Содержание разделов дисциплины

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б3.В.ДВ.15.1. МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕНОНАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Направление подготовки:                     44.03.05 Педагогическое образование

Профиль подготовки                             Физика и информатика

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

 

Программа подготовки:                               прикладной бакалавриат

 

Форма обучения                                  очная  

 

Составитель:

д. пед. н., профессор кафедры МФИ,

 

______________ М.И. Старовиков

 

 

                                                                   

Бийск 2017

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (утвержден 09 февраля 2016 г. № 91) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.05  «Педагогическое образование» (профиль «Физика и Информатика»), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 0 5 апреля 2017 г., протокол № 10).

 

Распределение по семестрам

 

Номер семе-стра

Учебные занятия

Число курсо-вых проектов (работ), расчет-ных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Об-щий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тель-ная работа

Все-го

Из них

Лекции Практи-ческие Лабора-торые Консуль-тации
10 108/3 26 10 16 - - 82 - зачет

 

 

Программа обсуждена на заседании кафедры физики

Протокол № 1 от «1» сентября 2017 г.

 

Заведующая кафедрой _____________________ Е.В. Дудышева

 

 



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель обучения дисциплине: знакомство студентов с методологией и методами научного исследования в области естественных наук.

Задачи обучения дисциплине:

· выяснение происхождения и природы естественнонаучного знания, его иерархической структуры, логического статуса его элементов (понятие, закон; принцип, гипотеза, теория, метод и т.д.);

· овладение знанием о логике и этапах естественнонаучного исследования;

· знакомство различными классификациями методов с науки.

· формирование диалектико-материалистических взглядов на природу человеческого познания, убежденности в познаваемости мира;

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Методология естественнонаучного исследования» (Б3.В.ДВ.15.1.) относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла дисциплин.

Дисциплина «Методология естественнонаучного исследования» опирается на знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения дисциплины «Философия», «Естественнонаучная картина мира», «Общая и экспериментальная физика», «Методология педагогических исследований».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для формирования компетенций в ходе выполнения ВКР.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);

- владеет навыками организации и постановки физического эксперимента (лабораторного, демонстрационного, компьютерного) (СК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- специфику научного познания, логику и этапы научного познавательного процесса;

- различные классификации методов науки;

- особенности научного познавательного процесса в предметной области естественных наук;

- логический статус элементов научного знания.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;

- анализировать результаты научных исследований и применять их при решении образовательных и исследовательских задач;

- излагать и защищать результаты собственных научных исследований.

В результате изучения дисциплины студент должен владеть:

- навыками использования методов научно-исследовательской деятельности в области естественных, гуманитарных наук и информатики;

- навыками оформления и презентации собственных научных исследований.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр
10
Аудиторные занятия (всего) 26 26
В том числе:    
Лекции (Л) 10 10
Практические занятия (ПЗ) 16 16
Самостоятельная работа (всего) 82 82
В том числе:    
Выполнение домашних заданий (изучение лекционного материала, подготовка докладов) 70 70
Подготовка к зачету 12 12
Вид итоговой аттестации: зачет зачет

Общая трудоемкость                     часы

                                  зачетные единицы

108 108
3 3

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела

ЛЕКЦИИ

1 Наука и научное знание 1. Наука как социальный институт, как система знания и как деятельность. Виды познания (обыденное, мифологическое, религиозное, художественное), их характеристика. Критерии научности знания (объективность, системность, точность, доказательность, нацеленность на раскрытие сущности и др.). 2. Категории теоретического и эмпирического. Соотношение знания и веры. Гносеологические особенности естественнонаучного и гуманитарного познания. Пределы научности. 3. Структура и функции научной теории. Понятие о теории, ее функции (синтезирующая, объяснительная, предсказательная, методологическая, практическая. Структура фундаментальных физических теорий (по А.В. Кузнецову): основание, ядро, воспроизведение конкретного (следствия). Роль эксперимента в становлении теоретических моделей действительности. Виды теорий (фундаментальные и прикладные, феноменологические). Гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы построения теорий.
2 Методология и методы науки 4. Понятие метода. Различные классификации методов науки. Методы эмпирического и теоретического уровней. Методы философского, общелогического и общенаучного, частнопредметного уровней. 5. Этапы и структура научного исследования. Гносеологические категории абстрактного и конкретного. Общее представление логики и этапов научного познания как восхождение к абстрактному и восхождение к конкретному. Цикл научного познания по В.Г. Разумовскому. Познавательный цикл В.Г. Разумовского как дидактический принцип (Ю.А. Сауров). Ограничения в применении цикла научного познания по В.Г. Разумовскому к описанию процесса реального научного исследования.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1 Наука и научное знание 1. Элементы философского учения об истине. Категория истины, ее свойства (объективность, процессуальность, конкретность) и критерии. 2. Абсолютность и относительность критерия практики (в т.ч. эксперимента). Проблема индукции. 3-4. Формы научного знания: факт, понятие, закон, принцип, идея, гипотеза, научная картины мира. 5. Виды ненаучного знания: донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное знание. «Народная» наука.
2 Методология и методы науки 6. Организация и порядок проведения научного исследования. Изложение и презентация его результатов. Нравственно-ценностные ориентиры науки, модель взаимодействия участников научного исследования. 7-8. Становление научного метода. Характеристика периодов развития науки (преднаука, классический, неклассический и постнеклассический периоды).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: