ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ – это такой уровень познания, содержание которого в основном получено из опыта, из непосредственного взаимодействия человека с объективной действительностью. На этом уровне предмет познавания отражается со стороны свойств и отношений, доступных чувственному созерцанию и регистрации приборами.
1. происходит взаимодействие объекта с исследователем
2. предполагает осуществление опытов
3. средства: приборы, установки
4. источники: эксперимент, наблюдение
Задачей эмпирического уровня явл получение научных фактов. Её выполнение связано с тесным взаимодействием чувственного и рационального в ходе познания.
Эмпирическое познание никогда не может быть сведено к чистой чувственности. Даже первичный слой знаний – данные наблюдений – всегда фиксируются в определенном языке, который использует специфические научные термины. Эмпирическое познание предполагает формирование на основе данных наблюдения особого типа знания – научного факта как результата рациональной обработки (осмысление, понимание, интерпритации) данных наблюдения. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рацион, факты всегда «нагружены» теорией
Методы эмпирического познания:
· Наблюдение – метод эмпирического уровня научного познания, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии предметов и явлений внешнего мира.
· Эксперимент - предполагает высокую активность исследователя. Объект изучается в специальных условиях с целью выявления его качеств. Должен обладать интерсубъективностью.
· Описание - бывает качественное и количественное.
В структуре эмпирического уровня:
1. подуровневое наблюдение – данные полученные непосредственно. Необходима рациональная обработка и выделение истинных знаний
Вопрос. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ТЕОРИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ В МЕДИЦИНЕ.
Теоретический уровень научного познания – более высокая ступень отражения действительности, где объект представляет со стороны его связей и отношений, которые не доступны непосредственному изучению и которые вскрываются мышлением
Цель: объяснение фактов, выявление причинно-следственных связей. Существуют идеализируемые объекты (материальная точка)
Методы теоретического познания:
· формализация;
· идеализация;
· моделирование;
· системный подход;
Формы теоретического познания:
ü Гипотеза – форма существования знания, которые характеризуются недостоверностью, вероятностным характером.
Структура гипотезы:
1. ознакомление с эмпирическим материалом, попытка объяснить его с точки зрения ужу существующих теорий.
2. выдвижение догадки о причинах и закономерностях явлений
3. оценка выдвинутой гипотезы с позиции логической непротиворечивости, совместимость с другими.
4. разворачивание предположение
5. экспериментальная проверка
После этого гипотеза может стать теорией. Гипотеза чаще имеет объяснительный характер, но имеет и экзистенциальный, математический.
ü Теория – система обобщенного и достоверного знания об определенном элементе действительности, которая объясняет и предсказывает формирование определенной совокупности объектов.
Характерны:
1. экспериментальная подтверждаемость
2. законы, понятия, идентифицированный объект.
Функции теории:
1. синтетическая функция
2. объяснительная – выявление причинно-следственных связей, дает характеристику прошлого.
3. методологическая – на основе теории формируются методы
Вопрос. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИСТИТУТ.
Наука – 1) форма человеческих знаний о мире, 2)особый система понятий о явлениях и законах деятельности
Характерно: доказательность, логичность, эмпирическая подтверждаемость, системность.
Наука выражает себя в научных понятиях.
3)наука – социальный институт; 4) наука - система знаний, в которой мировоззренческие философские основания и выводы являются неотъемлемой частью; 5) система теоретических знаний, доказанных практикой.
Государство поддерживает науку. Научное знание системно. Философы пытались строить классификацию наук.научное знание в настоящее время разветвлено.
Разделении по: 1. По предмету исследований
2. по методу: 1) деление на естественные науки
2) науки социальные (науки об обществе)
Наука, как социальный институт, потерпела огромные изменения. От деятельности десятком древнегреческих учёных, собиравшихся в философских школах, занимающихся по собственному желанию, вплоть до современного 5-ти миллионного международного сообщества. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникации и информации.
Основная задача науки – изучение объективного мира вещей и процессов, имеющих практическое значение для человека. В решении этих проблем большая роль принадлежит научным методам познания самой организации знания.