1.Ионийская философия
Начало философии связано с решением вопросов, что такое мир и ответ на эти вопросы строился, умозрительно включая элементы фантазии для философов античности был характерен монистический взгляд на мир причины этого следующие:
- естествознание практически не существовало и поэтому охватывали мир в целом в единстве какого либо начала и способ познания этого мира носил наивный характер
- отрывочные знания позволяли строить умозрительные представления о причин-следственных связей (учение о Флогистоне – горючей жидкости, витализм)
- Господствовала идея всемирного существования эфира (впервые это понятие связано с Аристотелем) это позволяло говорить о первоначалах мира из которых образуется разнообразие (огонь, вода, воздух, земля).
Главная проблема Античной философии связана с поиском первоначала этот вопрос был главным на протяжении 1-7 в до н.э. 1 век н.э. Представителем Ионийской философии ученый Фалес, который взял за первооснову мира, т.е. из чего состоит все существующее - воду - физис Почему вода первооснова – все живое (считал он) влажно, а любое высыхание есть смерть поэтому жизнь связана с влагой, а влага предпочитает воду значит все происходит из воды находит в ней всю жизнь и заканчивается в воде.
|
|
Последователем Фалеса Анаксимандр, который считал что первоначалом мира является апейрон, апейрон находится во вращательном движении выделяет влажное и сухое, холодное и теплое эти комбинации образуют землю (сухое и холодное), воздух (влажное и горячее). Благодаря вращению опейрона в центре мира собирается как тяжелейшая земля окруженная водой, а также воздушная и огненная сферы. Земля изображается в форме цилиндра становится центром, возникает из океана, ничем не поддерживается, покоится в подвешенном состоянии по причине удаленности от всех других сфер равновесия сил) небесная сфера разделяется на три кольца эти кольца полые внутри и наполнены огнем в нижней сфере множество отверстий, сквозь которые просматриваются огни (звезды). В среднем ободе одно отверстие (луна) в верхней сфере одно (солнце). Время от времени отверстия совпадают.
Третий представитель Анаксимен. Первоначало бесконечно и это есть воздух. Воздух поддерживает нашу душу и управляет всем дыхание и воздух образуют космос. Благодаря воздуху мы рождаемся по этой причине воздух божественен.
К этому направлению относятся взгляды Гераклита, который считал, что все вещи и процессы возникают, растут и гибнут и все в мире подчинено этому процессу следовательно, он тоже признает движение и благодаря этому сделал вывод Все течет, все изменяется все в нас живое и мертвое болезнь делает сладостным здоровье, голод сообщает приятность сытости, а тяжелый труд позволяет вкусить радость отдыха. Первоначально у Гераклита является огонь. Гераклит первым говорит о познании мира. Выделяет две ступени чувственную и рациональную рассматривая чувственную особенно выделяет зрение и слух, но высшей целью познания является познание логоса (закон, порядок). Познать логос не легко, ибо природа любит прятаться.
|
|
Проблему первоначала рассматривает Пифагор, который считает число есть первоначало рассуждает следующим образом так как вся жизнь человека связана со счетом, а счет есть первоначало математики, то поэтому число начало всех вещей более чем вода и земля. Это связано с наблюдением. Доводы: ноты, аккорды заключаются в числах.
2.Италийская философия.
Ответ на вопрос что является первоосновой мира дает Парминид, который впервые разработал учение о бытии или учение о существовании эту позицию он обосновал следующим образом. В компании с богиней справедливости и дочерей солнца ночи и дня. Богиня справедливости провозглашает чтобы Пий единое изучил к этому познанию ведут три пути:
1. путь абсолютной истины, т.е. бытие, есть то что не порождено и неуничтожимо;
2. путь изменчивых мнений ошибок и фальши, которые утверждают, что бытие, было, есть и будет;
3. путь достойный похвалы все о чем говорится и думается есть невозможно думать значит и говорить иначе как думая значит говоря о чем то что есть.
Вывод: Мышление и бытие одно и тоже. Мыслить о предмете и предмет мысли одно и тоже.
Вопрос. Атомистические идеи в античной философии.
Атомистическое учение Демокрита
Учение о первоначалах мира последовательно разрабатывается Демокритом, который считал, что бесконечное бытие состоит из невидимых тел по причине их малости эти тела неделимы и поэтому называются атомы все вместе атомы образуют бытие различаются по своей величине и форме, чувственно не воспринимаются, а постигаются только умом, атомы находятся в пустоте и поэтому движутся, сталкиваясь между собой они образуют многообразие мира. Душа тоже состоит из атомов, которые благодаря движению сообщают кругообразное завихрения, что приводит к тому что более тяжелые атомы находятся в центре остальные вытесняются на Переферию. Так образовалась земля небо на основе атомов сформировались представления о природе человека (Гиппократ впервые разделил нас по темпераменту и телосложению). Идеи Демокрита позволили объяснить законами природы происхождение земли без всякого творца и разумной цели. Человек это животное способное к учению и помощником учения является рассудок и умственная гибкость.