ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.ДВ.15.1. МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕНОНАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование
Профиль подготовки Физика и информатика
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Программа подготовки: прикладной бакалавриат
Форма обучения очная
Составитель:
д. пед. н., профессор кафедры МФИ,
______________ М.И. Старовиков
Бийск 2017
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (утвержден 09 февраля 2016 г. № 91) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «Физика и Информатика»), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 0 5 апреля 2017 г., протокол № 10).
Распределение по семестрам
Номер семе-стра | Учебные занятия | Число курсо-вых проектов (работ), расчет-ных заданий | Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен) | ||||||
Об-щий объем | В том числе | ||||||||
Аудиторные | Самостоя-тель-ная работа | ||||||||
Все-го | Из них | ||||||||
Лекции | Практи-ческие | Лабора-торые | Консуль-тации | ||||||
10 | 108/3 | 26 | 10 | 16 | - | - | 82 | - | зачет |
Программа обсуждена на заседании кафедры физики
Протокол № 1 от «1» сентября 2017 г.
Заведующая кафедрой _____________________ Е.В. Дудышева
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель обучения дисциплине: знакомство студентов с методологией и методами научного исследования в области естественных наук.
Задачи обучения дисциплине:
· выяснение происхождения и природы естественнонаучного знания, его иерархической структуры, логического статуса его элементов (понятие, закон; принцип, гипотеза, теория, метод и т.д.);
· овладение знанием о логике и этапах естественнонаучного исследования;
· знакомство различными классификациями методов с науки.
· формирование диалектико-материалистических взглядов на природу человеческого познания, убежденности в познаваемости мира;
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Методология естественнонаучного исследования» (Б3.В.ДВ.15.1.) относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла дисциплин.
Дисциплина «Методология естественнонаучного исследования» опирается на знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения дисциплины «Философия», «Естественнонаучная картина мира», «Общая и экспериментальная физика», «Методология педагогических исследований».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для формирования компетенций в ходе выполнения ВКР.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
- владеет навыками организации и постановки физического эксперимента (лабораторного, демонстрационного, компьютерного) (СК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- специфику научного познания, логику и этапы научного познавательного процесса;
- различные классификации методов науки;
- особенности научного познавательного процесса в предметной области естественных наук;
- логический статус элементов научного знания.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
- анализировать результаты научных исследований и применять их при решении образовательных и исследовательских задач;
- излагать и защищать результаты собственных научных исследований.
В результате изучения дисциплины студент должен владеть:
- навыками использования методов научно-исследовательской деятельности в области естественных, гуманитарных наук и информатики;
- навыками оформления и презентации собственных научных исследований.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
10 | ||
Аудиторные занятия (всего) | 26 | 26 |
В том числе: | ||
Лекции (Л) | 10 | 10 |
Практические занятия (ПЗ) | 16 | 16 |
Самостоятельная работа (всего) | 82 | 82 |
В том числе: | ||
Выполнение домашних заданий (изучение лекционного материала, подготовка докладов) | 70 | 70 |
Подготовка к зачету | 12 | 12 |
Вид итоговой аттестации: | зачет | зачет |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 108 | 108 |
3 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
ЛЕКЦИИ | ||
1 | Наука и научное знание | 1. Наука как социальный институт, как система знания и как деятельность. Виды познания (обыденное, мифологическое, религиозное, художественное), их характеристика. Критерии научности знания (объективность, системность, точность, доказательность, нацеленность на раскрытие сущности и др.). 2. Категории теоретического и эмпирического. Соотношение знания и веры. Гносеологические особенности естественнонаучного и гуманитарного познания. Пределы научности. 3. Структура и функции научной теории. Понятие о теории, ее функции (синтезирующая, объяснительная, предсказательная, методологическая, практическая. Структура фундаментальных физических теорий (по А.В. Кузнецову): основание, ядро, воспроизведение конкретного (следствия). Роль эксперимента в становлении теоретических моделей действительности. Виды теорий (фундаментальные и прикладные, феноменологические). Гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы построения теорий. |
2 | Методология и методы науки | 4. Понятие метода. Различные классификации методов науки. Методы эмпирического и теоретического уровней. Методы философского, общелогического и общенаучного, частнопредметного уровней. 5. Этапы и структура научного исследования. Гносеологические категории абстрактного и конкретного. Общее представление логики и этапов научного познания как восхождение к абстрактному и восхождение к конкретному. Цикл научного познания по В.Г. Разумовскому. Познавательный цикл В.Г. Разумовского как дидактический принцип (Ю.А. Сауров). Ограничения в применении цикла научного познания по В.Г. Разумовскому к описанию процесса реального научного исследования. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ | ||
1 | Наука и научное знание | 1. Элементы философского учения об истине. Категория истины, ее свойства (объективность, процессуальность, конкретность) и критерии. 2. Абсолютность и относительность критерия практики (в т.ч. эксперимента). Проблема индукции. 3-4. Формы научного знания: факт, понятие, закон, принцип, идея, гипотеза, научная картины мира. 5. Виды ненаучного знания: донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное знание. «Народная» наука. |
2 | Методология и методы науки | 6. Организация и порядок проведения научного исследования. Изложение и презентация его результатов. Нравственно-ценностные ориентиры науки, модель взаимодействия участников научного исследования. 7-8. Становление научного метода. Характеристика периодов развития науки (преднаука, классический, неклассический и постнеклассический периоды). |