Индивидуальная психология — теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером — рассматривает личность холистически как наделенную творчеством, ответственностью, стремящуюся к воображаемым целям в пределах своей области феноменологического опыта.
Индивидуальная психология постулирует, что иногда из-зачувства неполноценностистиль жизни бывает саморазрушительным. Индивид с «психопатологией» скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни.
Главные положения индивидуальной психологии Адлера могут быть выражены следующим образом (Мосак Г., 2000):
1. Любое поведение происходит в социальном контексте (человек рождается в некотором окружении и вступает в обоюдные отношения с ним).
2. Индивидуальная психология есть межличностная психология, где первостепенным является то,каким образом индивиды взаимодействуют с другими, деля с ними «земную кору». Адлер придавал важное значение развитию восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо.
|
|
3. Отказ от редукционизма (упрощения) в пользу холизма (целостного восприятия). Последователи адлеровской системы акцентируют внимание на изучении личности в целом, на образ ее действий на протяжении жизни и гораздо меньшее значение придают частичным функциям. Все частичные функции представляют собой функции, подчиненные целям и стилю жизни индивида.
4. Сознательное и бессознательное служат индивиду для осуществления его личных целей. Адлер избегает материализации понятия бессознательного, воспринимая его скорее, как прилагательное, чем как существительное.
5. Ключ к пониманию человека — его убеждения и стиль жизни. Развитие личности начинается на ранних этапах жизни, чтобы помочь ему организовать опыт, а также понимать, предсказывать и контролировать собственные переживания. Убеждения — это выводы, полученные в результате восприятий. Именно они впоследствии определяют предпочтительный способ восприятия. Соответственно, стиль жизни не является ни правильным, ни неправильным, нормальным или аномальным, а просто «очками», через которые личность видит свою жизнь.
6. Стиль жизни остается относительно постоянным на протяжении жизни, убеждения же под влиянием психотерапии могут измениться. Поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии как с непосредственными требованиями ситуации, так и с долгосрочными целями, присущими его стилю жизни.
|
|
7. Человека определяют не наследственность и окружение, а те цели, которые он сам выбрал, которые дают-ему место в мире, обеспечивают безопасность и позволяют сохранять самоуважение. Жизнь является динамичным стремлением, а жизнь человеческой души есть не «существование», а «становление».
8. Центральными стремлениями человека могут стать: завершенность, совершенство, превосходство, самореализация, самоактуализация, компетентность и власть. Если данные стремления направлены на увеличение торжества личности, то они социально бесполезные и являются проявлением психических проблем. А если они направлены на преодоление жизненных проблем, то приобретают социальный интерес.
9. Всю жизнь человек сталкивается с альтернативами. Он способен принимать творческие, избирательные и самостоятельные решения, а также выбирать те цели, которых он хочет добиться. Человек может выбрать цели полезные, несущие вклад в общество, а может посвятить себя бесполезной стороне жизни, т.е. заботиться о себе и о своем превосходстве, оберегая себя, свое чувство личной значимости от угроз.
10. Социальный интерес — это врожденное (или потенциальное) свойство человека. Люди обладают способностью к сосуществованию и взаимодействию с другими. Даже при тяжелой психопатологии не происходит полного исчезновения социального интереса. Даже психотик сохраняет некоторую общность с «нормальными» людьми.
11. Чувства невротика проистекают из убеждения, что жизнь и люди враждебны, а он неполноценен. Он отстраняется от прямого решения проблем и пытается достичь личного превосходства при помощи средств, защищающих его самооценку: сверхкомпенсации, надевания маски, путем отказа, стремления браться только за те задачи, где исход обещает быть успешным.
12. Поскольку любое поведение целенаправленно, то психогенный симптом будет иметь психологическую цель, а органический симптом — соматическую цель. Так как последователей Адлера интересует скорее процесс, диагностической терминологии уделяется мало внимания.
13. Жизнь бросает человеку вызов в виде жизненных задач. Первоначальными тремя задачами были задачи, связанные с обществом, полом и работой. Первую мы уже упоминали. Вторая задача: определить наши половые роли, частично на основе культурных определений и стереотипов, и приучить себя к общению с другим, а не противоположным, полом. И третья: поскольку каждый человек зависим от труда других людей, работа становится необходимой для человеческого выживания.
14. Поскольку жизнь постоянно создает проблемы, чтобы ее прожить, требуется мужество — готовность подвергнуться рискованным действиям, когда последствия или неизвестны, или могут оказаться неблагоприятными. Вопрос, на который каждый из нас должен ответить, состоит именно в том, есть ли у нас мужество жить, несмотря на знание о нашем несовершенстве.
15. Жизнь не имеет изначально присущего смысла. Человек сам придает смысл жизни, каждый из нас на свой собственный манер. Поведение человека определяется тем значением, которое он приписывает жизни. Оптимисты будут иметь жизнь возможностей и надежд, станут использовать своишансы и не будут обескуражены неудачей или неблагоприятным исходом. Пессимисты станут избегать любых рисков, которые несет с собой жизнь, а если они все же решатся, то будут саботировать свои усилия и скорее всего лишь подтвердят сложившиеся ранее пессимистические предчувствия.
Поскольку, как было отмечено, ключом к пониманию человека являются его убеждения, представляет интерес выделение их основных групп
|
|
(Мозак Н.Н., 1973):
1. «Я-концепция» (убеждения о том, кто я такой).
2. «Я-идеал» (убеждения о том, каким мне следует быть, чтобы занять свое место).
3. «Картина мира» (убеждения о том, что не является мной (мир, люди, природа), и о том, что мир требует от меня).
4. Этические убеждения (персональный свод законов «правильно—неправильно»).
Если есть несоответствие между «Я-концепцией» и «Я-идеалом» («Я глупый, а должен быть умным», «Я толстая и некрасивая, а должна быть стройной и красивой» и т.п.), то возникает чувство неполноценности. К чувству неполноценности приводит также недостаточность соответствия между «Я-концепцией» и «Картиной мира» («Я слаб и беспомощен, а жизнь опасна»), а также несоответствие между «Я-концепцией» и этическими убеждениями («Следует всегда говорить правду, а я лгу»), которое приводит к чувству неполноценности в моральной области.
Таким образом, то, что в медицинском случае назвали бы «патологией» и что Адлер называет утратой веры в себя или комплексом неполноценности, само по себе не является «ненормальным». С точки зрения Адлера, жить — значит чувствовать неполноценность. Комплекс неполноценности отражает утрату веры в себя ограниченной части нашего общества и обычно «ненормального».
Психологически здоровый или нормальный индивидуум — тот, который развил у себя социальный интерес, кто хочет посвятить себя жизни и жизненным задачам. Он использует свою энергию на то, чтобы быть членом общества, с уверенностью и оптимизмом справляющимся с жизненными проблемами. У него есть свое место, у него адекватная самооценка. Он ощущает чувство принадлежности и сотрудничества и обладает «мужеством быть несовершенным». Он твердо знает, что, несмотря на его несовершенство, он может быть востребован другими.
Психотерапия, по Адлеру, есть образовательное предприятие терапевта и пациента, главная цель которого — развитие социального интереса пациента за счет изменения ложных социальных ценностей. Суть переобучения состоит в изменении стиля жизни и убеждений.
|
|
Процесс психотерапии имеет четыре главных цели:
1. Отношения (создание и поддержание «хороших» отношений т.е. дружественных отношений между равными).
Терапевт и пациент садятся лицом к другу, их стулья находятся на одном уровне, стол отсутствует. Терапевт не играет роль всемогущего, всеведущего и таинственного героя, а пациент не подыгрывает ему.Пациент информируется о том, что творческий человек сам играет роль в создании своих проблем, что всякий ответственен за свои действия и что проблемы каждого основаны на неправильном восприятии, на неадекватном или неправильном обучении, одним словом, на ложных ценностях. Данные идеи позволяют принять ответственность за изменения. То, чему научились «плохо», может быть заменено лучшим обучением при условии активного сотрудничества пациента в терапии, совпадении целей пациента и терапевта. Тем не менее, пациент часто провоцирует терапевта на тот вид реакции, который, как он привык с детства, должны давать люди, что даст ему право почувствовать себя непонятым, думать, что его лечат не тем или что его не любят. Поэтому терапевт должен быть внимательным к данным «знакам» и не подтверждать ожидания пациента.
2. Анализ (изучение динамики стиля жизни пациента, его целей, а также того, как они влияют на ход его жизни). Изучение стиля жизни начинается с исследования семейной ситуации пациента, чтобы выяснить условия, в которых сформировались те убеждения, которые стали основой его стиля жизни (положение, которое имел ребенок в семье, какой путь он прошел, добиваясь своего места в семье, в школе и среди сверстников). Вторая часть диагностики состоит из интерпретации ранних воспоминаний пациента. Ранние воспоминания относятся к периоду, предшествующему периоду непрерывной памяти, и поэтому могут быть неточными или даже абсолютно выдуманными. Однако понять ранние воспоминания означает понять и «историю жизни» пациента, поскольку люди избирательно вспоминают события своего прошлого в соответствии со своим стилем жизни. Кроме того, история жизни пациента дает возможность установить происхождение «базисных ошибок» пациента. Стиль жизни есть личная мифология человека, который ведет себя так, как если бы миф был правдой, потому что он для него и есть правда. В мифах есть «истины» или «частичные истины», но есть и мифы, которые человек путает с истиной. А это и есть базисная ошибка.
Чаще всего базисными ошибками являются:
• Ложные ценности («Быть первым, даже если тебе придется карабкаться по головам других»);
• Ложные или недостижимые цели «безопасности» («Один неверный шаг и я — покойник», «Я должен быть приятным для всех»);
• Сверхобобщения («Люди враждебны», «Жизнь опасна»);
• Неправильные восприятия жизни и ее требований («Жизнь никогда не даст мне никакой передышки», «Жизнь так тяжела»);
• Преуменьшение или отрицание своих достоинств («Я никчемный человек», «Я мелкая сошка», «Я всего лишь домработница»).
3. Интерпретация полученных данных (в том числе сновидений), кульминацией которойявляется инсайт (озарение, внутреннее прозрение). В отличие от Фрейда, Адлер воспринимал сновидения как деятельность, направленную на решение проблем с ориентацией на будущее. Сновидение — это некая предварительная репетиция возможных действий. Если мы хотим отложить действие, то забываем сон. Если мы хотим отговорить себя от некоторых действий, то пугаем себя ночными кошмарами. Интерпретация сновидения не заканчивается с анализом содержания, а должна включать в себя целевую функцию. Сновидения играют важную роль в лечении, они выносят проблему на поверхность и указывают направление действий пациента. Однако еще большее значение имеет инсайт, который должен предшествовать изменению поведения. Пациент освобождает себя от ответственности за свою жизнь до тех пор, пока он не достигнетинсайта. Задача терапевта и состоит в том, чтобы содействовать инсайту при помощи интерпретации.
4. Переориентация (начинается с предварительного, мягкого или энергичного убеждения пациента, что изменение необходимо в его же интересах, что нынешний образ жизни пациента обеспечивает ему «безопасность», но не счастье).
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
Гештальт-терапия (от нем. Gestalt — образ, форма, структура и греч. t herapeia — лечение) — форма психотерапии, разработанная в рамках гештальтпсихологии Фрицем (Фредериком Соломоном) Перлзом, которая ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятиечеловеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми.
Гештальт — целое, обладающее свойствами, которых нет у его элементов. Данное направление психологической мысли возникло в начале XX в. и исходило из того, что анализ частей не может обеспечить понимание целого. Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии Фриц Перлз применил в 40-е гг. XX в.
В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях (Малкина-Пых И.Г., 2005):
- Человек — целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.
- Человек и окружающая его среда — единый гештальт. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. С одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, — если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.
- Человеческое поведение подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность начинает занимать доминирующее внимание организма — фигура проявляется из фона. Организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом приводят к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.
- Контакт — базовое понятие гештальт-терапии. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.
- Основная цель практики гештальт-терапии — это расширение осознания. Осознание — осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии — это расширение осознания, потому что, если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.
- Интенсифицировать процесс осознания позволяет использование принципа «здесь и теперь», который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем; будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте.
- Осознание связано с принятием на себя ответственности. Ответственность — способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь — за свои желания, действия, опираться на себя.
К основным понятиям гештальт-терапии относятся:
1. Отношение фигуры и фона .
Фигура — наиболее значимая для человека информация в данный момент, доминирующая потребность, желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Фон — остальная информация, которая временно отодвигается на задний план. Фигура и фон нередко меняются местами. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтовявляется естественным ритмом жизнедеятельности организма. Если потребность удовлетворить нельзя, гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Неотреагированная потребность становится, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. То есть если человек не выразил сразу и прямо гнев и злобу, то в дальнейшем эти чувства не исчезнут совсем, а будут проявляться в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов приводит к неврозу. Задача терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализовать (завершить) ее.
2. Осознание и сосредоточение на настоящем.
Дляудовлетворения своих потребностей мы постоянно должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Мы отвечаем на свои внутренние потребности, когда пьем, ощущая жажду. Мы отвечаем на свои внешние потребности, когда надеваем свитер, ощущая холод. У невротиков эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, и индивидуум сталкивается с конгломератом не до конца сформированных и незавершенных гештальтов. Неврозы возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне (зоне фантазий) за счет исключения событий, происходящих во внутренней и внешней зонах. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструктивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего и от способности жить в полную силу здесь и теперь. Перлз ввел и развил понятие континуума осознавания. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие в данный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации... и континуум прерывается.
3. Защитные функции (сопротивление или защитные механизмы) — это такие маневры и способ мышления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала.
В гештальт-терапии описывается пять наиболее часто встречающихся форм сопротивления:
- Интроекция — пассивное принятие того, что предлагает среда, приложение минимальных усилий, чтобы определить свои потребности и желания, «проглатывание» всех ценностей своих родителей, школы и среды, и ожидание, что дальше в жизни все будет, как было. Если интроекция — ведущий механизм прерывания контакта, пациент обычнознает только то, что он не хочет и от чего хочет избавиться. И только потом, через бунт нежелания, научившись протестовать и освободившись от неприемлемого и чужеродного, приходит к осознаванию желания.
-Проекция — приписывание другим собственных чувств, качеств и поступков. Человек прибегает к проекции, когда не может принять свои чувства и поступки, потому что не должен чувствовать, поступать так. Возникает разница между тем, что человек знает о себе, и его реальными чувствами и действиями. Так, подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основано на неприятии того, что он сам так относится к другим людям.
- Ретрофлексия — совершение по отношению к себе действий, которые человек первоначально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Это происходит в результате встречи с препятствием, оказавшимся непреодолимым. Например, горячность, крики или драки детей последовательно искореняются родителями. Интроекция «Я не должен злиться на них» направляет импульс на себя и создает ретрофлексивную сторону, поворачивая гнев на самого индивида и превращая его в вину. Полезная функция ретрофлексии состоит в сдерживании деструктивных импульсов. Но если ретрофлексия становится особенностью характера, возникает «ступор» из-за противоположных стремлений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе от действия. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске какого-то иного, применимого к жизни реального поведения, ориентированного на внешнюю среду.
- Дефлексия — способ снятия напряжения контакта, состоящий в разглагольствовании, вышучивании, избегании прямого взгляда на собеседника, репликах не по существу, банальностях, общих фразах, минимуме эмоций вместо живых реакций. Поведение человека не достигает цели, оно вяло и неэффективно, но такое поведение иногда полезно, так как позволяет избегать разрушительного накала страстей.
- Слияние — стремление не замечать различий, стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. Нет разницы между «Я» и «не-Я», различий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собственной потребности. Одна из проблем слияния — ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково.
4. Полярности имеют место тогда, когда разные части личности действуют в разных направлениях (одна часть может критиковать, осуждать другую, наблюдать за ней, наказывать, а другая тем временем саботировать действия первой). Полярность не всегда патологична. Она может служить средством сдерживания каких-либо импульсов, оставаясь гибкой и произвольной. На невротический характер полярности указывают автоматизм и неосознанность.
5. Зрелость —психическое здоровье, которое достигается преодолением стремления получать поддержку из окружающего мира и нахождением любых источников поддержки в самом себе. Основным условием для опоры на себя и саморегуляции является состояние равновесия, достигаемое осознаванием иерархии потребностей. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта. Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих.Ситуация, в которойиндивидуум не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на долгое время берут на себя защитную роль «беспомощного» или «дурачка».
Чтобы быть зрелым, человеку необходимо последовательно избавиться от пяти невротических уровней:
1. Уровень «фальшивых отношений» включает в себя проигрывание не свойственных человеку ролей.
2. Фобический уровень связан с осознаванием «фальшивого» поведения и манипуляций и страхом быть самим собой из-за, якобы, неприятия обществом.
3. Тупиковый уровень связан с чувством потерянности, когда человек переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать собственные ресурсы.
4. Уровень внутреннего взрыва — уровень, который появляется после перехода через тупик и на котором человек с горем, отчаянием, отвращением к себе приходит к полному пониманию того, как он ограничил и подавил себя. На этом уровне человек может испытывать страх смерти или даже такое ощущение, что он умирает, так как огромное количество энергии вовлечено в столкновение противоборствующих сил внутри человека.
5. Уровень внешнего взрыва означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Например, результатом работы с лицами сексуально заблокированными является переживание оргазма.
К основным процедурам гештальт-терапии относятся:
- Расширение осознавания .
Руководитель группы просит участника закрыть глаза и, соблюдая принцип «здесь и теперь», сконцентрироваться на внутреннем мире своего тела. Свое осознание внутренней зоны участник начинает словами: «Сейчас я ощущаю...» — и далее описывает свои ощущения, возникающие на поверхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т.д. Затем участник получает задание открыть глаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне. Осознание окружающего мира также сопровождается словами: «Сейчас я осознаю...» и т.д. (идет информация об ощущениях, которые вызывают у пациента различные предметы, звуки, запахи и т.п.). Далее фокус внимания снова перемещается на внутреннюю зону, и так по очереди.
- Интеграция противоположностей. В одном человеке часто сочетаются пассивность и агрессивность, конформность и независимость, рационализм и альтруизм, робость и смелость. Важно, чтобы пациент осознал свои противоречивые качества, а главное — осознал чувства, которые сопровождают борьбу этих противоположностей.
С этой целью в гештальт-терапии используется методика «Двух стульев». Участник садится сначала на один стул и начинает описывать свои ощущения с позиции Нападающего, потом пересаживается на второй стул, стоящий напротив, и выступает уже с позиции Защищающегося. Нападающий обычно высказывает нравоучения, диктует своему оппоненту, что он «должен делать», как «должен себя вести», а Защищающийся объясняет, что он «может сделать», как ему «хочется себя вести». Получается диалог, в котором пациент воссоздает конфликт между своими полярными ощущениями истарается осознать их. Когда эти полярные позиции внутреннего конфликта прочувствованы и осознаны, пациенту становится легче интегрировать их в своей личности. Исследование противоположностей в этом случае можно вести вместе с группой.
- Усиление внимания к чувствам. Многие люди прерывают процесс осознания, как только дело доходит до неприятных переживаний, до тех чувств, которые пациент избегает осознавать. В подобных случаях психотерапевт должен помочь пациенту завершить незавершенный и травмирующий его гештальт.
В этом плане помогает, например, методика «Разыгрывание ролей». Участники по очереди разыгрывают роли, позволяющие им полностью выразить свои реальные чувства. Когда человек говорит не от своего имени, а от имени своего «героя», ему всегда легче осознать и высказать свои сокровенные переживания.
- Работа с мечтами (фантазией). Фантазии содержат те фрагменты нашего «Я», которые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся. При гештальт-терапии пациент сам исследует свои фантазии.
Работа эта включает в себя как минимумдва компонента: во-первых, перенос фантазии на реальную почву и, во-вторых, идентификацию фантазии со своей личностью. Перенос фантазии на реальную почву облегчается, если участник группы получает задание описать свою мечту в настоящем времени. Другим вариантом этого упражнения является проработка отдельных фрагментов фантазии.
- Принятие ответственности за себя. Причиной любого невротического механизма является неспособность индивидуума принять ответственность за свое поведение. При патологическом слиянии человек не может развести свое «Я» и более объемное «Мы». Гештальт-терапевтический подход помогает преодолеть невротический механизм с помощью изменения средств коммуникации структуры языка.
Руководитель группы помогает членам группы ощутить то, как они используют местоимения и глаголы. Например, кто-то говорит: «Это ужасно — бить своих детей». Руководитель просит его идентифицировать, к кому обращено высказывание, или хотя бы использовать местоимение «я». Когда предложение изменено на «Это ужасно, что я бью своих детей», участник принимает ответственность как за свои чувства, так и за свои действия.
- Преодоление сопротивления, т.е. такой ситуации, при которой участник группы не выполняет те упражнения, которые предлагает ему терапевт. Сопротивление может проявляться в мышечном напряжении, неестественной позе, изменении голоса или дыхания (оно становится поверхностным, неритмичным).
В последнем случае психотерапевт просит пациента дышать глубже и ритмичнее, а когда дыхание нормализуется, попытаться все-таки рассказать о своих истинных переживаниях.
К. Наранхо сформулировал жизненную философию гештальт-терапии в «девяти заповедях», ведущих к аутентичному существованию (Наранхо К., 1995):
1. Живи теперь. Будь в настоящем, а не в прошлом или будущем.
2. Живи здесь. Имей дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет.
3. Не фантазируй. Опыт реален.
4. Прекрати ненужные размышления. Лучше пробуй и смотри.
5. Выражай чувства вместо того, чтобы манипулировать, объяснять, рассуждать, оправдываться.
6. Принимай неприятности и боль так же, как и удовольствие.
7. Ориентируйся не на «должен», «следовало бы» других людей, а на себя. Не сотвори себе кумира.
8. Принимай полную ответственность за свои поступки, мысли, чувства.
9. Будь самим собой.