(общая теория, парадигма психоконсультирования)
Триединый вопрос общей теории консультирования
Центральный вопрос любой теории которая пытается быть теорией в помощь психотерапевту, консультанту – это вопрос о том какие действия надо совершать, при каких условиях и с какими клиентами.
Действия консультанта
Первое. Прежде всего методологической основой считаются причинностные действия психотерапевта. Есть конечно и масса других причин, факторов. Но от всего от этого теория консультирования отвлекается, рассматривая в качестве причинностных факторов только те, которыми можно управлять. И такими факторами являются прежде всего действия консультанта.
Условия консультирования
Второе. Это условия. Одни и те же действия в одних случаях будут эффективны, а в других неэффективны. Опытный консультант, вооружённый теорией и знаниями, знает при каких условиях те или иные его действия могут рассчитывать на успех.
Специфика клиента
Одни и те же воздействия, при одних и тех же условиях будут являться эффективными или не эффективными в зависимости от того, кто находится перед вами. Параметры, по которым могут различаться клиенты крайне разнообразны. Психиатрия знает свои меры различия. Это размещение человека в некоторой нозологической клеточки, приклеиванием ему ярлычка.
Консультирование больше работает с характером проблем.
Например, отличает человека, который потерял близких от человека, который сформировался с низкой самооценкой. И что ясно что в этих двух случаях люди перед вами будут разные, и соответственно действия потребуются разные в одних и тех же условиях.
На эти три вопроса разные теории естественно отвечают по-разному. И тем не менее есть нечто общее. И это общее и есть общая теория консультирования.
Она существует, во-первых, потому что существует
общие закономерности процесса общения.
Во-вторых, общая теория консультирования
получила свое название и специфику благодаря тому, что
Реальная практика заставляет психолога
соотносить разные теории в ходе его практики.
Каждая конкретная частная теория выхватывала из жизни, из нашего существования какой-то очень важный аспект. И на этом аспекте подчёркивая его, доводя до совершенства, строила всё остальное знание. Но в реальной жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда это выделение аспекта приходит со стороны клиента, со стороны его жизненной ситуации. В такие случаи подготовленный консультант должен уметь совмещать разные подходы. Но совмещение подходов само требует определённого подхода. И вот этот подход, надподход, метаподход и есть общая теория консультирования.
В-третьих – это принципиальная индивидуация.
Много уважаемых и серьезных авторов психотерапевтических теорий настаивают на том что, оптимально, когда каждый консультант, терапевт постоянно строит, достраивает, совершенствует свою собственную общую теорию. Почему? Всё дело в том, что теория консультирования содержит очень важную переменную значение которой может постичь только сам практик. Это переменная и есть личность психотерапевта. Его чувства, способности.
Оказывается, что строить свою собственную теорию нужно обязательно с учетом того что именно ты можешь.
Где твои границы. Что лучше у тебя получается. Что ты можешь объединять, а что не можешь. Какие клиенты тебе более доступны. И т.д....Личный опыт, который связан конечно с ограничениями, связан с этим творческим моментом. С созданием чего-то что отличается от подхода других, с созданием принципиально нового.
БАЗИСНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Построение структуры взаимоотношений между консультантом и клиентом
Каждый вопрос который каким-то образом выскакивает из нашего сознания на самом деле направляет процесс консультирования. Это и есть иллюстрация того тезиса что в процессе интеракции вы постоянно влияете на процесс консультирования и тем самым на клиента. И речи которые может быть на первый взгляд нам самим кажутся вполне случайными и естественными далее уже окажутся не вполне случайными в ходе этого взаимодействия. Вопросы могут быть разными, но именно они определяют направление воздействия консультанта. Например, как фиксация на чувствах клиента,как движение в сторону ранним детских впечатлений и таким образом поиск источников проблемы,как суггестия и поддержка. И т.д.
Продолжаяопределённым образом терапевтическую беседу,
Мы не только влияем на дальнейший процесс, программируем его,
но и занимаем определённую позицию в отношении клиента,
Структурируем взаимоотношения.
Позиция следователь-подследственный.
Терапевтическая беседа превращается в следственный допрос. С помощью вопросов проверяются ключевые моменты версии диагнозов.
Позиция светского собеседника.
Терапевтическая беседа превращается в салонный разговор.
Позиция обратная (клиент-консультант).
Терапевтическая беседа превращается в консультацию психотерапевта, а не клиента.
ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ
И
СТОРОНЫ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Установление рапорта |
I |
Психологическое консультирование |
ФАЗЫ |
СТОРОНЫ |
КОГНИТИВНАЯ |
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ |
Определение проблемы |
Рабочая |
Решение о действии |
Перенос и сопротивление |
Приобретение суверенитета |
II |
III |
КОГНИТИВНАЯ СТОРОНА
Определение проблемы
Можно ли начать какую-то работу, не понимая о чём собственно идёт речь. С чем к вам обращаются. Что за проблема стоит. Над чем работать. Ясно что, исходя с когнитивной точки зрения должно быть выявление этой проблемы.
Рабочая фаза
Это значит какое-то такое рассмотрение проблемы, такой её анализ, такое её видение которое позволило бы принять решение о действии в жизни.
Решение о действии
Предварение этого решения в жизнь. Принятие решения в форме как действовать.