнце еще не вставало, но уже заиграл холодок, седая роса покрыла травы, и первые жаворонки звенели высоко-высоко в полумрачной воздушной бездне, откуда, как одинокий глаз, смотрела крупная одинокая звезда. [ ], но [ ], [ ], и [ ], [ ].
Самостоятельная работа. Задание. Я вам раздам карточки, на которых записаны предложения. Ваша задача - списать предложения, определить вид связи сложных предложений, вставить пропущенные буквы, составить схемы, подчеркнуть грамматические основы.
Карточка 1. (1 вариант)
Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик д о вольно умело ор и ентировался в т а ктических сл о жностях м а нёвра.
Но дело в том, что у отца была неп лохая б и бл и отека, и особе нн ый инт е рес вызывали у мальчика жизн е описания великих п о лководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря.
Карточка 2. (2 вариант)
Домашние уд и влялись странности ребёнка, отец между делом читал ему нотации, и он пытался отвлечь его от чтения военных книг.
Гонец бежал под палящим солнцем в Афины, чтобы сообщать горожанам радостную весть: возле деревни Марафон греческие фаланги разгр о мили персов.