По лекциям и к тестированию

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИН

БЖД и БЖД-2

 

Для студентов дневной,

вечерней и заочной форм обучения

 

Подготовил Шумилин В.К.

 

 

Обсуждены на заседании кафедры

(на предметно-методической секции)

                                                            «___»___________2016 г.

                                               Протокол № ………..

 

Москва - 2016  г.



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Методические указания студентам по самостоятельному изучению материала лекций (МУ-Лс) приводятся для некоторых важных тем разделов рабочей учебной программы. Названия и номера всех разделов и тем приведены в соответствии с утвержденной рабочей учебной программой по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (РУП-2012).

Иходные предпосылки, которые учитывались при подготовке настоящих Методических указаний для студентов, приведены ниже.

В РПД-2012 по БЖД по всем специальностям отмечается, что … основная цель дисциплины " Безопасность жизнедеятельности " - вооружить будущих выпускников ….. учебных заведений теоретическими и практическими навыками, необходимыми:

- для идентификации опасностей техногенного происхождения в повседневных (штатных) и чрезвычайных ситуациях;

- для разработки и реализации мер защиты среды обитания от негативных воздействий;

- для проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экологичности;

- для обеспечения устойчивости объектов экономики,

- для прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и при стихийных явлениях;

- для участия в работах по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

После изучения дисциплины БЖД «студент должен уметь:проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в повседневных условиях и в чрезвычайных ситуациях; использовать экобиозащитную технику и разрабатывать мероприятия, обеспечивающие …также защиту в чрезвычайных ситуациях».

 

В конце МУ-Лс приведен список литературы, которую рекомендуется использовать студентам.



ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Порядок организации самостоятельной работы

Тематика СРС. Тематикасамостоятельной работы студента (СРС) определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов безопасности и будущей профессиональной деятельности выпускника. Самостоятельная работа составляет не менее 50 % от общей трудоемкости дисциплины. Такая работа является важнейшим компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру безопасности, развивающим его способности к самообучению и повышению своего профессионального уровня.

Цель СРС. Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий.

Организация СРС. Самостоятельная работа заключается:

- в изучении отдельных тем курса (или ряда важных вопросов изучаемой темы раздела) по заданию преподавателя по рекомендуемой им учебной литературе;

- в подготовке к лабораторному практикуму, практическим работам;

- в подготовке к текущим видам контроля успеваемости;

- в выполнении домашних работ, в подготовке рефератов, презентаций;

- в подготовке к промежуточном контролю (экзамену или зачету);

Тематика и порядок выдачи заданий на СРС в МГУПИ соответствует рекомендациям Примерной программы, разработанной в МВТУ им. Баумана. Преподаватель, выдавший задание, проводит текущие консультации.

Планирование самостоятельной работы

Студенты дневной формы обучения. Рекомендованный кафедрой график учебных занятий хорошо дополняется рейтинговой системой оценки знаний студентов, применяемой на кафедре.

Разработана общая структура предложений кафедры по материалам отдельных тем для студентов, которые выносятся на самостоятельную подготовку по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности (с учетом специальности студентов). Сведения об этом сообщает преподаватель на лекциях по каждой теме соответствующих разделов.

Выбор тем для домашней работы (ДР) производится преподавателем с учетом специальности студентов. Студенты для уточнения непонятных вопросов приходят на индивидуальные консультации в соответствии с заранее составленным и вывешенным расписанием (расписание преподавателей вывешено на стенде кафедры рядом с комнатой 281).

Список литературы для самостоятельной подготовки рекомендует преподаватель и выдает на соответствующих лекциях.

Самостоятельная работа студента также включает ознакомление с периодическими изданиями в читальном зале и в библиотеке. Рекомендуется просматривать следующие журналы:

1. Журнал "Охрана труда и социальное страхование" за 2007-2014 гг.

2. Журнал "Национальная безопасность" за 2007-2014 гг.

3. Журнал "Промышленная безопасность" за 2007-2014 гг.

4. Журнал «Справочник специалиста по охране труда» за 2007-2014 гг.

5. Литературу, рекомендованную преподавателем, — в электронной библиотеке IQlib.ru.

 

Материалы, приведенные в этих и других журналах, можно использовать и при подготовке рефератов (по согласованию с преподавателем). Рекомендуется просматривать статьи, в которых отражаются актуальные вопросы по повышению культуры безопасности жизнедеятельности, и стати по современным подходам оценке профессиональных рисков.

Студенты очно-заочной и заочной форм обучения. Студенты самостоятельно изучают теоретический материал в соответствии с Рабочей программой и Тематическим планом чтения лекций. Библиографический список источников приводится преподавателем на установочной лекции. Студенты также могут посмотреть литературу, рекомендованную преподавателем, — в электронной библиотеке IQlib.ru.

На установочной лекции преподаватель выдает старосте комплект дидактических материалов, подготовленных кафедрой. В раздаточный материал входит: 1) материал на электронном носителе для подготовки к лекциям, методические указания для выполнения домашней работы, примерный список вопросов для подготовки к экзаменам; методические рекомендации по изучению дисциплины и т.п.; 2) бланк титульного листа к сводному отчету и бланки для выполнения лабораторных работ.

Выбор тем для ДР производится преподавателем с учетом специальности студентов. Студенты для уточнения непонятных вопросов приходят на индивидуальные консультации в соответствии с заранее составленным и вывешенным расписанием (расписание сообщается во время установочной лекции).

 

Рекомендуемая литература для подготовки

по лекциям и к тестированию

Проведен анализ имеющегося фонда по БЖД в библиотеке МГУПИ по состоянию на 2014 г. Основной учебник (позиция 1, см. ниже) имеется в библиотеке МГУПИ. Допускается использовать учебники выпуска 2004, 2005, 2007 гг., также имеющиеся в библиотеке.

Ниже рядом с источником имеются следующие указатели:

*   фонд НТБ МГУПИ

**   фонд электронной библиотеки - http://www.iqlib.ru/

*** фонд электронной библиотеки - http://www.elibrary.ru/

**** фонд кафедры

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.*

  1. Безопасность жизнедеятельности. Курс лекций для студентов экономических, управленческих и юридических специальностей /Гетия И.Г., Леонтьева И.Н., Скребенкова Л.Н.,. Гетия С.И, Кривенцов С.М., Шумилин В.К. — М.: МГУПИ, 2009 г. – 102 с.*
  2. Гетия С.И. Основы безопасности труда» по дисциплине ОБТ для заочной формы обучения (специальность 08.03.05 «Управление персоналом»). Учебное пособие /. — М.; МГУПИ, 2010 г. – 136 с.*
  3. Экология. Коробкин В.И., Передельский Л.В., Приходченко О.Е. Учебник для вузов. — М.: 2012 г.**

В МГУПИ разработан Регламент работы с электронными библиотеками IQlib.ru и eLibrary.ru; разработан доступ к электронной библиотеке книг (IQlib.ru) и к электронной библиотеке журналов (eLibrary.ru.)

Для подготовки по дисциплине БЖД рекомендуется использовать электронную версию книги «Экология» /Коробкин В.И. и др. В этой книге много тем, которые имеют отношение к БЖД.

Доступ к электронной библиотеке осуществляется автоматически при подключении пользователя к внутренней электронной сети университета. Порядок доступа студентов отражен в Регламенте. После успешного входа в библиотеку студент автоматически попадает во вкладку сайта "Фонды" и может приступить к поиску интересующих изданий через форму поиска.

 

Дополнительная литература         

5. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. О.Н. Русака, 2003 г.*

  1. Шумилин В.К. Чрезвычайные ситуации: Защита населения и предприятий: Практические рекомендации и примеры. — М.: Издательство «Альфа-Пресс, 2011 г. – 176 с.*
  2. Безопасность жизнедеятельности. Основы безопасности труда. Практикум. (Часть 1 и Часть 2). Сборник практических работ для студентов технических специальностей. /Под ред. Гетия И.Г.— М.: МГУПИ, 2010 г. (Часть 1 – 102 с.; Часть 2 -104 с.).

- И.Г. Гетия, С.И. Гетия, В.Н. Емец и др.*

  1. Шумилин В.К., Гетия И.Г. Определение необходимой степени электробезопасности, пыле и влагозащиты электротехнических изделий (методические рекомендации для студентов-дипломников). — М.: МГУПИ, 2008 г. – 48 с.*
  2. И.Г. Гетия. Безопасность на работе на ПЭВМ. Учебное пособие. Часть 1. — М.: МГАПИ, 2005 г. – 73 с.*
  3. Гетия И.Г., Кривенцов С.М. Защита от террористических актов. — М.: МГУПИ, 2009 г. – 40 с.*
  4. В.К. Шумилин, А.М. Елин, И.И. Литвак. Безопасная работа на компьютере. — М.: Изд-во «Безопасность труда и жизни», 2005 г. – 272 с.: ил.****
  5. Безопасность технологических процессов и производств:  Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. — М.: Высшая школа, 1999 г.*

13. Безопасность производственных процессов. /Под ред. С.В. Белова, — М.: Высшая школа, 1985 г.*

  1. Электронные версии лекций, подготовленных на кафедре**** (см. ниже в п. 5.2).
  2. Российская энциклопедия по охране труда: В 2 т. /Гл. ред. А.П. Починок. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 (Т. 1: А-О. 384 с.; Т. 2: П-Я. 400 с.)****.
  3. Безопасность труда в машиностроении в вопросах и ответах. /Еремин В.Г., Сафонов В.В., Схиртладзе А.Г. и др. Учебное пособие. — М.: Машиностроение, 2004 г. - 192 с.****
  4. А.С. Гринин, В.Н. Новиков. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 г. – 336 с.: ил.****
  5. Безопасность и защита населения в ЧС. Крючек Н.А., — М.: 2001 г.*
  6. Личная безопасность населения в ЧС. /Под ред. Кириллова Г.П., — М.: 2001 г.*
  7. Охрана труда и окружающей среды в радиоэлектронной промышленности. — М.: 1988 г.*
  8. Охрана труда при сварке в машиностроении. — М.: 1978 г.*
  9. СТП МГУПИ 2068752-5-2006. Выпускные квалификационные работы*
  10. Материал, размещенный на стендах. Стенды вывешены на стенах в коридоре (рядом с помещениями кафедры) и в лаборатории кафедры. Материалы на стендах подготовлены по простым для восприятия, но важным вопросам, относящимся к разделу 8 (модуль «ВОЗМОЖНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ (ЧС) И МЕРЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ»). Это позволяет студентам грамотно и самостоятельно подготовить ряд вопросов по темам "Ликвидация последствий возможных ЧС" и «Оказание первой медицинской помощи»****.

 

На кафедре ВТ-11 (ТИ-5) МГУПИ имеется электронная версия лекций, которая выдается на 1-й лекции преподавателем, в частности:

Гетия С.И., Леонтьева И.Н. Электронный вариант письменных лекций (версии опорных лекций для студентов) по дисциплине БЖД. — М.: МГУПИ, 2008 г.****

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: