Малые жанры фольклора

Методический комментарий.

Задание  Объясни, как научиться различать пословицы и поговорки (стр. 10). Можно попросить пятиклассников составить таблицу или схему, помогающую различать пословицы и поговорки. Объяснять различие будет удобнее с помощью составленной таблицы.

Задание Приведи примеры иносказаний в пословицах, поговорках, загадках (стр. 14). Особое внимание уделим ответу на данный вопрос. «Иносказательность» текста может быть трудна для восприятия пятиклассниками. Однако без осознания этого свойства художественного образа невозможно дальнейшее изучение литературы.

На уроках по изучению малых жанров фольклора важно организовать игровую и творческую деятельность учащихся, например: собери «рассыпавшиеся» пословицы, узнай пословицу по началу; аукцион пословиц и поговорок на тему…; конкурс загадок и др. Творческие работы учащихся могут быть представлены в виде собственных сборников пословиц и загадок, рисунков, иллюстрирующих какую-либо загадку или пословицу, кроссворды по сказкам и др.

 

Методический комментарий.

Задание Пронаблюдай, как начинается сказка… (стр. 22). Обязательно выполняем это задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории».

Задание перед текстом сказки «Тетерев и лиса» (стр. 26). Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст».

 

Авторская (литературная) сказка

Методический комментарий

При чтении текста «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов. Можно попросить учеников дополнить сноски.

Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование» (стр. 59). Подчеркнем, что это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае именно самостоятельного выполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера. Это будет прообразом проектной деятельности.

Е.Л.Шварц.Сказка «Два клена» (3 часа)

Методический комментарий

Задание Проверь себя (стр. 62). Уделим особое внимание работе с терминами. Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен. Без включения этих понятий в активный словарь школьников невозможно дальнейшее изучение драмы на уроках литературы. Например, можно на уроке предложить ребятам разгадать чайнворд.

Э.Т.А.Гофман. Сказка «Щелкунчик» (2 часа)

Методический комментарий

Задание Подготовь устный рассказ «Мари и Фриц» … (стр. 137) направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы.

Примерные вопросы для сопоставления Мари (примеры из текста) Фриц (примеры из текста)
Возраст героев    
Портрет героев    
Черты характера    
Отношение к окружающим    
Что ценит в жизни больше всего    
Мое отношение к герою    

 

Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» (5 часов)

Методический комментарий

Обучение сопоставительному анализу эпизодов: эпизод Оксана перед зеркалом сравнить с эпизодом мачеха перед зеркалом в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Сходство и различие героинь. Роль этих эпизодов в каждой сказке.

Задание Озаглавь каждый фрагмент текста (стр. 180). Работа по озаглавливанию фрагмента текста является очень эффективной для формирования важнейшего для речевой деятельности человека – умения сжимать текст. Не надо проводить эту работу лишь формально. Если учащиеся затрудняются в самостоятельном назывании фрагментов, пусть выберут ключевые слова или фразы из текста. Это задание можно дополнить творческим заданием сделать рисованный фильм по повести, проиллюстрировав основные эпизоды.

Сказка представляет сложность для учащихся с точки зрения лексики. На снятие этих проблем направлены задания рабочей тетради.

Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное произведение развивает важнейшие коммуникативные умения ученика: читать и интерпретировать прочитанное, сжимать текст, строить самостоятельные суждения на основе прочитанного и др. Напомним учителю следующие принципы организации работы по выполнению этого задания:

- использовать личностно-ориентированный подход к учащимся (позволить им выполнить часть работы, позволить выполнить задание устно и т.д.);

- работу начинать с анализа образца аннотации (с. 253); аннотацию учитель может подобрать самостоятельно или дать задание подобрать аннотацию учащимся;

- объяснить учащимся цель этого жанра, раскрыть необходимость уметь составлять и читать аннотацию – хорошо, если работа над аннотациями будет организована в форме ролевой игры («В книжном магазине», «В библиотеке», «В редакции» и т.д.)

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» (4 часа)

Методический комментарий

Задание перед текстом об авторе  (стр. 180). Выполнение задания перед текстом о М.М. Пришвине можно организовать как подготовку индивидуальных сообщений о писателях. Выступления учащихся могут сопровождаться демонстрацией компьютерных презентаций.

П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» (2 часа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: