По словам М. Фуко (1996: 30-31), «можно быть автором чего-то большего, нежели книга, — автором теории, традиции, дисциплины, внутри которых, в свою очередь, могут разместиться другие книги и другие авторы. Я бы сказал, одним словом, что такой автор находится в «транс-дискурсивной» позиции». В качестве примеров «основателей дискурсивности» М. Фуко приводит К. Маркса и 3. Фрейда. Таких авторов обычно называют классиками, подразумевая под ними основоположников определенной традиции, парадигмы.
«Особенность этих авторов состоит в том, что они являются авторами не только своих произведений, своих книг. Они создали нечто большее: возможность и правило образования других текстов». Классики создали методологические образцы, следуя которым многие другие авторы выходят на самые разные предметы, проблемы.
Классики не просто закладывают традицию, они создают определенное интеллектуальное поле, принципы действия которого схожи с принципами социального поля: там есть свои ресурсы, своя культурная программа, своя социокоммуникативная система. В рамках такого поля возникает активное не только интеллектуальное, но часто и социальное взаимодействие как в пространстве (между современниками), так и во времени (с предшественниками и последователями). В то же время дискурсивные поля разделяются границами, на которых взаимодействие существенно ослабевает либо прекращается. Дискурсивное поле — это смесь интеллектуального и социального полей, здесь словесное взаимодействие трансформируется в определенный тип социальной практики.
|
|
Категория дискурсивного поля может быть полезным методологическим инструментом проведения исследования. Проводя наблюдение, интервьюирование, мы входим в те или иные дискурсивные поля.
Например, социологии формируют свое поле, говоря на темы, странные для рабочих-строителей или физиков, используя еще более странный язык для обозначения даже совершенно обычных явлений. Каждая профессиональная общность — это дискурсивное поле. Внутри нее нередко возникают свои поля последователей той или иной традиции. Каждая церковь — это тоже дискурсивное поле, как и субкультурные группы потребителей (любители горных лыж, боевых единоборств, дачники, почитатели астрологии, любители женских романов или джипов). Таким же полем являются члены и сторонники каждой политической партии: у них есть свои отцы-основатели, свои ресурсы, свои любимые проблемы и чудодейственные способы их решения.
Понять, что здесь делает индивид, нельзя вне контекста логики такого поля. Анализируя его, можно использовать набор ключевых характеристик. Каждая из них фокусирует внимание исследователя на тех или иных вопросах, явлениях.
|
|
37
38
1. Общность категориального аппарата, т. е. языка. Иначе говоря, в рамках данного поля участники интеллектуального общения говорят на одном научном или философском языке, основу которого составляет набор общих ключевых понятий, трактуемых более или менее единообразно. Читатели и писатели, находящиеся в одном поле, понимают друг друга, способны спорить по существу. Любители футбола, политики или кулинарного искусства имеют свои «словарики». И уже по отдельным используемым словам порою можно определить, к какому дискурсивному полю принадлежит данный человек.
2. На границах дискурсивного поля происходит смена ключевых
категорий или, по крайней мере, — вкладываемого в них смысла.
Это ведет к тому, что граница поля — это зона ограниченного пони
мания или полного непонимания. Читатель, взявший книгу из друго
го дискурсивного поля, часто не в состоянии уловить ее смысл. Пред
ставители разных партий нередко не в состоянии слушать друг друга,
т. к. пользуются разным категориальным аппаратом. Блатное дис
курсивное поле сознательно закрывается от прочей публики, обща
ясь «на фене», непонятной посторонним «фраерам».
3. В пределах одного поля работы разных авторов питают друг
друга, вырастая одна из другой, как ветви дерева, стволом которо
го выступают труды классика или классиков. Идеи одного автора
развиваются, уточняются, переносятся другими на новое предмет
ное поле. В результате совокупность нередко очень большого чис
ла авторов превращается в единый интеллектуальный поток. С фор
мальной точки зрения, единство дискурсивного поля проявляется
в системе перекрестных ссылок: авторы, принадлежащие к одной
традиции или школе, ссылаются друг на друга, заимствуя цитаты,
пересказывая мысли, используя аргументы и факты. В рамках каж
дого поля существует набор регулярно цитируемых авторов, авто
ритетов. Его ядро — классик или классики (без кавычек и с ка
вычками), затем — наиболее крупные продолжатели, часто
обозначившие новые направления исследований, новые предмет
ные области, затем — прочие авторы, упоминаемые изредка в пре
делах узких и очень узких предметных областей, отдельных тем. У
футбольных фанатов — свои классики и авторитеты, как и у сто
ронников каждой политической партии.
4. Границу дискурсивных полей можно сравнить с водоразделом
рек. Поля могут быть рядом во времени и социальном пространстве,
но их содержание никак или почти никак не переливается друг в
друга. На формальном уровне это проявляется в отсутствии взаим
ных ссылок между авторами, принадлежащими к разным полям.
Часто создается впечатление, что они друг для друга не существуют.
Такая слепота лишь иногда представляет собой инструмент борьбы
амбиций: если я конкурента не цитирую, то он и не существует. Чаще всего дискурсивная слепота — это результат столь глубоких расхождений, что из другого поля даже при желании просто нечего взять. Идеи оттуда отвергаются по причине несовместимости (так владелец мотоцикла отказывается от колеса от «Мерседеса» не потому, что оно плохое, а потому, что его нельзя использовать). При наличии враждебных или конкурентных отношений между полями авторы из чужого поля упоминаются, цитируются как отправная точка для разгромной критики. Поскольку содержание полей часто плохо совместимо, то и критика в большинстве случаев напоминает бой с тенью: вместо реального оппонента в тексте предстает его тень в виде вырванной из контекста цитаты, утрированного тезиса и т. д.
Яркий пример такой практики - «критика буржуазных фальсификаторов» в советском обществоведении. При наличии тенденции к идейному плюрализму, теоретической терпимости встречаются перекрестные ссылки, которые только подчеркивают прочность границы полей. Обычная форма таких ссылок — указание перечня наиболее именитых авторов из чужого поля, которые работали по данной тематике.
|
|
5. Дискурсивное поле носит силовой характер, т.е. обладает при
нудительной силой по отношению к попавшим в него авторам и уче
никам. Чтобы быть понятым, надо говорить на принятом здесь язы
ке, придерживаться принятой проблематики, ценностных ориентации.
В противном случае велик риск непонимания, отторжения, изоляции
и выталкивания в другое поле.
Например, в марксистском поле попытки говорить на языке фрейдизма вызовут недоумение, чреватое исключением из этого поля. Нелепо будет выглядеть художник-реалист, использующий приемы абстрактного искусства.
6. Дискурсивные поля имеют тенденцию институционализировать
ся. Слабая форма институционализации — неформальные тусовки,
на которых члены одного поля встречаются для обсуждения стоящих
перед ними проблем, чествования достижений и т.д. Сильная форма
институционализации - создание научных, печатных, учебных орга
нов, ассоциаций, союзов, которые действуют в пределах одного дис
курсивного поля. В зрелой форме дискурсивное поле представляет
собой разновидность социального поля. Примером такого социаль
ного поля может быть политическая партия, церковь, негосударствен
ные научные и учебные заведения, а в тоталитарном обществе — вся
научная и образовательная системы.