Понятие бытия и материи

Бытие – это предельно общее философское понятие, которое охватывает всё и всякое существование. Быть – означает существовать, обладать реальной действительностью. При этом реальной действительностью обладает не только природа, общество, отдельный человек, но и дух в разных его проявлениях (дух отдельного человека, дух или сознание коллектива людей, сознание общества и рода человеческого). Более того не только сознание, но и бессознательное тоже является реальной действительностью, тоже охватывается понятием бытия. Т.е. наши сновидения, предчувствия, галлюцинации, фантастические образы, утопические учения, мечты – все они относятся к категории бытия, поскольку они существуют и их носителями являются реальный человек, общество или природа.

Категория бытия всегда была в поле зрения философии: античные натурфилософы и классическая философия исследовали это понятие придавая ему разное содержание и понимание, а позже в средневековой философии, в новое и в новейшее время эта категория присутствовала и являясь главной для такого раздела философского знания, как онтология (онтос – бытие, логос – знание, учение, т.е. онтология – это учение о бытии).

Бытие имеет множество всеобщих свойств:

· Например то, что бытие абсолютно. Это означает, что равного ему небытия, абсолютной пустоты нет. Бытиевсюду, всегда и везде. У него нет границ в пространстве и времени и в силу этого бытие является причиной самого себя. Если под причиной понимать то, что детерминирует нечто иное, то у бытия такого внешнегодетерминирующего фактора нет, потому что за пределами бытия тоже ничего не существует, поскольку у бытия нет пределов.

       Однако это не значит, что понятие небытия лишено смысла, потому что бытие не представляет собой недифференцированное, нерасчленённое целое. Бытие состоит из отдельных систем, явлений, вещей и предметов и каждый из этих предметов, каждая вещь возникает и уничтожается. Значит, возникая, она выходит из собственного небытияи уничтожаясь уходит в собственное небытие.

       Собственное, потому что речьидётне об абсолютном небытии, из которого каким-то мистическим образом что-то возникает и речь не идёт о том, что при распаде или уничтожении предметаэтот предмет переходит в абсолютное ничто. Всякий предмет возникает из других предметов и явлений путём каких-то изменений, которые в них происходят, и всякий предмет уничтожаясь переходит в иные формы существования (виную материю, энергию, в иные формы информации) и поэтому небытие имеет смысл применительно к каждой отдельной вещи и каждому отдельному предмету, ибо вечных предметов и явлений не существует. Вечно только само бытие, но оно непрерывно изменяется, переходя из одних видов, состояний, форм в другие. Икаждый отдельный вид, состояние и форма имеют собственное бытие и собственное небытие. Поэтому применительно к отдельным предметам понятие бытия и небытия соотносительны, т.е. одно понятие невозможно без другого.

· Ещё одним из всеобщих свойств бытия является то, что оно находится в непрерывном движении, что оно изменяется и в нёмнет и не может быть ничего вечного, кроме самого бытия.

       Если гипотетически допустить что в мире есть предмет который является вечным, то в силу самого понятия бесконечности мы должны допустить что таких предметов бесчисленное множество и тогда мир перестаёт быть изменчивым и становится застывшим и неизменным, вечно равным самому себе. Представитель элейской школы Парменидсчитал, что движение – всего лишь иллюзия, чтона самом деле в мире ничего не меняется и существует в неизменном состоянии. Но этот вывод не соответствует огромному множеству научных данных и открытий.Кроме того уже в античной философии этот подход был преодолён, уже Аристотель говорил, что всё в мире находится в движении.

· Следующее свойство бытия – это его системная организация. Это означает, что бытие не есть хаотическое нагромождение вещей, предметов, событий и процессов, оно внутренне структурировано, подчиняется принципу координации и принципу субординации. И всё что координирует между собой, всё что находится в отношении субординации представляет собой системное образование, т.е. нет ничего абсолютно простого и абсолютно сложного. А это значит, что пределов существования бытия тоже нет, оно бесконечно и в нем не может быть каких-то окончательных, предельных состояний, предметов, явлений т.д. и в тоже время, в нём ничего простого и неделимого, которое не являло собой конгломерат, сумму элементов и связей между ними.

       Представления осуществованиипредельных состояний бытия (предельных в плане наибольшего и наименьшего) были присущи и Античной философии (Демокрит) и философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц), но эти субстанциолистскиеучения не подтвердились в ходе дальнейшего научного развития, поэтомуфилософское мировоззрение опираясь на достижения науки 18, 19 и 20 веков отвергает принцип субстанциональности, отвергает представления о том, что в мире есть какие-то неизменные начала, предельные состояния бытия. Всё что входит в понятие бытия представляет собой более или менее сложную систему.

· Бытие бесконечно многообразно, в нем ничто и никогда дважды не повторяется. При этом мы можем определённом образом типизировать формы бытия. Например в философской литературе различают 3 основания для подобной типизации:

1. Уровень проявленности бытия. По этому основанию можно различить формы бытия на потенциальные и актуальные.

Потенциальное бытие – это возможное бытие, бытие которое ещё не реализовалось, но зачатки которого имеются в настоящем. При отрицании возможного бытия мы отрицаем возможность движения, отрицаем, что в настоящем есть возможности дляперехода этого настоящего в будущего. Если мы отрицаем эти возможности, то мы лишаем реальную действительность её будущего. На самом деле эти возможности есть, но не все они реализуются в наличной действительности. Они бывают разные: абстрактные, конкретные, реальные, формальные.

Актуальное бытие – это наличное бытие, осуществившаяся реальность, то что происходит на данный момент времени.

2. Способ существования бытия. По этому основанию различают бытие физических предметов и явлений и бытие психических явлений и состояний, понимая под психикой и бессознательное, подсознательное и само сознание.

3. Способ взаимосвязи двух видов реальности: духовной и материальной.

С такой взаимосвязью мы имеет дело в обществе, но когда речь идёт о естественной природе данное основание не применяется, потому что в природе нет духа. А в обществе мы различаем общественное бытие и общественное сознание. Поэтому общество представляет собой особый, отдельный тип бытия.

Человек, в нём тоже присутствует 2 начала: телесное и духовное. Значит человека также выделяют в отдельный тип бытия.

Само сознание также имеет разные уровни интеграции, поэтому можно говорит о сознании индивида, коллектива, общества, человеческого рода и об искусственноминтеллекте. Различия между этими формами сознания, обусловленыразличиями между материальными носителями этих форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: