Индивидуальная психология

Индивидуальная психология теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером — рассматривает личность холистически как наделенную творчеством, ответственностью, стремящу­юся к воображаемым целям в пределах своей области феноменологического опыта.

Индивидуальная психология постулирует, что иногда из-зачувства неполноценностистиль жизни бывает саморазрушительным. Индивид с «психопатологией» скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его соци­альные интересы и посредством взаимоотношений, ана­лиза и методов действий развить новый стиль жизни.

Главные положения индивидуальной психологии Ад­лера могут быть выражены следующим образом (Мосак Г., 2000):

 

1. Любое поведение происходит в социальном кон­тексте (человек рождается в некотором окруже­нии и вступает в обоюдные отношения с ним).

2. Индивидуальная психология есть межличност­ная психология, где первостепенным является то,каким образом индивиды взаимодействуют с другими, деля с ними «земную кору». Адлер придавал важное значение развитию восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо.

3. Отказ от редукционизма (упрощения) в пользу холизма (целостного восприятия). Последователи адлеровской системы акцентируют внимание на изучении личности в целом, на образ ее действий на протяжении жизни и гораздо меньшее значение придают частичным функциям. Все частичные функции представляют собой функции, подчиненные целям и стилю жизни индивида.

4. Сознательное и бессознательное служат индивиду для осуществления его личных целей. Адлер избегает материализации понятия бессознательного, воспринимая его скорее, как прилагательное, чем как существительное.

5. Ключ к пониманию человека — его убеждения и стиль жизни. Развитие личности начинается на ранних этапах жизни, чтобы помочь ему организовать опыт, а также понимать, предсказывать и контролировать собственные переживания. Убеждения — это выводы, полученные в результате восприятий. Именно они впоследствии определяют предпочтительный способ восприятия. Соответственно, стиль жизни не является ни правильным, ни неправильным, нормальным или аномальным, а просто «очками», через которые личность видит свою жизнь.

6. Стиль жизни остается относительно постоянным на протяжении жизни, убеждения же под влиянием психотерапии могут измениться. Поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии как с непосредственными требованиями ситуации, так и с долгосроч­ными целями, присущими его стилю жизни.

7. Человека определяют не наследственность и ок­ружение, а те цели, которые он сам выбрал, ко­торые дают-ему место в мире, обеспечивают бе­зопасность и позволяют сохранять самоуваже­ние. Жизнь является динамичным стремлением, а жизнь человеческой души есть не «существова­ние», а «становление».

8. Центральными стремлениями человека могут стать: завершенность, совершенство, превосход­ство, самореализация, самоактуализация, компетентность и власть. Если данные стремления направлены на увеличение торжества личности, то они социально бесполезные и являются прояв­лением психических проблем. А если они направ­лены на преодоление жизненных проблем, то при­обретают социальный интерес.

9. Всю жизнь человек сталкивается с альтернати­вами. Он способен принимать творческие, избира­тельные и самостоятельные решения, а также выбирать те цели, которых он хочет добиться. Человек может выбрать цели полезные, несущие вклад в общество, а может посвятить себя беспо­лезной стороне жизни, т.е. заботиться о себе и о своем превосходстве, оберегая себя, свое чувство личной значимости от угроз.

10. Социальный интерес это врожденное (или по­тенциальное) свойство человека. Люди обладают способностью к сосуществованию и взаимодей­ствию с другими. Даже при тяжелой психопато­логии не происходит полного исчезновения соци­ального интереса. Даже психотик сохраняет неко­торую общность с «нормальными» людьми.

11. Чувства невротика проистекают из убеждения, что жизнь и люди враждебны, а он неполноценен. Он отстраняется от прямого решения проблем и пытается достичь личного превосходства при помощи средств, защищающих его самооценку: сверхкомпенсации, надевания маски, путем отказа, стремления браться только за те задачи, где исход обещает быть успешным.

12. Поскольку любое поведение целенаправленно, то психогенный симптом будет иметь психологическую цель, а органический симптом — соматическую цель. Так как последователей Адлера интересует скорее процесс, диагностической терминологии уделяется мало внимания.

13. Жизнь бросает человеку вызов в виде жизненных задач. Первоначальными тремя задачами были задачи, связанные с обществом, полом и работой. Первую мы уже упоминали. Вторая задача: определить наши половые роли, частично на основе культурных определений и стереотипов, и приучить себя к общению с другим, а не противоположным, полом. И третья: поскольку каждый человек зависим от труда других людей, работа становится необходимой для человеческого выживания.

14. Поскольку жизнь постоянно создает проблемы, чтобы ее прожить, требуется мужество — готовность подвергнуться рискованным действиям, когда последствия или неизвестны, или могут оказаться неблагоприятными. Вопрос, на который каждый из нас должен ответить, состоит именно в том, есть ли у нас мужество жить, несмотря на знание о нашем несовершенстве.

15. Жизнь не имеет изначально присущего смысла. Человек сам придает смысл жизни, каждый из нас на свой собственный манер. Поведение человека определяется тем значением, которое он приписывает жизни. Оптимисты будут иметь жизнь возможностей и надежд, станут использовать своишансы и не будут обескуражены неудачей или не­благоприятным исходом. Пессимисты станут из­бегать любых рисков, которые несет с собой жизнь, а если они все же решатся, то будут саботировать свои усилия и скорее всего лишь подтвердят сло­жившиеся ранее пессимистические предчувствия.

 

Поскольку, как было отмечено, ключом к пониманию человека являются его убеждения, представляет интерес выделение их основных групп

(Мозак Н.Н., 1973):

1. «Я-концепция» (убеждения о том, кто я такой).

2. «Я-идеал» (убеждения о том, каким мне следует быть, чтобы занять свое место).

3. «Картина мира» (убеждения о том, что не явля­ется мной (мир, люди, природа), и о том, что мир требует от меня).

4. Этические убеждения (персональный свод зако­нов «правильно—неправильно»).

Если есть несоответствие между «Я-концепцией» и «Я-идеалом» («Я глупый, а должен быть умным», «Я тол­стая и некрасивая, а должна быть стройной и красивой» и т.п.), то возникает чувство неполноценности. К чув­ству неполноценности приводит также недостаточность соответствия между «Я-концепцией» и «Картиной мира» («Я слаб и беспомощен, а жизнь опасна»), а также несо­ответствие между «Я-концепцией» и этическими убеж­дениями («Следует всегда говорить правду, а я лгу»), которое приводит к чувству неполноценности в мораль­ной области.

Таким образом, то, что в медицинском случае назва­ли бы «патологией» и что Адлер называет утратой веры в себя или комплексом неполноценности, само по себе не является «ненормальным». С точки зрения Адлера, жить — значит чувствовать неполноценность. Комплекс неполноценности отражает утрату веры в себя ограни­ченной части нашего общества и обычно «ненормально­го».

Психологически здоровый или нормальный инди­видуумтот, который развил у себя социальный инте­рес, кто хочет посвятить себя жизни и жизненным зада­чам. Он использует свою энергию на то, чтобы быть чле­ном общества, с уверенностью и оптимизмом справляю­щимся с жизненными проблемами. У него есть свое ме­сто, у него адекватная самооценка. Он ощущает чувство принадлежности и сотрудничества и обладает «мужеством быть несовершенным». Он твердо знает, что, несмотря на его несовершенство, он может быть востребован дру­гими.

Психотерапия, по Адлеру, есть образовательное пред­приятие терапевта и пациента, главная цель которого — развитие социального интереса пациента за счет измене­ния ложных социальных ценностей. Суть переобучения состоит в изменении стиля жизни и убеждений.

Процесс психотерапии имеет четыре главных цели:

1. Отношения (создание и поддержание «хороших» отношений т.е. дружественных отношений между рав­ными).

Терапевт и пациент садятся лицом к другу, их стулья находятся на одном уровне, стол отсутствует. Терапевт не играет роль всемогущего, всеведущего и та­инственного героя, а пациент не подыгрывает ему.Па­циент информируется о том, что творческий человек сам играет роль в создании своих проблем, что всякий от­ветственен за свои действия и что проблемы каждого основаны на неправильном восприятии, на неадекват­ном или неправильном обучении, одним словом, на лож­ных ценностях. Данные идеи позволяют принять ответ­ственность за изменения. То, чему научились «плохо», может быть заменено лучшим обучением при условии активного сотрудничества пациента в терапии, совпаде­нии целей пациента и терапевта. Тем не менее, пациент часто провоцирует терапевта на тот вид реакции, кото­рый, как он привык с детства, должны давать люди, что даст ему право почувствовать себя непонятым, думать, что его лечат не тем или что его не любят. Поэтому терапевт должен быть внимательным к данным «знакам» и не подтверждать ожидания пациента.

2. Анализ (изучение динамики стиля жизни пациен­та, его целей, а также того, как они влияют на ход его жизни). Изучение стиля жизни начинается с исследова­ния семейной ситуации пациента, чтобы выяснить усло­вия, в которых сформировались те убеждения, которые стали основой его стиля жизни (положение, которое имел ребенок в семье, какой путь он прошел, добиваясь свое­го места в семье, в школе и среди сверстников). Вторая часть диагностики состоит из интерпретации ранних воспоминаний пациента. Ранние воспоминания относятся к периоду, предшествующему периоду непрерывной па­мяти, и поэтому могут быть неточными или даже абсо­лютно выдуманными. Однако понять ранние воспоми­нания означает понять и «историю жизни» пациента, поскольку люди избирательно вспоминают события сво­его прошлого в соответствии со своим стилем жизни. Кроме того, история жизни пациента дает возможность установить происхождение «базисных ошибок» пациен­та. Стиль жизни есть личная мифология человека, кото­рый ведет себя так, как если бы миф был правдой, пото­му что он для него и есть правда. В мифах есть «исти­ны» или «частичные истины», но есть и мифы, которые человек путает с истиной. А это и есть базисная ошибка.

Чаще всего базисными ошибками являются:

Ложные ценности («Быть первым, даже если тебе придется карабкаться по головам других»);

Ложные или недостижимые цели «безопасности» («Один неверный шаг и я — покойник», «Я дол­жен быть приятным для всех»);

Сверхобобщения («Люди враждебны», «Жизнь опасна»);

Неправильные восприятия жизни и ее требова­ний («Жизнь никогда не даст мне никакой пере­дышки», «Жизнь так тяжела»);

Преуменьшение или отрицание своих достоинств («Я никчемный человек», «Я мелкая сошка», «Я всего лишь домработница»).

 

3. Интерпретация полученных данных (в том числе сновидений), кульминацией которойявляется инсайт (озарение, внутреннее прозрение). В отличие от Фрейда, Адлер воспринимал сновидения как деятельность, направленную на решение проблем с ориентацией на буду­щее. Сновидение — это некая предварительная репети­ция возможных действий. Если мы хотим отложить дей­ствие, то забываем сон. Если мы хотим отговорить себя от некоторых действий, то пугаем себя ночными кошма­рами. Интерпретация сновидения не заканчивается с анализом содержания, а должна включать в себя целе­вую функцию. Сновидения играют важную роль в лече­нии, они выносят проблему на поверхность и указывают направление действий пациента. Однако еще большее значение имеет инсайт, который должен предшествовать изменению поведения. Пациент освобождает себя от от­ветственности за свою жизнь до тех пор, пока он не дос­тигнетинсайта. Задача терапевта и состоит в том, чтобы содействовать инсайту при помощи интерпретации.

4. Переориентация (начинается с предварительного, мягкого или энергичного убеждения пациента, что из­менение необходимо в его же интересах, что нынешний образ жизни пациента обеспечивает ему «безопасность», но не счастье).

 

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Гештальт-терапия (от нем. Gestalt — образ, фор­ма, структура и греч. t herapeia — лечение)форма психотерапии, разработанная в рамках гештальтпсихологии Фрицем (Фредериком Соломоном) Перлзом, кото­рая ставит своими целями расширение осознания чело­века и посредством этого лучшее понимание и принятиечеловеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми.

Гештальтцелое, обладающее свойствами, кото­рых нет у его элементов. Данное направление психоло­гической мысли возникло в начале XX в. и исходило из того, что анализ частей не может обеспечить пони­мание целого. Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии Фриц Перлз применил в 40-е гг. XX в.

В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях (Малкина-Пых И.Г., 2005):

- Человек — целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.

- Человек и окружающая его среда — единый геш­тальт. Среда влияет на организм, а организм пре­образует свою среду. С одной стороны, на нас вли­яет поведение окружающих людей, с другой, — если мы изменяем свое поведение, то и окружаю­щие вынуждены меняться.

- Человеческое поведение подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здо­ровый организм функционирует на основе само­регуляции. Насущная потребность начинает зани­мать доминирующее внимание организма — фи­гура проявляется из фона. Организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом приводят к удовлетворению потребности — гештальт завер­шается и разрушается.

- Контакт — базовое понятие гештальт-тера­пии. Все основные потребности могут удовлетво­ряться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружа­ющей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контакт­ную границу. Гештальт-терапия описывает типич­ные нарушения контактной границы, которые де­лают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

- Основная цель практики гештальт-терапии — это расширение осознания. Осознаниеосве­домленность о том, что происходит внутри орга­низма и в его окружающей среде. Осознание вклю­чает как переживание восприятия стимулов внеш­него мира, так и внутренних процессов организ­ма — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Однако в цивилизованном мире у людей гиперт­рофировано мышление в ущерб эмоциям и вос­приятию внешнего мира. Именно осознание, в про­тивоположность рациональному знанию, дает ре­альную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии — это расширение осознания, потому что, если люди достигают ясного осозна­ния внутренней и внешней реальности, они спо­собны самостоятельно разрешить все свои пробле­мы. Поэтому терапия не ставит своей целью изме­нение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.

- Интенсифицировать процесс осознания позво­ляет использование принципа «здесь и теперь», который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем; будь то восприя­тия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоя­щем моменте.

- Осознание связано с принятием на себя от­ветственности. Ответственностьспособность отвечать на происходящее и выбирать свои реак­ции. Чем в большей степени человек осознает ре­альность, тем в большей степени он способен отве­чать за свою жизнь — за свои желания, действия, опираться на себя.

К основным понятиям гештальт-терапии относятся:

1. Отношение фигуры и фона .

Фигуранаиболее значимая для человека информация в данный момент, доминирующая потребность, желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Фоностальная информация, которая временно отодвигается на задний план. Фигура и фон нередко меняются места­ми. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтовявляется есте­ственным ритмом жизнедеятельности организма. Если потребность удовлетворить нельзя, гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Неотреагированная потреб­ность становится, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказы­вать воздействие на текущие психические процессы. То есть если человек не выразил сразу и прямо гнев и зло­бу, то в дальнейшем эти чувства не исчезнут совсем, а будут проявляться в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов приво­дит к неврозу. Задача терапевта заключается в том, что­бы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализовать (завершить) ее.

2. Осознание и сосредоточение на настоящем.

Дляудовлетворения своих потребностей мы постоянно долж­ны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внеш­него мира. Мы отвечаем на свои внутренние потребности, когда пьем, ощущая жажду. Мы отвечаем на свои вне­шние потребности, когда надеваем свитер, ощущая хо­лод. У невротиков эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, и индивидуум сталкивается с конг­ломератом не до конца сформированных и незавершен­ных гештальтов. Неврозы возникают в результате сосре­доточения индивидуума на средней зоне (зоне фантазий) за счет исключения событий, происходящих во внутрен­ней и внешней зонах. Зона фантазий несет в себе незавер­шенные гештальты из прошлого, а поскольку деструк­тивная природа этих гештальтов проявляется в настоя­щем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего и от способности жить в полную силу здесь и теперь. Перлз ввел и развил понятие континуума осозна­вания. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осозна­вать, что именно, какое событие в данный момент пере­живается. На деле это очень трудно: появляются посто­ронние мысли, ассоциации... и континуум прерывается.

3. Защитные функции (сопротивление или защит­ные механизмы) — это такие маневры и способ мышления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала.

В гештальт-терапии описывается пять наиболее часто встречающих­ся форм сопротивления:

- Интроекцияпассивное принятие того, что пред­лагает среда, приложение минимальных усилий, чтобы определить свои потребности и желания, «проглатывание» всех ценностей своих родителей, школы и среды, и ожидание, что дальше в жизни все будет, как было. Если интроекция — ведущий механизм прерывания контакта, пациент обычнознает только то, что он не хочет и от чего хочет избавиться. И только потом, через бунт нежела­ния, научившись протестовать и освободившись от неприемлемого и чужеродного, приходит к осо­знаванию желания.

-Проекцияприписывание другим собственных чувств, качеств и поступков. Человек прибегает к проекции, когда не может принять свои чувства и поступки, потому что не должен чувствовать, по­ступать так. Возникает разница между тем, что человек знает о себе, и его реальными чувствами и действиями. Так, подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основано на неприятии того, что он сам так отно­сится к другим людям.

- Ретрофлексиясовершение по отношению к себе действий, которые человек первоначально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Это происходит в результате встречи с препятствием, оказавшимся непреодо­лимым. Например, горячность, крики или драки детей последовательно искореняются родителями. Интроекция «Я не должен злиться на них» на­правляет импульс на себя и создает ретрофлексивную сторону, поворачивая гнев на самого ин­дивида и превращая его в вину. Полезная функция ретрофлексии состоит в сдерживании деструктив­ных импульсов. Но если ретрофлексия становит­ся особенностью характера, возникает «ступор» из-за противоположных стремлений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе от действия. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске какого-то иного, применимого к жизни реального поведения, ориентированного на внеш­нюю среду.

- Дефлексияспособ снятия напряжения контак­та, состоящий в разглагольствовании, вышучива­нии, избегании прямого взгляда на собеседника, репликах не по существу, банальностях, общих фразах, минимуме эмоций вместо живых реакций. Поведение человека не достигает цели, оно вяло и неэффективно, но такое поведение иногда полез­но, так как позволяет избегать разрушительного накала страстей.

- Слияниестремление не замечать различий, ста­раясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. Нет разницы между «Я» и «не-Я», раз­личий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собственной потребности. Одна из проблем слияния — ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинако­во.

4. Полярности имеют место тогда, когда разные ча­сти личности действуют в разных направлениях (одна часть может критиковать, осуждать другую, наблюдать за ней, наказывать, а другая тем временем саботировать действия первой). Полярность не всегда патологична. Она может служить средством сдерживания каких-либо им­пульсов, оставаясь гибкой и произвольной. На невроти­ческий характер полярности указывают автоматизм и неосознанность.

5. Зрелость —психическое здоровье, которое дости­гается преодолением стремления получать поддержку из окружающего мира и нахождением любых источников поддержки в самом себе. Основным условием для опоры на себя и саморегуляции является состояние равнове­сия, достигаемое осознаванием иерархии потребностей. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта. Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсут­ствия поддержки со стороны окружающих.Ситуация, в которойиндивидуум не может воспользоваться поддер­жкой окружающих и опереться на себя самого, называ­ется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на дол­гое время берут на себя защитную роль «беспомощного» или «дурачка».

Чтобы быть зрелым, человеку необходимо последова­тельно избавиться от пяти невротических уровней:

1. Уровень «фальшивых отношений» включает в себя проигрывание не свойственных человеку ролей.

2. Фобический уровень связан с осознаванием «фаль­шивого» поведения и манипуляций и страхом быть самим собой из-за, якобы, неприятия обще­ством.

3. Тупиковый уровень связан с чувством потерянно­сти, когда человек переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать собственные ресурсы.

4. Уровень внутреннего взрыва — уровень, который появляется после перехода через тупик и на кото­ром человек с горем, отчаянием, отвращением к себе приходит к полному пониманию того, как он ограничил и подавил себя. На этом уровне человек может испытывать страх смерти или даже та­кое ощущение, что он умирает, так как огромное количество энергии вовлечено в столкновение про­тивоборствующих сил внутри человека.

5. Уровень внешнего взрыва означает формирование аутентичной личности, которая обретает способ­ность к переживанию и выражению своих эмоций. Например, результатом работы с лицами сексу­ально заблокированными является переживание оргазма.

К основным процедурам гештальт-терапии относятся:

- Расширение осознавания .

Руководитель группы просит участника закрыть глаза и, соблюдая прин­цип «здесь и теперь», сконцентрироваться на внут­реннем мире своего тела. Свое осознание внутрен­ней зоны участник начинает словами: «Сейчас я ощущаю...» — и далее описывает свои ощущения, возникающие на поверхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т.д. Затем участник по­лучает задание открыть глаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне. Осознание окружаю­щего мира также сопровождается словами: «Сей­час я осознаю...» и т.д. (идет информация об ощу­щениях, которые вызывают у пациента различ­ные предметы, звуки, запахи и т.п.). Далее фокус внимания снова перемещается на внутреннюю зону, и так по очереди.

- Интеграция противоположностей. В одном че­ловеке часто сочетаются пассивность и агрессив­ность, конформность и независимость, рациона­лизм и альтруизм, робость и смелость. Важно, чтобы пациент осознал свои противоречивые каче­ства, а главное — осознал чувства, которые сопро­вождают борьбу этих противоположностей.

С этой целью в гештальт-терапии используется методика «Двух стульев». Участник садится сначала на один стул и начинает описывать свои ощущения с по­зиции Нападающего, потом пересаживается на второй стул, стоящий напротив, и выступает уже с позиции Защищающегося. Нападающий обычно высказывает нравоучения, диктует своему оппо­ненту, что он «должен делать», как «должен себя вести», а Защищающийся объясняет, что он «мо­жет сделать», как ему «хочется себя вести». По­лучается диалог, в котором пациент воссоздает кон­фликт между своими полярными ощущениями истарается осознать их. Когда эти полярные пози­ции внутреннего конфликта прочувствованы и осознаны, пациенту становится легче интегриро­вать их в своей личности. Исследование противо­положностей в этом случае можно вести вместе с группой.

- Усиление внимания к чувствам. Многие люди прерывают процесс осознания, как только дело до­ходит до неприятных переживаний, до тех чувств, которые пациент избегает осознавать. В подобных случаях психотерапевт должен помочь пациенту завершить незавершенный и травмирующий его гештальт.

В этом плане помогает, например, ме­тодика «Разыгрывание ролей». Участники по оче­реди разыгрывают роли, позволяющие им полно­стью выразить свои реальные чувства. Когда че­ловек говорит не от своего имени, а от имени сво­его «героя», ему всегда легче осознать и высказать свои сокровенные переживания.

- Работа с мечтами (фантазией). Фантазии со­держат те фрагменты нашего «Я», которые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся. При гештальт-терапии пациент сам исследует свои фантазии.

Работа эта включает в себя как минимумдва компонента: во-первых, перенос фантазии на реальную почву и, во-вто­рых, идентификацию фантазии со своей лично­стью. Перенос фантазии на реальную почву облег­чается, если участник группы получает задание описать свою мечту в настоящем времени. Дру­гим вариантом этого упражнения является прора­ботка отдельных фрагментов фантазии.

- Принятие ответственности за себя. Причиной любого невротического механизма является неспо­собность индивидуума принять ответственность за свое поведение. При патологическом слиянии человек не может развести свое «Я» и более объемное «Мы». Гештальт-терапевтический подход помогает преодолеть невротический механизм с помощью из­менения средств коммуникации структуры языка.

Руководитель группы помогает членам группы ощу­тить то, как они используют местоимения и глаго­лы. Например, кто-то говорит: «Это ужасно — бить своих детей». Руководитель просит его идентифи­цировать, к кому обращено высказывание, или хотя бы использовать местоимение «я». Когда предло­жение изменено на «Это ужасно, что я бью своих детей», участник принимает ответственность как за свои чувства, так и за свои действия.

- Преодоление сопротивления, т.е. такой ситуа­ции, при которой участник группы не выполняет те упражнения, которые предлагает ему терапевт. Сопротивление может проявляться в мышечном напряжении, неестественной позе, изменении го­лоса или дыхания (оно становится поверхностным, неритмичным).

В последнем случае психотерапевт просит пациента дышать глубже и ритмичнее, а когда дыхание нормализуется, попытаться все-таки рассказать о своих истинных переживаниях.

К. Наранхо сформулировал жизненную философию гештальт-терапии в «девяти заповедях», ведущих к аутентичному существованию (Наранхо К., 1995):

1. Живи теперь. Будь в настоящем, а не в прошлом или будущем.

2. Живи здесь. Имей дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет.

3. Не фантазируй. Опыт реален.

4. Прекрати ненужные размышления. Лучше про­буй и смотри.

5. Выражай чувства вместо того, чтобы манипули­ровать, объяснять, рассуждать, оправдываться.

6. Принимай неприятности и боль так же, как и удовольствие.

7. Ориентируйся не на «должен», «следовало бы» других людей, а на себя. Не сотвори себе кумира.

8. Принимай полную ответственность за свои поступки, мысли, чувства.

9. Будь самим собой.

                                        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: