Тест для проверки уровня ваших взаимоотношений с руководителем

Ирина Алексеевна Толмачева

Правил руководства своим руководителем

 

 

 

Ирина Толмачева

Правил руководства своим руководителем

 

 

Введение

 

 

Зачем вам все это нужно

 

Освоив навыки «руководства вверх», вы поможете людям, работающим вместе с вами, осознать вашу важность для организации.

Розанна Бадовски, соавтор книги «Руководство вверх: как построить эффективные отношения с теми, кто выше вас»

 

 

 

Скажите, вы замечали, что ваш начальник порой ведет себя как полный идиот, что он иногда, а то и часто, говорит и делает то, что вам кажется совершенно нелогичным и бессмысленным? Я замечала это за многими своими начальниками. И я в этом не одинока. Согласно статистическому исследованию, проведенному порталом Headhunter (www.hh.ru) в январе 2010 года, 25 % тех, кто хочет сменить работу, называют причиной поиска нового места «неадекватное руководство». Это третий по популярности ответ – таких людей даже больше, чем желающих сменить работу из‑за низкой зарплаты! Согласитесь, проблема «неадекватного руководителя» достаточно распространенная и серьезная. Давайте же разберемся в ней более подробно.

 

 

...

Приведу пример из своей бизнес‑практики. Один мой начальник ни с того ни с сего начал требовать, чтобы я перестала продвигать продукт, продажи которого составляли 90 % от общего объема продаж моего подразделения, при этом все время росли. Начальник хотел, чтобы я забыла про этот продукт вообще и переключилась на раскрутку второстепенного продукта со спорными перспективами на рынке. Я была уверена, что у моего начальника что‑то случилось с головой. А через полгода выяснилось, что компания собиралась продать мой раскрученный бренд. Начальник, оказывается, искал возможность спасти рабочие места, мое и моих сотрудников, в случае, если бы это случилось. Но он не мог рассказать мне о планах руководства.

 

Конечно же, бывают начальники‑идиоты. Но в 99 % случаев отношение подчиненного к начальнику как к «неадекватному руководителю» вызвано взаимным недопониманием, коммуникативной пропастью. Почему мой начальник не рассказал мне правду тогда? Потому что он не доверял мне. А кто был в этом виноват? Конечно же, я. Я‑то знаю, что не проболталась бы. Но я не смогла создать у моего начальника нужный уровень доверия ко мне. В результате многие рисковали потерять работу, если бы продажа бренда действительно состоялась. Конечно же, его план решения проблемы был нереалистичен. Но если бы мы доверяли друг другу, то вместе могли бы за полгода придумать реальный план сохранения объемов продаж и рабочих мест.

Но откуда берется или как создается это взаимное доверие начальника и подчиненного? Иногда оно формируется само собой за счет совпадения поведенческих типов, приоритетов в жизни и работе начальника и подчиненного. Но что делать, если вы и ваш босс абсолютно разные люди, по‑разному смотрите на жизнь и рабочие задачи, если вам комфортно работать в совершенно разной рабочей атмосфере, и вы обычно добиваетесь результатов разными путями? Искать другую работу? А вы уверены, что новый начальник будет лучше прежнего? Почему ваши различия должны вредить, а не помогать работе? Ведь разница во взглядах и подходах может позволить вам и вашему руководителю не раздражать, а дополнять друг друга, добиваясь значительно бóльших результатов вместе, нежели по отдельности.

Вы знаете, есть такая мудрая корпоративная поговорка: береги своего начальника, следующий может быть хуже. Если вы считаете своего босса трудным человеком, то, поверьте, он вас считает не менее трудным подчиненным. И нельзя винить в создавшейся ситуации одного лишь начальника. Подчиненные вносят свою солидную лепту в закрепление «трудных» отношений с начальником. Они могут усложнять взаимоотношения с руководителем одним из двух нижеперечисленных способов.

□ Во‑первых, это пассивный подход к вопросу, нежелание прилагать усилия к строительству отношений с начальником. У нас принято считать, что создание атмосферы и налаживание отношений в рабочем коллективе – это должностные обязанности начальника, а от подчиненного требуется лишь добросовестно выполнять свою работу. Пусть босс организует корпоративные походы в боулинг и празднование дней рождения, а мы еще покритикуем его успехи в этой области. Те, кто так считают, пожизненно обрекают себя на трудных начальников и низкие зарплаты.

□ Но нежелание строить отношения с начальником – лишь одна из возможных проблем. Вторая, не менее распространенная и серьезная, проблема – это неумение построить такие отношения даже при наличии большого желания. Подчиненный, желающий наладить отношения с начальником, очень часто скатывается до подхалимажа и лести, которые в равной степени неприятны и другим сотрудникам, и самому руководителю. Почему лесть редко бывает эффективна? Потому что большинству людей хочется, чтобы признавались их собственные достоинства, а не приписывались чужие или нереальные заслуги.

Даже в среде руководителей, людей, специально обученных навыкам управления, существует очень распространенное заблуждение в этой области. Большинство руководителей считает, что в первую очередь, чтобы улучшить результаты своей работы, надо сделать так, чтобы подчиненные работали максимально эффективно. И поэтому все свое рабочее время такие руководители стараются понять сильные и слабые стороны подчиненных и научиться их правильно мотивировать, проводят с ними массу времени индивидуально и на общих собраниях. Такие руководители уверенны, что подобным образом они добьются максимально возможных результатов как для себя, так и для компании. Это – не самое худшее применение своих сил и времени, но далеко не оптимальный способ для достижения максимально возможных результатов.

Наиболее успешные руководители признают, что для максимальной результативности своей работы стоит больше сил и времени тратить на помощь своему собственному начальнику. Когда ваш начальник начинает относиться к вам как к сотруднику, на предложения и действия которого всегда можно положиться, как к надежному и ответственному помощнику во всех делах и начинаниях, он начинает предоставлять вам дополнительные ресурсы. Почему? Потому что он хочет получать от вас больше «всего этого полезного». Если, увеличив количество ваших подчиненных или бюджет, он может получить от вас больше поддержки и помощи в выполнении планов, то почему бы это не сделать? Он может даже делать это неосознанно, просто помогая тому, кто помогает ему. При этом вы улучшаете результаты работы своего подразделения, вышестоящего подразделения, способствуете как своему карьерному росту, так и карьерному росту своего начальника.

Когда я училась на МБА в Кингстонском университете, курс менеджмента наш преподаватель‑англичанин начал со следующей байки:

 

 

...

«Вы знаете, что в карате уровень мастерства отмечается присвоением поясов разного цвета? Низший уровень – белый пояс. Затем – цветные пояса. А самый высокий уровень мастерства – черный пояс. Если провести аналогию с наукой или искусством управления, то белому поясу соответствует умение эффективно управлять своими подчиненными. Цветному поясу – умение управлять параллельными менеджерами, чтобы они с охотой оказывали вам помощь и поддерживали ваши идеи. Но черный пояс менеджмента – это умение руководить своим руководителем».

 

Это умение по‑английски называется managing up (дословный перевод «руководство вверх»). На Западе на эту тему написано множество книг и статей. В России это искусство, или наука, еще малоизвестно. Данная книга посвящена изучению навыков управления своим руководителем, то есть навыкам «руководства вверх».

Несколько слов об истории возникновения термина. Первая публикация на эту тему появилась в 60‑е годы прошлого века. Это была статья Питера Друкера (Peter Drucker), но тогда она не получила широкой популярности. Настоящей бомбой стала статья гарвардских профессоров Джона Габарро (John Gabarro) и Джона Коттера (John Kotter), опубликованная в 1980 году в Harvard Business Review. Профессора́ показали взаимную зависимость начальника и подчиненного. Их исследование доказало очевидную необходимость «руководства вверх» для достижения успехов в работе.

 

 

...

«Задумайтесь о своей работе и том, как выполнять ее максимально эффективно. Откуда вы можете взять необходимые вам ресурсы, необходимую информацию, совет и даже разрешение что‑либо делать или не делать? Ответ указывает на того, у кого есть власть и полномочия, то есть на вашего руководителя. Если вы не сможете установить со своим руководителем отношения, основанные на взаимном уважении и понимании, вы упустите шанс быть эффективным в своей работе» (Джон Габарро и Джон Коттер).

 

Ниже я привожу цитату из известной книги Томаса Зубер и Эрики Джеймс на эту тему, которая дает, на мой взгляд, максимально точное определение этому управленческому навыку:

 

 

...

«Руководство вверх (managing up) – это процесс сознательной работы со своим руководителем с целью получения наилучших результатов для себя, для него и для вашей организации. Это не политическое маневрирование или лизание чьего‑то зада. Это, скорее, сознательное усилие по строительству отношений, основанных на взаимопонимании и сотрудничестве, между людьми чаще всего смотрящими на вещи очень по‑разному».

 

Грамотное построение отношений со своим руководителем может принести пользу и вам лично (комфортные условия работы, продвижение по службе), и вашему начальнику, и вашей компании, потому что это будет способствовать более эффективному и продуктивному выполнению рабочих задач.

Возвращаясь к вопросу, заданному мною в самом начале этой главы, я хотела бы привести ответ на него Джона Готти:

 

 

...

«Если вы считаете своего босса идиотом, запомните: если бы он был умнее, у вас бы не было этой работы».

 

 

Тест для проверки уровня ваших взаимоотношений с руководителем

 

Этот тест поможет осознать глубину ваших проблем, связанных с взаимоотношениями с руководством, или же покажет высоту ваших достижений в этой области!

Ниже приведены 30 утверждений. За каждое утверждение, которое соответствует вашим отношениям с начальником, начислите себе один балл.

1. Мой начальник рассказывает мне о планах и перспективах отдела.

2. Мой начальник ценит мои идеи и предложения.

3. За последний год мне удавалось успешно выторговать у моего начальника какие‑либо блага (повышение зарплаты, отгулы, интересный мне проект).

4. Мой начальник заботится о повышении моей квалификации: он (она) одобрил оплату моего обучения.

5. Я учусь у моего начальника, он (она) делится со мной информацией и опытом.

6. Я уважаю моего начальника, потому что он (она) смог добиться большего, чем я.

7. Меня не тяготит совместное времяпровождение с начальником, мы можем вместе посмеяться над чем‑либо.

8. Я знаю, в какое время дня лучше всего обращаться к моему начальнику с просьбой или вопросом.

9. Я всегда определяю, в каком настроении сейчас мой начальник, и не попадаюсь ему (ей) на глаза в неудачное время.

10. Я знаю поведенческий тип моего начальника и веду себя соответственно.

11. Мой начальник – хороший лидер, он (она) успешно руководит отделом.

12. Я своевременно получаю ответы на мои вопросы от начальника.

13. Я получаю необходимое количество указаний от моего начальника.

14. Мой начальник предоставляет мне возможности, которые позволяют выполнять более сложную работу и повышать квалификацию.

15. Мой начальник регулярно оценивает мою работу, и мы обсуждаем его оценку.

16. Я обсуждал с начальником мои карьерные планы.

17. Мой начальник не присваивает себе все заслуги за сделанную мною работу.

18. Мой начальник слушает, когда я говорю.

19. Мой начальник спрашивает мое мнение и уважает его.

20. Я знаю стиль общения, наиболее комфортный для моего начальника.

21. Я знаю, в какой форме лучше всего подавать предложения моему начальнику.

22. Я знаю, какие аргументы убеждают моего начальника.

23. Я знаю сильные стороны моего начальника.

24. Мои сослуживцы спрашивают у меня совет, когда им надо идти к начальнику.

25. Мой начальник доверяет мне.

26. Мой начальник относится ко мне с уважением.

27. Меня не пугает необходимость идти «на ковер к начальству».

28. Если я делаю что‑то не так, я тут же сообщаю об этом своему начальнику и беру на себя ответственность за допущенную ошибку.

29. Я комфортно чувствую себя на рабочем месте.

30. Я получаю зарплату и компенсационный пакет не ниже среднего уровня на рынке труда для такой должности.

Подсчитайте количество утверждений, которые соответствуют вашей ситуации, и посмотрите результаты ниже.

0‑6. Увы, никто не совершенен.

Запомните, не бывает плохих начальников – бывают начальники, не подходящие вам лично. У вас есть два варианта: поменять место работы или научиться ладить с вашим нынешним начальником. Но если вы не умеете руководить своим руководителем, то с новым начальником у вас могут возникнуть старые проблемы. Обучение руководству руководителем было бы вам крайне полезно.

7‑12. Вам есть над чем работать.

В целом вы неплохо ладите со своим начальником. Возможно, причиной этому является ваша естественная поведенческая совместимость. Но вам не помешало бы пройти обучение навыкам руководства своим руководителем.

13‑18. У вас хорошие отношения с вашим руководителем.

Но вы можете их улучшить. Наблюдайте за тем, как ведут себя ваши более успешные коллеги, определите, что они делают из того, что не делаете вы или наоборот. Обучение навыкам руководства руководителем может принести вам определенную пользу.

19‑24. Это очень хороший результат.

Возможный путь совершенствования ваших навыков руководства руководителем – обсудить с вашим начальником, какие дополнительные полномочия или сложные задания он может вам дать.

25‑30. Поздравляю! Ваши отношения с начальником прекрасны!

Единственное, что вам можно посоветовать, это составить вместе с начальником план вашего карьерного роста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: