Кровная месть после образования государства была отменена. Наказания были суровы, смертная казнь применялась очень широко, совершаясь в форме сожжения или посажения на кол. Высокопоставленным персонам, приговоренным к смертной казни, предоставлялось право покончить жизнь самоубийством. По законам Бокхориса смертная казнь могла быть заменена продажей в рабство.
Помимо смертной казни применялись членовредительские наказания: отрезания ушей, носа, рук, языка, кастрация и т.п., наказания принудительными работами, заключение в тюрьму. Были и бесчестящие наказания - выставление виновного к позорному столбу.
Малейшие посягательства на основы государственного строя карались беспощадно: в случае измены, заговора, восстания против государства казни подвергался не только непосредственный виновник, но и его мать, сестры,вся семья. При этом мятежник лишался погребения - его тело бросали в воду. Тяжким преступлением считалось и нарушение правил религиозного культа - за это также полагалась смертная казнь. К таким преступлениям относились: умышленное убийство животного, посвященного Богу (ибиса, кошки, совы), выбрасывание нечистот в Нил, откапывание могил, погребение в запретной зоне. Смертная казнь полагалась за чародейство. Одним из самых тяжелых преступлений считалось околдовывание человека магическими заклинаниями или напитками.
|
|
За разглашение государственной тайны отрубали язык. Наказуем был и подлог, за что отрубали руку. За подделку печатей, монет, употребление фальшивых мер и весов отрубали обе руки. Влекли смертную казнь также убийство, клятвопреступление, а иногда - ложный донос. При отцеубийстве у виновного вырезали кусками мясо из тела и клали его на шипы, после чего сжигали. Суровое наказание влекла кража - за кражу скота полагалось отрубать руку, а за кражу храмового скота - изувечивать виновного и отдавать в рабство. Кража в гробницах каралась отрезанием ушей, носа и посажением на кол.
В случае прелюбодеяния женщине отрезали нос, а ее соучастника подвергали кастрации. Такая же участь ждала виновного в изнасиловании.
Процессуальное право Древнего Египта
Египтяне очень заботились об организации судов. Суды состояли из тринадцати судей, которые назначались общиной, и сами избирали председателей. Процессы разбирались письменно, и обвиняемый мог возражать на предъявленное ему обвинение. Производство по гражданским и уголовным делам было однотипным: оба процесса возбуждались по жалобе потерпевшего, который должен был указать в жалобе требуемый вид наказания виновному и размер взыскания в его пользу. Доказательствами служили: клятва, свидетельские показания, осмотр, пытка (причинение боли). Стороны и свидетели давали клятвы, указывая, какое наказание должно их ожидать в случае ложности клятвы. Клятвы проверялись другими доказательствами.
|
|
Судьи объявляли приговор безмолвно и посредством иероглифов. По словам Геродота, они носили на груди значок - символ Истины и прикладывали его ко лбу выигравшей процесс стороны. Сам фараон должен был ежедневно разбирать судебные процессы.
Хотя воровство было запрещено и строго наказывалось, но если вор сам добровольно признался в преступлении и вернул похищенное, то, в этом случае, его не только не наказывали, но даже оставляли ему четвертую часть украденного.
ГЛАВА II. ПРАВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА