II. Проверка домашнего задания

I. Организация класса.

Здравствуйте, садитесь.

Дома вы должны были составить пять сложных предложений на тему «Осень». Прочитает свои предложения Зимина Дарья, Ердосова Сабина, Канева Юлия (выслушиваются ответы учеников).

Подготовка к восприятию нового материла.

 

Учитель: Что называется сложным предложением? Чем оно отличается от простого? Приведите примеры. Отвечает Карабанов Михаил.

Предполагаемый ответ ученика: Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или более грамматических основ, связанных между собой по смыслу и грамматически. Ученик приводит примеры.

Задание. Посмотрите на доску. На доске записан текст. Прочитайте текст. Назовите номера сложных предложений.

(1)Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
(2)Наступила осень. (3)Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
(4)Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
(5)Птицы улетают в теплые края.

Ответ ученика: сложные предложения 1, 3, 4.

Разделите найденные вами сложные предложения на две группы по характеру соединения простых предложений в составе сложного.

Предполагаемый ответ учащегося: 1,3 предложения с союзами, 4 –без союзов.

Сделайте вывод.

Предполагаемый ответ ученика: сложные предложения бывают с разными видами связи: союзной и бессоюзной.

Сформулируйте тему нашего урока.

Предполагаемый ответ ученика. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью.

Учитель: запишите в тетрадь число, классная работа и тему урока.

III. Объяснение нового материала.

Запишите в тетрадь два предложения.

1) Взошел молодой месяц, и все кругом потонуло в фантастическом, колебавшемся свете.

2) Мне снился сон, что сплю я непробудно.

Докажите, что это сложные предложения.

Ответ учащегося: в составе каждого из этих предложений имеется по две грамматические основы.

Учитель: Хорошо, чем соединены эти предложения?

Ответ учащегося: предложения соединены союзами.

Учитель: чем различаются предложения.

Ответ учащегося: у них разные союзы.

Учитель: как называется союз в первом и втором предложении.

Ответ учащегося: в первом предложении союз сочинительный, во втором – подчинительный.

Учитель: правильно, молодцы. Давайте откроем учебник, и посмотрим, какие сведения о таких предложениях содержаться в учебнике. Открываем страницу 28. Прочитает теоретические сведения Антоновский Валентин.

Чтение правила по учебнику.

Учитель: на основе прочитанного составим в тетради схему.

Сложные предложения.

   Союзные                                                        Бессоюзные

                                                                                         Части предложений

ССП                       СПП                                      связываются интонацией.

           Союзы:        

Сочин.            Подчин.                                                    

А, но,                     что

Да,зато                  где

и,….                   когда….

Выполним упражнения.




IV. Закрепление.

Посмотрите на доску, на доске записаны схемы, разнесите схемы по графам таблицы. К доске пойдет Суханова Ольга, остальные работают в тетрадях.

Работа у доски. На доске записаны схемы.

1. [ ]; [ ].

2. [ ], где ().

3. [ ], да [ ].

4. [ ], потому что ().

5. [ ], но [ ].

6. [ ], [ ].

7. [ ], и [  ].

8. [ ], если ().

9. Когда (), [ ].

ССП СПП СБП
[ ], да [ ].       [ ], но [ ]. [ ], и [ ]. [ ], где (). [ ], потому что (). [ ], если (). Когда (), [ ]. [ ]; [ ]. [ ], [ ].  

Выполним упражнение 47. Работа у доски.

Задание. Запишите предложения в указанном порядке: а) сложносочиненное, б) сложноподчиненное, в) бессоюзное, г) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Составить схемы.

А) Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде. [ ], и [ ].

Б) Заря уже занималась в небе, когда оба приятеля возвращались на свою квартиру. [ ], (когда).

В) Небо посветлело, побледнели звезды.[ ],[ ].

Г) Солнце еще не вставало, но уже заиграл холодок, седая роса покрыла травы, и первые жаворонки звенели высоко-высоко в полумрачной воздушной бездне, откуда, как одинокий глаз, смотрела крупная одинокая звезда. [ ], но [ ], [ ], и [ ], [ ].

Самостоятельная работа. Задание. Я вам раздам карточки, на которых записаны предложения. Ваша задача - списать предложения, определить вид связи сложных предложений, вставить пропущенные буквы, составить схемы, подчеркнуть грамматические основы.

Карточка 1. (1 вариант)

Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик д о вольно умело ор и ентировался в т а ктических сл о жностях м а нёвра.

Но дело в том, что у отца была неп лохая б и бл и отека, и особе нн ый инт е рес вызывали у мальчика жизн е описания великих п о лководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря.

Карточка 2. (2 вариант)

Домашние уд и влялись странности ребёнка, отец между делом читал ему нотации, и он пытался отвлечь его от чтения военных книг.

Гонец бежал под палящим солнцем в Афины, чтобы сообщать горожанам радостную весть: возле деревни Марафон греческие фаланги разгр о мили персов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: