Эластичность спроса по цене. Факторы влияющие на эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене (ED) – показатель реакции величины спроса на товар на изменение цены данного товара.

Эластичность спроса по цене показывает степень воздействия изменение цены на изменение количества продукции, на которые предъявлен спрос, иными словами – это чувствительность, реагирование спроса на изменение цены товара.

Ed определяют как отношения процентного изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению в цене.

 

ED =  = ´ .                                                         (4.1)

Методика расчёта эластичности спроса по цене основывается на следующем:

Во-первых, как известно, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. с увеличением цены спрос падает и наоборот. Отсюда очевидно, что Ed всегда будет отрицательной, ибо абсолютные приращения DQ и D Р имеют разные знаки. Однако, экономисты при расчёте эластичности от этого абстрагируются и условно считают эластичность Ed положительной.

Во-вторых, при расчёте относительных изменений Q и P т.е. D Q/Q и D Р/Р нужно определить соответствующие базовые значения Q и Р, по отношению к которым мы будем вычислять D Q/Q и D Р/Р.

Чтобы избежать путаницы экономисты считают целесообразным брать средние величины Q и Р.

Спрос называют эластичным при ED >1, неэластичным – при ED <1, говорят о единичной эластичности спроса, если ED =1. В первом случае при сокращении цены общая выручка от продажи товара возрастает, во втором – падает, в третьем – остается неизменной.

Ценовая эластичность может принимать крайние значения.

Если ED=¥, то говорят, что спрос абсолютно эластичен. Это значит, что при данной установившейся цене покупатель готов купить бесконечно большое количество товара. В этом случае кривая спроса принимает вид горизонтальной линии.

Если ED=0, то говорят, что спрос абсолютно неэластичен. Это значит, что объем спроса совершенно не реагирует на изменение цены в любом направлении. В этом случае кривая спроса принимает вид вертикальной линии.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

1. Наличие товаров-заменителей. Товары, имеющие заменители, обладают более эластичным спросом.

2. Разнообразие возможностей использования данного товара. Чем разнообразнее возможности, тем выше эластичность.

3. Степень насыщения потребностей.

4. Фактор времени. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком, поскольку для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: