Феномен социокультурного поля

Один из исходных методологических принципов, которых я при­держиваюсь в качественных исследованиях, связан с концепцией соци­окультурного поля. Она развивалась в социальной психологии приме­нительно к ситуациям непосредственного взаимодействия, но в принципе этот методологический подход применим и для анализа объектов любо­го масштаба: семьи, компании друзей, населения города, страны, про­цессов глобализации.

Социокультурное поле — относительно автономный участок соци­ального пространства, обладающий надындивидуальной реальностью, по­рождаемой прямым или косвенным (через организации) взаимодействи­ем людей. С одной стороны, это внешняя среда по отношению к изучаемым индивидам, а с другой — это среда, порождаемая и воспроизводимая этими же индивидами. В силу этого исследование фокусируется на личной ответственности каждого изучаемого индивида за воспроизводство реаль­ности, которую он рассматривает как внешнюю по отношению к себе.

Так, мода — это массовое явление, но его не понять, если не рассмат­ривать механизмы индивидуального поведения, воспроизводящего этот процесс. Мода не существует без ее носителей — индивидов, одержимых идеей конструирования своей идентичности современных и успешных лю­дей через потребление. Диктатура — это форма существования целого ряда социальных институтов, формирующих общество. Но диктатура не­мыслима без людей, вольно или невольно ее принимающих: одни казнят, другие боятся и подчиняются, третьи упреждают репрессии и бегут впе­реди желаний диктатора.

При таком подходе снимается традиционное деление социологии на макро- и микроуровни. В центре внимания оказывается феномен, изуче­ние которого я назвал бы социальным сопроматом. Суть его — в поис­ках ключа к пониманию жизни социальных институтов на уровне углуб­ленного анализа жизни индивидов. Отсюда важность глубоких интервью, включенного наблюдения и других способов сбора информации о пове­дении индивидов в социальных структурах.

Концепция социокультурного поля предполагает начинать анализ про­цессов с попытки понять специфику полей, в которые включены изучае­мые индивиды. Ключ к пониманию поведения людей лишь в некоторой

32


мере лежит в их индивидуальных характеристиках. Один и тот же чело­век ведет себя по-разному, попадая в разные социокультурные поля (ве­черинка, богослужение, футбольный матч, родная и чужая страна и т. д.). В то же время очень разные люди ведут себя схоже в однотипных социо­культурных полях.

Анализ социокультурного поля может вестись с помощью матрицы, ориентирующей внимание исследователя на выявление следующих ха­рактеристик поля:

1. Ресурсы поля. Часто это описание материальной среды, в ко­
торой разворачивается взаимодействие. Это может быть анализ ин­
терьера офиса и его расположения в здании, городе. В исследова­
нии поведения потребителей это анализ предложения товаров на
рынке и форм организации торговли ими. К этой же категории от­
носятся доходы, накопленное имущество, социальный и культур­
ный капитал. Значительная часть материала о ресурсах поля соби­
рается с помощью разных типов наблюдения.

2. Культурная программа поля. На уровне общества это культу­
ра, на уровне социальной группы — субкультура, на уровне первич­
ных групп — культурные программы микроуровня (принимаемые и
реализуемые в практиках ценности, нормы). Анализ культурных
программ позволяет понять смыслы, вкладываемые изучаемыми
людьми в свою деятельность. Наиболее эффективным инструмен­
том сбора информации о программах являются интервью.

3. Язык социокультурного поля — это набор правил интерпре­
тации используемых в поле знаков и символов, норм их сочетае­
мости друг с другом и с ситуациями внешней среды («уместные» и
«неуместные» слова, варианты одежды, жесты и т. д.). В качестве
знаков выступают все материальные объекты, действия людей, ко­
торым окружающие придают смысл и используют для интерпрета­
ции. Есть не только вербальный язык, но и язык жестов, одежды,
мебели, косметики, автомобилей, демонстраций и т. д.

4. Граница поля и режим ее поддержания. Граница — одна
из ключевых характеристик поля. Важно обнаружить, где она про­
ходит, с помощью каких средств поддерживается. Здесь проис­
ходит разграничение центростремительных тенденций внутри поля
и центробежных — между полями. На границе наблюдается преры­
вистость социального взаимодействия:

а) процессы обмена ресурсами либо замедляются, ослабева­
ют, либо исчезают совсем. Уровень жизни одной страны слабо
влияет на уровень жизни ее соседей. Богатство одной семьи
замыкается в основном в ее границах;

б) прекращает свое действие программа поля. Ценности и
нормы теряют свою направляющую функцию. Нередко цен-

33


ности превращаются на границе в антиценности. Жесткие нормы становятся смешными причудами (например, нормы мусульманского права в христианской среде);

в) язык теряет способность служить средством коммуника­ции. На границе возникает зона непонимания или ограничен­ного понимания. Здесь происходит смена языка или его диа­лектов, жаргонов. Язык же оказывает мощное влияние на структурирование социального взаимодействия: чем сильнее языковый барьер, тем больше шансов, что взаимодействие сведется к примитивным формам, поддерживаемым языком жестов.

Как функционирует граница, можно понять, используя весь арсенал ка­чественных методов. Исследователь ставит вопросы, касающиеся ее режи­ма: где и как прерывается обмен ресурсами; по каким принципам констру­ируется граница; где «мы» превращаются в «они»; в чем отличие культурной программы данного поля от соседних; как различается категориальный ап­парат соседних полей. Во многих исследованиях важен анализ «пропуск­ного режима» границы: сколько людей пропускается через границу в поле; каковы их характеристики; сколько людей блокируется на границе; каковы их свойства; каковы критерии пропуска через границу поля.

Главный вопрос исследования — что представляет собой социокуль­турное поле и как оно воспроизводится через взаимодействие людей.

Каждый индивид включен одновременно в целый ряд социокультурных полей. Они накладываются друг на друга в самых замысловатых формах: страна, регион, город, предприятие, социально-возрастная группа, компа­ния друзей, семья, а также временные поля-ситуации: вечеринка, футболь­ный матч, поездка в метро и т. д. Через наблюдение и интервью мы выясня­ем иерархию расположения полей: какое из них является для данного индивида здесь и сейчас ключевым, а какое остается на периферии.

































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: