Принимая серьезное решение, врач должен представлять себе результаты его для здоровья и жизни больного и усиливать в себе этим самым

РАЗДЕЛ 6: МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА 6.5: ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Мотивация медицинских работников

Стадии переживания тяжелой болезни

Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание

Понятие о внутренней картине болезни

Типы отношений к болезни по Личко А. Е.

 

Медицинский работник, который только приступает к своей профессии, как правило, по эмоциональной стороне стоит ближе к психологии больного.

Он лучше вживается в то, как больной принимает больничную или иную медицинскую обстановку, как переносит боль, страх и неуверенность. Этому способствует также и мотивировка, приводящая молодых людей к медицинской профессии.

Очень мало людей приходит в медицину с целью достичь положения, ставящего их в общественном смысле над другими гражданами.

Небольшая часть приходит в результате сознательной и явной заинтересованности и с предварительными солидными знаниями по биологическим и естественным наукам.

Довольно велико число тех, которые считают эту дорогу более выгодной потому, что имеют хорошие предпосылки для учения без какого-либо определенного таланта в какой-нибудь области.

Значительная часть избравших медицину мотивирует свой выбор этой профессии тем, что сами они перенесли серьезное заболевание или наблюдали его у других при пребывании в больнице или же встречались с ним у своих близких и пришли к решению помогать страдающим и принять участие в изучении заболеваний.

Особенно те, которые пришли в медицину и в здравоохранение вследствие сочувствия – а таких большинство – при встрече с медицинской средой переживают определенное разочарование. Это и понятно до известной степени.

Отношение врача к больному не может определяться только эмоциями.

Поведение врача, особенно когда он вынужден действовать быстро и решительно, обычному человеку может показаться равнодушным и холодным.

Гуманное отношение врача к страдающему больному характеризуется пониманием его субъективного состояния, чутким, но не многословным участием, щадящим обращением при обследовании и лечении, чем полным и явным слияние с его болями до такой степени, чтобы самому переживать эмоциональный шок.

Однако дезиллюзии медицинского работника, начинающего свои путь в медицине, возникают также и при таких обстоятельствах, которые не только не нужны, но иногда бывают просто вредны. Известно, что иногда медицинский работник видит в больном только «случай», не понимает его переживаний, не проявляет по отношению к нему достаточно деликатности, не имеет психологического подхода к больному.

Если он работает уже длительное время, то некоторые, на первый взгляд эффектные впечатления от новой среды становятся для него привычными и ему начинает казаться, что результаты усиленной работы не такие, как ожидал, не видна в них его решающая личная заслуга, что он не получает так часто благодарности от больных, как этого заслуживает, судя по его усилиям.

При такой ситуации было бы правильным уяснить себе,

что не все зависит только от него, от его индивидуального отношения,

его эмоций и желаний и что для осуществления добрых намерений в работе необходимо содружество всего коллектива,

Организованная и продуманная совместная работа.

Если же он останется в позицииразочарования, то это в конечном счете приведет к тому, что он допустит такие же ошибки, которые отпугивали его в других, и тем самым попадает в порочный круг, поскольку более выраженные проявления недовольства и нервности по отношению к больным и коллегам уже наперед вызывают у других антипатию и затрудняют, и сводят на нет результаты его работы.

Личность медицинского работника

Предпосылкой возникновения положительных психологических отно­шений и доверия между медицинскими работниками и больными явля­ется, несоменно, также квалификация, опыт и искусство врача и меди­цинской сестры.

Результатом расширяющихся и углубляющихся сведе­ний в современной медицине явилось повышенное значение специализа­ции, создание особых ответвлений медицины, направленных на опреде­ленные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения.

Однако специализация несет с собой опасность су­женного,

«трубочного» или, иначе говоря, мозаичного взгляда врача на больного.

Медицинская психология и теория высшей нервной деятель­ности могут помочь выровнять эти отрицательные стороны специализа­ции благодаря своему общему синтетическому пониманию личности больного и его организма в связи с окружающей средой.

Квалификация является только инструментом,

больший или меньший эффект примене­ния которого зависит от других сторон личности врача.

 

Это вытекает из определения доверия больного к врачу, данного Гладким: « Доверие к врачу – это динамическое положительное отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».

Для проявления доверия имеет значение также и первое впечатле­ние, возникающее у больного при встрече с врачом, его актуальная ми­мика, жестикуляция, тон голоса, выражения, вытекающие из предыду­щей ситуации и не предназначенные для больного, а также и внешний вид: если больной видит врача неопрятного, невыспавшегося по каким-либо не относящимся к работе причинам, то он теряет веру, считая что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться и о других и быть надежным в своей работе. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде больные скорее склонны извинить тем медицинским работникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.

Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен, и, если его манера поведения – быстрая, настойчивая и решительная, со­провождающаяся человеческим участием и деликатностью.

Принимая серьезное решение, врач должен представлять себе результаты его для здоровья и жизни больного и усиливать в себе этим самым

чувство ответственности.

 

Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой.

Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой или даже личным оскорблением со стороны больного, если его состояние не улучшается.

Нелегко соединить в работе врача в правильной и действенной мере необходимую заботливость и рассудительность с требуемой решительностью, хладнокровием, оптимизм с критическим отношением и скромностью. Бывают ситуации, когда уместнее проявить чувство юмора без тени иронии и цинизма, по принципу: «смеяться вместе с больным, но никогда – над больным». Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Уравновешенная личность врача является для больного комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении.

Медицинский работник должен воспитывать и формировать свою личность,

- во-первых, наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно (по разговору, оценке мимики, жестов больного),

- и, во-вторых, косвенно, когда о взгляде на свое поведение он узнает от своих коллег.

Сам он также может помочь своим коллегам направить их поведение. Имеются факты, когда люди с неуравновешенными неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали свое поведение по отношению к другим как путем собственного усилия, так и при помощи других.

Конечно, это требует определенных усилий, определенного критического отношения к себе и необходимой меры интеллигентности, которая для медицинского работника должна быть само собой разумеющейся.

Молодой медицинский работник, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшей квалификации находится при поиске доверия больных в определенном невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, но ему поможет сознание того, что этот недостаток преходящий, который можно компенсировать добросовестностью, готовностью в любую минуту прийти на помощь и скромностью.

Несмотря на то, что развитие положительных взаимоотношений врача к больному могут осложнять также и некоторые неблагоприятные черты темперамента врача (невыдержанные проявления с избытком эмоциональности, например, гнева, или замкнутость со слабыми эмоциональными реакциями и замедленность), в действительности главной основой этих отношений являются свойства характера личности врача.

В общем можно сказать, что больной теряет доверие, а медицинский работник теряет авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что медицинский работник является тем, что называют «плохой человек».

Такое впечатление может возникнуть из различных наблюдений. Например, больной слышит, как медицинский работник говорит о своих коллегах, видит, как он надменно относится к подчиненным и заискивает перед начальством, замечает, как он берет в свое пользование что-нибудь из казенного инвентаря или пищу, предназначенную для больных, наблюдает в нем проявления тщеславия, недоступности критике, болтливости, злорадства.

Тщеславность проявляется, например, в том, что врач не просит о консультации более опытного коллегу или преувеличивает больному тяжесть его заболевания, чтобы получить после выздоровления больного большое признание и восхищение.

Более серьезные личные недостатки медицинского работника могут привести больного к предположению, что врач или медицинская сестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих служебных обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: