Один из исходных методологических принципов, которых я придерживаюсь в качественных исследованиях, связан с концепцией социокультурного поля. Она развивалась в социальной психологии применительно к ситуациям непосредственного взаимодействия, но в принципе этот методологический подход применим и для анализа объектов любого масштаба: семьи, компании друзей, населения города, страны, процессов глобализации.
Социокультурное поле — относительно автономный участок социального пространства, обладающий надындивидуальной реальностью, порождаемой прямым или косвенным (через организации) взаимодействием людей. С одной стороны, это внешняя среда по отношению к изучаемым индивидам, а с другой — это среда, порождаемая и воспроизводимая этими же индивидами. В силу этого исследование фокусируется на личной ответственности каждого изучаемого индивида за воспроизводство реальности, которую он рассматривает как внешнюю по отношению к себе.
Так, мода — это массовое явление, но его не понять, если не рассматривать механизмы индивидуального поведения, воспроизводящего этот процесс. Мода не существует без ее носителей — индивидов, одержимых идеей конструирования своей идентичности современных и успешных людей через потребление. Диктатура — это форма существования целого ряда социальных институтов, формирующих общество. Но диктатура немыслима без людей, вольно или невольно ее принимающих: одни казнят, другие боятся и подчиняются, третьи упреждают репрессии и бегут впереди желаний диктатора.
|
|
При таком подходе снимается традиционное деление социологии на макро- и микроуровни. В центре внимания оказывается феномен, изучение которого я назвал бы социальным сопроматом. Суть его — в поисках ключа к пониманию жизни социальных институтов на уровне углубленного анализа жизни индивидов. Отсюда важность глубоких интервью, включенного наблюдения и других способов сбора информации о поведении индивидов в социальных структурах.
Концепция социокультурного поля предполагает начинать анализ процессов с попытки понять специфику полей, в которые включены изучаемые индивиды. Ключ к пониманию поведения людей лишь в некоторой
32
мере лежит в их индивидуальных характеристиках. Один и тот же человек ведет себя по-разному, попадая в разные социокультурные поля (вечеринка, богослужение, футбольный матч, родная и чужая страна и т. д.). В то же время очень разные люди ведут себя схоже в однотипных социокультурных полях.
Анализ социокультурного поля может вестись с помощью матрицы, ориентирующей внимание исследователя на выявление следующих характеристик поля:
|
|
1. Ресурсы поля. Часто это описание материальной среды, в ко
торой разворачивается взаимодействие. Это может быть анализ ин
терьера офиса и его расположения в здании, городе. В исследова
нии поведения потребителей это анализ предложения товаров на
рынке и форм организации торговли ими. К этой же категории от
носятся доходы, накопленное имущество, социальный и культур
ный капитал. Значительная часть материала о ресурсах поля соби
рается с помощью разных типов наблюдения.
2. Культурная программа поля. На уровне общества это культу
ра, на уровне социальной группы — субкультура, на уровне первич
ных групп — культурные программы микроуровня (принимаемые и
реализуемые в практиках ценности, нормы). Анализ культурных
программ позволяет понять смыслы, вкладываемые изучаемыми
людьми в свою деятельность. Наиболее эффективным инструмен
том сбора информации о программах являются интервью.
3. Язык социокультурного поля — это набор правил интерпре
тации используемых в поле знаков и символов, норм их сочетае
мости друг с другом и с ситуациями внешней среды («уместные» и
«неуместные» слова, варианты одежды, жесты и т. д.). В качестве
знаков выступают все материальные объекты, действия людей, ко
торым окружающие придают смысл и используют для интерпрета
ции. Есть не только вербальный язык, но и язык жестов, одежды,
мебели, косметики, автомобилей, демонстраций и т. д.
4. Граница поля и режим ее поддержания. Граница — одна
из ключевых характеристик поля. Важно обнаружить, где она про
ходит, с помощью каких средств поддерживается. Здесь проис
ходит разграничение центростремительных тенденций внутри поля
и центробежных — между полями. На границе наблюдается преры
вистость социального взаимодействия:
а) процессы обмена ресурсами либо замедляются, ослабева
ют, либо исчезают совсем. Уровень жизни одной страны слабо
влияет на уровень жизни ее соседей. Богатство одной семьи
замыкается в основном в ее границах;
б) прекращает свое действие программа поля. Ценности и
нормы теряют свою направляющую функцию. Нередко цен-
33
ности превращаются на границе в антиценности. Жесткие нормы становятся смешными причудами (например, нормы мусульманского права в христианской среде);
в) язык теряет способность служить средством коммуникации. На границе возникает зона непонимания или ограниченного понимания. Здесь происходит смена языка или его диалектов, жаргонов. Язык же оказывает мощное влияние на структурирование социального взаимодействия: чем сильнее языковый барьер, тем больше шансов, что взаимодействие сведется к примитивным формам, поддерживаемым языком жестов.
Как функционирует граница, можно понять, используя весь арсенал качественных методов. Исследователь ставит вопросы, касающиеся ее режима: где и как прерывается обмен ресурсами; по каким принципам конструируется граница; где «мы» превращаются в «они»; в чем отличие культурной программы данного поля от соседних; как различается категориальный аппарат соседних полей. Во многих исследованиях важен анализ «пропускного режима» границы: сколько людей пропускается через границу в поле; каковы их характеристики; сколько людей блокируется на границе; каковы их свойства; каковы критерии пропуска через границу поля.
Главный вопрос исследования — что представляет собой социокультурное поле и как оно воспроизводится через взаимодействие людей.
Каждый индивид включен одновременно в целый ряд социокультурных полей. Они накладываются друг на друга в самых замысловатых формах: страна, регион, город, предприятие, социально-возрастная группа, компания друзей, семья, а также временные поля-ситуации: вечеринка, футбольный матч, поездка в метро и т. д. Через наблюдение и интервью мы выясняем иерархию расположения полей: какое из них является для данного индивида здесь и сейчас ключевым, а какое остается на периферии.