Легализация преступных доходов по международному уголовному праву

В международном праве определе­ние легализации преступных доходов было впервые дано в Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотроп­ных веществ 1988 г.

Под легализацией доходов от преступной деят-ти понимаются: конверсия или передача иму­щества, если известно, что такое имущество получено в результате пра­вонарушения; сокрытие или утаивание подлинного характера, источни­ка, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества, полученного преступным путем; участие, соучастие или вступление в преступ­ный сговор в целях совершения вышеперечисленных правонарушений и покушение на совершение таких правонарушений, а также пособниче­ство, подстрекательство, содействие или консультирование при их со­вершении.

Венская конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота нар­котических средств и психотропных веществ 1988 г. стала первым уни­версальным международным договором, предусматривающим развитие сотрудничества в сфере легализации преступных доходов. Положения этой Конвенции получили дальнейшее развитие в Конвенции Совета Ев­ропы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов отпре­ступнойдеят-ти, которая была принята 8 ноября 1990 г.

Являясь по сути региональным соглашением, Конвенция, тем не менее, открыта для присоединения гос-в, не являющихся членами Совета Европы. Конвенция 1990 г. регулирует три основных бло­ка вопросов:

- сближение уголовно-правовой оценки легализации пре­ступных доходов в законодательстве гос-в-участников;

- сближение национальных мер, направленных на борьбу с легализацией преступных доходов;

- формы и процедуры международного сотрудничества по борьбе с легализацией преступных доходов.

Большую роль в борьбе с легализацией преступных доходов играют акты Европейского союза. Первоначально международно-правовую ос­нову сотрудничества гос-в — членов ЕЭС составляли двусторонние соглашения, но с вступлением в силу в 1993 г. Маастрихтского договора сотрудничество гос-в вышло на качественно иной, более высокий уровень. В Договоре содержатся специальные положения, касающиеся сотрудничества в области юстиции и внутренних дел. К числу вопросов, представляющих общий интерес для стран — членов ЕС, относятся: борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудничество в области уголовного права, сотрудничество полиции по вопросам предотвращения террористических актов и т. п.

Появление в уголовном законодательстве РФ состава преступле­ния «легализация преступных доходов» соответствует принятым Россией международным обязательствам. Кроме того, 1 фев­раля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О противодействии ле­гализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», пре­дусматривающий конкретные меры, направленные на предотвращение, выявление и пресечение легализации преступных доходов, а также раз­витие международного сотрудничества в данной сфере.

 

41. Коррупция по международному уголовному праву.

Получение и дача взяток, коммерческий подкуп являются одними из распространенных и опаснейших преступлений международного характера.

Коррупция означает подкуп как официальных должностных лиц гос-ва и международных организаций, общественных деятелей, так и управленцев коммерческих организаций.

Борьбе с коррупцией посвящены многочисленные международные док-ты. В Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1996 г. отмечается, что гос-ва-члены с учетом конституции и своих основополагающих правовых принципов и с соблюдением национальных законов и процедур, обязаны:

1) принимать меры по борьбе со всеми формами коррупции, взяточничества и связанными с ними противоправными действиями в международных коммерческих операциях, в частности обеспечивать эффективное применение действующих законов, запрещающих взятки в международных коммерческих операциях, содействовать принятию законов в этих целях там, где их нет, и призывать находящиеся под их юрисдикцией частные, гос-венные корпорации, занимающиеся международными коммерческими операциями, а также транснациональные корпорации, и отдельных лиц, занимающихся такими операциями, содействовать достижению целей этой Декларации;

2. установить уг.отв-ть за дачу таких взяток иностранным гос-венным должностным лицам;

2. взяточничество может включать:

а) предложение, обещание или передачу любой частной, гос-венной или транснациональной корпорацией, или отдельным лицом какого-либо гос-ва лично или через посредников любых денежных сумм, подарков или других выгод любому гос-венному должностному лицу или избранному представителю другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обяз-тей в связи с той или иной международной коммерческой операцией;

б) вымогательство, требование, согласие на получение или фактическое получение любым гос-венным должностным лицом или избранным представителем какого-либо гос-ва лично или через посредников денежных сумм, подарков или других выгод от любой частной, гос-венной корпорации, транснациональной корпорации, или отдельного лица из другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обяз-тей в связи с той или иной международной коммерческой операцией.

 

42. Фальшивомонетничество по международному уголовному праву.

Общественная опасность фальшивомонетничества очевидна, причем как для отдельного гос-ва, так и для всего мирового сообщества. Проблема подделки денежных знаков не может решаться только на внутригос-венном уровне, а требует координации совместных усилий гос-в, в Женеве Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков (далее – Конвенция 1929 г.), которую следует рассматривать в качестве основного источника международного права, направленного на противодействие фальшивомонетничеству.

К предмету фальшивомонетничества Конвенция 1929 г. относит денежные знаки, под которыми понимаются бумажные деньги, а также металлическая монета, имеющие хождение, т.е. находящиеся в обращении.

Конвенция 1929 г. относит к уголовно наказуемым следующие деяния:

1) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата;

2) сбыт поддельных денежных знаков;

3) действия, направленные к сбыту, ввозу в страну или получению, или добыванию для себя поддельных денежных знаков, при условии, что их поддельный характер был известен;

4) покушения на эти правонарушения и действия по умышленному соучастию;

5) обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков.

В Протоколе к Конвенции 1929 г. указывается, что подделка штампов, наложенных на банковский билет, результатом которой должна явиться придача ему законной силы в определенной стране, следует рассматривать как подделку самого билета.

Согласно Конвенции 1929 г. граждане, возвратившиеся на территорию своей страны после совершения за границей действий, предусмотренных в качестве преступных, должны понести наказание в том же порядке, как если бы они были совершены на их территории, притом даже в тех случаях, когда виновный приобрел гражданство после их совершения.

В Конвенции 1929 г. решается вопрос о конфискации, которой подлежат как поддельные денежные знаки, так и орудия и иные предметы, предназначенные для изготовления поддельных денежных знаков или для их изменения.

Так, в Конвенции 1929 г. в качестве предмета преступления рассматриваются только бумажные деньги (банкноты) и металлическая монета, в то время как сегодня не меньшее, если не большее распространение получила подделка ценных бумаг (векселей, акций, облигаций, чеков и т.п.). Конвенция рассматривает в качестве преступления только ввоз фальшивых денег, но не вывоз.

Статья 186 УК РФ, регламентирующая отв-ть за фальшивомонетничество, таких пробелов не содержит. Предметом данного преступления выступают не только бумажные деньги и металлическая монета, но и ценные бумаги. Объективная сторона включает изготовление, хранение, перевозку (охватывающую как ввоз, так и вывоз), а также сбыт указанных предметов.

 

43. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

Борьба с преступностью ведется во всемирном масштабе путем заключения международных соглашений на межгос-венной ос­нове, с использованием международных и региональных организа­ций, а также на двусторонней основе.

Таким образом, международные соглашения по борьбе с преступ­лениями международного характера могут быть:

а) многосторонними международно-правовыми соглашениями по регламентации определенных отраслей или институтов международ­ного права, в которых содержатся правовые нормы, касающиеся оп­ределенных преступлений международного характера. К примеру, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в соответствующем разделе определены права и обяз-тигос-в по борьбе с пи­ратством, перевозкой рабов и др.;

б) многосторонними международно-правовыми соглашениями по борьбе с отдельными видами преступлений международного харак­тера.

в) региональными международно-правовыми соглашениями по борьбе с преступлениями международного характера;

г) двусторонними международно-правовыми соглашениями о борьбе с некоторыми видами преступлений международного харак­тера.

д) Экстрадиция.двусторонними международно-правовыми соглашениями об оказании правовой помощи и выдаче преступников и др.

Сотрудничество гос-в в борьбе с различными видами преступлений, осущ-ся не только на основе соглашений, но и в рамках международных организаций, органов.

В Организации Объединенных Наций — на сессиях Генеральной Ассамблеи, в рамках деят-ти Экономического и Социального Совета и в иных формах сотрудничества — рассматриваются самые различные аспекты предотвращения и пресечения преступлений, пред­ставляющих международную общественную опасность. Под эгидой ООН осуществлена разработка целого ряда международных кон­венций о преступлениях международного характера. Указанные международно-правовые док-ты реализуются в ходе практиче­ской деят-тигос-в. Кроме того, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН регулярно принимаются резолюции, содержащие рекомендации, касающиеся координации деят-тигос-в в борьбе с конкретными видами преступлений международного харак­тера..

Интерпол - Это единственная международная организация, принимающая непосредственное участие в борьбе с преступностью

Основные направления деят-ти Интерпола:

Во-первых, это уголовная регистрация.

Во-вторых, это международный розыск преступников

В третьих, международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы гос-ва-инициатора розыскаИ,

в-четвертых, международный розыск похищенных ценностей.

К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п.

 

44. Правовая помощь по уголовным делам.

Под международной правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами основании запросов учреждений юстиции иных гос-в в соотв. с положениями международных договоров.

В настоящее время действуют следующие многосторонние договоры, предусматривающие оказание правовой помощи по уголовным делам: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (22 января 1993 г.); Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (28 марта 1997 г.); Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (20 апреля 1959 г.); Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (17 марта 1978 г.). Перечень действующих международных договоров об оказании помощи по уголовным делам публикуется на сайте Минюста РФ.

Отношения по вопросам правовой помощи осуществляются через министерства юстиции. Отношения по вопросам выдачи, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкции прокурора, осуществляются через генеральные прокуратуры гос-в.

Международными договорами объем правовой помощи определен довольно широко. Это процессуальные и иные действия: проведение обысков, изъятие и выдача вещественных доказательств, экспертиза, допрос обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждение уголовного преследования, розыск и выдача лиц, совершивших преступления, обмен информацией, вручение док-тов, установление адресов и других данных, передача предметов, передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в гос-ве, гражданами которого они являются, и пр.

Выполнению подлежат лишь действия, предусмотренные законодательством запрашиваемой стороны. При исполнении поручений применяется право запрашиваемой стороны. По просьбе запрашивающего учреждения могут быть применены и процессуальные нормы его гос-ва.

Важное значение имеют положения о гарантии неприкосновенности свидетелей, потерпевших, экспертов при их вызове в другую страну. Они не могут быть привлечены к уголовной или административной отв-ти, взяты под стражу или подвергнуты наказанию за деяния, совершенные до пересечения границы, даже если они являются гражданами вызвавшего их гос-ва. Просьба об оказании помощи может быть отклонена, если ее оказание способно нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемой стороны либо противоречит ее законодательству.

Выдача понимается как передача обвиняемого или осужденного лица гос-вом, на территории которого оно находится, гос-ву, в котором оно считается совершившим преступление или в котором было осуждено. Преследование выданного лица может иметь место только за те преступления, за которые оно было выдано. Общепризнанным является правило о том, что к выданному лицу смертная казнь не применяется. Выдача не может иметь места, если истек срок давности, если в отношении лица по тому же делу суд запрашиваемой стороны уже вынес приговор или постановление о прекращении производства, если преступление по законам хотя бы одной из сторон преследуется в порядке частного обвинения.

В 1919 г. создана Международная организация уголовной полиции, сокращенное наименование которой — Интерпол. Интерпол собирает и систематизирует уголовно-розыскную и иную криминалистическую информацию; участвует в международном розыске; снабжает информацией национальные полицейские службы. Основные направления деят-ти: борьба с преступлениями против личности и собственности; борьба с организованной преступностью и терроризмом; борьба с незаконной торговлей оружием, наркотиками, драгоценными металлами и камнями; борьба с торговлей людьми, проституцией; борьба с преступлениями сексуального и иного характера в отношении несовершеннолетних; борьба с мошенничеством и фальшивомонетничеством; борьба с преступлениями в сфере экономики и кредитно-финансовой области.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: