Понятие предприятия и его основные признаки
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).
Термин «предприятие» используется в гражданском праве применительно как к субъектам, так и к объектам права. Так, предприятие, являясь юридическим лицом, рассматривается как субъект гражданского права. Предприятие в смысле объектов права означает определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция), а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания.
Основные признаки предприятия сформулированы в Гражданском кодексе Российской Федерации, а именно:
- обладает правами юридического лица;
- производит продукцию;
- наличие обособленного имущества;
- наличие цели деятельности предприятия;
- подлежит государственной регистрации;
- действует на основании устава, либо учредительного договора;
- способно выступать на рынке от своего имени;
- выступает на рынке в качестве объекта различных сделок;
- право предприятия быть истцом, а также ответчиком в арбитражном суде;
- имеет свое наименование и юридический адрес;
- ориентация на капитал как на самовозрастающую стоимость.
Классификация предприятий по количественным и качественным признакам
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Свойство продукции – объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.
Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойства продукции выражаются показателями качества – количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различают классификационные и оценочные показатели.
Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. В оценке качества продукции эти показатели, как правило, не участвуют.
Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления (эксплуатации). Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверке качества при контроле, испытаниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на:
1) показатели функциональной пригодности;
2) показатели надежности; 3) гигиенические показатели;
4) показатели эстетичности продукции;
5) показатели целостность композиции
Хозяйственные общества
Независимая управляющая компания обычно имеет дело с несхожим гостиничным продуктом различных отелей, связанных (или не связанных) франчайзинговыми отношениями с другой компанией. Владелец гостиницы платит как управляющей компании, так и отдельно – франчайзинговой за использование ее торговой марки. На московском гостиничном рынке примером таких отношений могут стать отели цепи Marriott, управляемые компанией Interstar.
Компания, управляющая гостиничной цепью, в основном, имеет дело только с собственностью, объединенной единой торговой маркой, как, например Ritz-Carlton. В этом случае владелец платит ей за управление своей собственностью и предоставление ряда иных услуг, в том числе за торговую марку.
Франчайзинговая система предоставляет права на использование своего имени, логотипа, систем бронирования, стандартов обслуживания и других услуг; но не осуществляет непосредственного управления отелем. Большинство столичных гостиниц высокого класса имеют договоры франчайзинга с компанией, владеющей торговой маркой.
Сеть систем информации и бронирования позволяет гостинице стать частью общенациональной или международной системы бронирования и, в то же время, сохранить свое имя. Будучи ее членом, она платит за присоединение к ним, осуществляя прочие операции по управлению и продвижению своих услуг самостоятельно или с помощью специальных структур, перечисленных выше. Крупнейшие системы такого типа в США являются Quality Courts, Best Western, Best Eastern и Master Hosts. Некоторые из них позднее преобразовались в ассоциации с полным набором услуг, предоставляемых их членам, и мало чем отличаются от франчайзинговых компаний.
Сегодня в мире существует множество гостиничных ассоциаций, предлагающих своим членам весь спектр услуг, традиционно включаемых в франчайзинговый пакет, в том числе маркетинговые исследования. Независимые отели и национальные гостиничные цепи присоединяются к ним, чтобы продвигать свои торговую марку или продукт на международных рынках. Такие организации обычно классифицируются как добровольные гостиничные цепи/ассоциации. На российском рынке наиболее известна Leading Hotels of the World, объединяющая только пятизвездные отели класса «де люкс» в 60 странах мира. Помимо приведенных структур, существуют «гибриды», такие как Hilton и Marriott, действующие под собственным именем или предоставляющие свои торговые марки на условиях франчайзинга отдельным отелям.
Акционерное общество (АО) – форма объединения, средства которого образуются за счет сложения капитала участников, выпуска и размещения акций.
АО является юридическим лицом; несет имущественную ответственность; располагает имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных акционеров; владеет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции).
Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерные общества вправе создавать филиалы и представительства. Акционерные общества могут быть следующих типов:
Унитарное предприятие – коммерческая организация, которая не наделяется правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Данное имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество не может быть поделено и распределено по вкладам. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника.
Производственный кооператив – это объединение граждан на добровольных началах для совместной деятельности (производство, медицинские услуги, бытовое обслуживание). Число членов в кооперативе не менее 5 человек.
13. Коммерческие и некоммерческие (организации
Коммерческие организации – предприятия и организации, основной целью деятельности которых является получение прибыли.
Некоммерческие организации:
1) общественные и религиозные – добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Данные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы;
2) фонды – некоммерческие организации, не имеющие членства, созданные на основе добровольных и имущественных взносов юридических лиц или граждан. Они преследуют общественно полезные цели. Фондам разрешено создавать хозяйственные общества или в них участвовать;
3) некоммерческие партнерства – организации, основанные на членстве граждан и юридических лиц. Цель – удовлетворение материальных и иных потребностей участников партнерства. При выходе из данного партнерства его члены получают часть имущества или его стоимости, которую они при вхождении передали. Членские взносы не возвращаются;
4) учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником (государственными или муниципальными структурами) для осуществления управленческих, социально—культурных и иныхфунк—ций. Учреждение отвечает по своим обязательствам. Учреждения полностью или частично финансируются собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления;
5) автономные некоммерческие организации – организации, созданные гражданами или юридическими лицами на основе добровольных взносов. Цель – предоставление услуг в области здравоохранения, науки, образования, спорта и т. д. Автономные некоммерческие организации не имеют членства. Имущество, переданное этим организациям учредителями, является их собственностью;
6) объединения юридических лиц – ассоциации и союзы, которые создаются для:
а) координации деятельности коммерческих организаций;
б) защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;
в) координации защиты интересов.
Члены ассоциаций и союзов сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица.
Основные отличия некоммерческих организаций от коммерческих:
1) прибыль не является целью деятельности;
2) некоммерческие организации не должны выплачивать дивиденды и обогащать своих учредителей;
3) некоммерческие организации в значительно большей степени открыты для общественного контроля.
14. Предпринимательские ассоциации
По юридическому статусу хозяйственные образования могут быть разделены на две группы: действующие на постоянной правовой и хозяйственной основе и ассоциативные или предпринимательские – с правом свободного присоединения и свободного выхода, а также свободного предпринимательства в рамках ассоциации.
Холдинговые компании образуются, когда одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм с целью финансового контроля над их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал. Различают два типа холдингов:
1) чистый холдинг, т. е. получение компанией доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм;
2) смешанный, когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния организует новые зависимые фирмы и филиалы.
Некоторые компании создаются с участием большой доли государственного капитала.
По структуре участников финансово—промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями материального производства (промышленности, строительства, транспорта) входят финансовые организации (банки).
Главная задача: объединения банковского капитала и производственного потенциала. Основным доходом деятельности банка, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам.
«Консорциумы» – временные объединения предприятий для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. Они объединяют предприятия и организации независимо от их подчиненности и формы собственности. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование.
Синдикат – одна из форм коллективного предпринимательства, связана в основном со сбытом продукции (добывающие отрасли, сельское и лесное хозяйство).
Промышленные узлы – группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально—бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают общие производства межотраслевого и регионального значения.
Ассоциации – добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций.
Корпорации – это договорные объединения на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий и центральным регулированием деятельности каждого из участников;
Концерны – это уставные объединения предприятий промышленности, транспорта, банков, торговли на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей..