РАЗДЕЛ 6: МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕМА 6.5: ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
Мотивация медицинских работников
Стадии переживания тяжелой болезни
Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание
Понятие о внутренней картине болезни
Типы отношений к болезни по Личко А. Е.
Медицинский работник, который только приступает к своей профессии, как правило, по эмоциональной стороне стоит ближе к психологии больного.
Он лучше вживается в то, как больной принимает больничную или иную медицинскую обстановку, как переносит боль, страх и неуверенность. Этому способствует также и мотивировка, приводящая молодых людей к медицинской профессии.
Очень мало людей приходит в медицину с целью достичь положения, ставящего их в общественном смысле над другими гражданами.
Небольшая часть приходит в результате сознательной и явной заинтересованности и с предварительными солидными знаниями по биологическим и естественным наукам.
Довольно велико число тех, которые считают эту дорогу более выгодной потому, что имеют хорошие предпосылки для учения без какого-либо определенного таланта в какой-нибудь области.
|
|
Значительная часть избравших медицину мотивирует свой выбор этой профессии тем, что сами они перенесли серьезное заболевание или наблюдали его у других при пребывании в больнице или же встречались с ним у своих близких и пришли к решению помогать страдающим и принять участие в изучении заболеваний.
Особенно те, которые пришли в медицину и в здравоохранение вследствие сочувствия – а таких большинство – при встрече с медицинской средой переживают определенное разочарование. Это и понятно до известной степени.
Отношение врача к больному не может определяться только эмоциями.
Поведение врача, особенно когда он вынужден действовать быстро и решительно, обычному человеку может показаться равнодушным и холодным.
Гуманное отношение врача к страдающему больному характеризуется пониманием его субъективного состояния, чутким, но не многословным участием, щадящим обращением при обследовании и лечении, чем полным и явным слияние с его болями до такой степени, чтобы самому переживать эмоциональный шок.
Однако дезиллюзии медицинского работника, начинающего свои путь в медицине, возникают также и при таких обстоятельствах, которые не только не нужны, но иногда бывают просто вредны. Известно, что иногда медицинский работник видит в больном только «случай», не понимает его переживаний, не проявляет по отношению к нему достаточно деликатности, не имеет психологического подхода к больному.
Если он работает уже длительное время, то некоторые, на первый взгляд эффектные впечатления от новой среды становятся для него привычными и ему начинает казаться, что результаты усиленной работы не такие, как ожидал, не видна в них его решающая личная заслуга, что он не получает так часто благодарности от больных, как этого заслуживает, судя по его усилиям.
|
|
При такой ситуации было бы правильным уяснить себе,
что не все зависит только от него, от его индивидуального отношения,
его эмоций и желаний и что для осуществления добрых намерений в работе необходимо содружество всего коллектива,
Организованная и продуманная совместная работа.
Если же он останется в позицииразочарования, то это в конечном счете приведет к тому, что он допустит такие же ошибки, которые отпугивали его в других, и тем самым попадает в порочный круг, поскольку более выраженные проявления недовольства и нервности по отношению к больным и коллегам уже наперед вызывают у других антипатию и затрудняют, и сводят на нет результаты его работы.
Личность медицинского работника
Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медицинскими работниками и больными является, несоменно, также квалификация, опыт и искусство врача и медицинской сестры.
Результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине явилось повышенное значение специализации, создание особых ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения.
Однако специализация несет с собой опасность суженного,
«трубочного» или, иначе говоря, мозаичного взгляда врача на больного.
Медицинская психология и теория высшей нервной деятельности могут помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря своему общему синтетическому пониманию личности больного и его организма в связи с окружающей средой.
Квалификация является только инструментом,
больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача.
Это вытекает из определения доверия больного к врачу, данного Гладким: « Доверие к врачу – это динамическое положительное отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».
Для проявления доверия имеет значение также и первое впечатление, возникающее у больного при встрече с врачом, его актуальная мимика, жестикуляция, тон голоса, выражения, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, а также и внешний вид: если больной видит врача неопрятного, невыспавшегося по каким-либо не относящимся к работе причинам, то он теряет веру, считая что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться и о других и быть надежным в своей работе. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде больные скорее склонны извинить тем медицинским работникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.
Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен, и, если его манера поведения – быстрая, настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью.
Принимая серьезное решение, врач должен представлять себе результаты его для здоровья и жизни больного и усиливать в себе этим самым
чувство ответственности.
Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой.
Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой или даже личным оскорблением со стороны больного, если его состояние не улучшается.
|
|
Нелегко соединить в работе врача в правильной и действенной мере необходимую заботливость и рассудительность с требуемой решительностью, хладнокровием, оптимизм с критическим отношением и скромностью. Бывают ситуации, когда уместнее проявить чувство юмора без тени иронии и цинизма, по принципу: «смеяться вместе с больным, но никогда – над больным». Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.
Уравновешенная личность врача является для больного комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении.
Медицинский работник должен воспитывать и формировать свою личность,
- во-первых, наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно (по разговору, оценке мимики, жестов больного),
- и, во-вторых, косвенно, когда о взгляде на свое поведение он узнает от своих коллег.
Сам он также может помочь своим коллегам направить их поведение. Имеются факты, когда люди с неуравновешенными неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали свое поведение по отношению к другим как путем собственного усилия, так и при помощи других.
Конечно, это требует определенных усилий, определенного критического отношения к себе и необходимой меры интеллигентности, которая для медицинского работника должна быть само собой разумеющейся.
Молодой медицинский работник, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшей квалификации находится при поиске доверия больных в определенном невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, но ему поможет сознание того, что этот недостаток преходящий, который можно компенсировать добросовестностью, готовностью в любую минуту прийти на помощь и скромностью.
Несмотря на то, что развитие положительных взаимоотношений врача к больному могут осложнять также и некоторые неблагоприятные черты темперамента врача (невыдержанные проявления с избытком эмоциональности, например, гнева, или замкнутость со слабыми эмоциональными реакциями и замедленность), в действительности главной основой этих отношений являются свойства характера личности врача.
|
|
В общем можно сказать, что больной теряет доверие, а медицинский работник теряет авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что медицинский работник является тем, что называют «плохой человек».
Такое впечатление может возникнуть из различных наблюдений. Например, больной слышит, как медицинский работник говорит о своих коллегах, видит, как он надменно относится к подчиненным и заискивает перед начальством, замечает, как он берет в свое пользование что-нибудь из казенного инвентаря или пищу, предназначенную для больных, наблюдает в нем проявления тщеславия, недоступности критике, болтливости, злорадства.
Тщеславность проявляется, например, в том, что врач не просит о консультации более опытного коллегу или преувеличивает больному тяжесть его заболевания, чтобы получить после выздоровления больного большое признание и восхищение.
Более серьезные личные недостатки медицинского работника могут привести больного к предположению, что врач или медицинская сестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих служебных обязанностей.