Проектирование кейс-стади

Проект исследования — это логика связи исходного исследователь­ского вопроса с данными, которые должны быть собраны, и выводами, которые будут сделаны. Каждое эмпирическое исследование в явном или скрытом виде имеет в своей основе проект (Yin 1994: 18).


Исследовательские вопросы


Сбор и обработка информации


Выводы


Схема 4. План исследования

Проект кейс-стади может иметь линейный характер или принимать фор­му этнографической спирали. В продолжительных и глубоких исследова­ниях второй вариант предпочтительнее. Он означает, что в ходе сбора мате­риала происходит уточнение и дополнение исследовательских вопросов.

Цель проекта исследования — избежать сбора материала, который не помогает ответить на поставленные исходные вопросы, и в то же время не пропустить тот материал, без которого цель окажется не достижимой.

Проект кейс-стади обычно включает в себя целый ряд компонентов (Yin 1994: 20).

1. Исследовательские вопросы. Для кейс-стади типичны вопросы
«как?» и «почему?».

2. Предположения, гипотезы относительно того, как на эти вопро­
сы можно ответить. Этот блок не является обязательным. Если иссле­
дование начинается при минимальной осведомленности об объекте, то
гипотезы, конечно, отсутствуют. Отказываются от них и в тех случаях,
когда есть основания подозревать, что возникающие предположения
опираются либо на расхожие стереотипы, либо на теории, примени­
мость которых в данных условиях сомнительна.

3. Выбор единицы анализа. Иначе говоря, это ответ на вопрос: «Что
будет в данном исследовании случаем?». В качестве такового могут
выступать объекты разного масштаба: индивид, подразделение пред­
приятия, фирма, город, отрасль и т. д.

Так, при исследовании поведения потребителей в качестве единиц анализа могут быть отобраны несколько семей, представляющих разные типы. Но в качестве кейса при изучении такой проблематики (например, покупательского поведения) можно взять и отдельный магазин. В качестве единицы анализа может быть выбрано и отдельное событие (например ярмарка, митинг). При изучении шахтерского движения мне приходилось делать кейс-стади отдельных забастовок, голодовок. Четкий выбор единицы анализа (объекта) очень важен, поскольку от него зависит и набор задач, и методы сбора информации, и ее содержание.

69


4. Логика связи данных с гипотезами. Смысл этого блока проекта состоит в ответе на вопрос: «Какие данные могут подтвердить или оп­ровергнуть выдвинутую гипотезу?»

Какую роль играет теория в подготовке проекта кейс-стади? Ответ на этот вопрос не может быть простым и однозначным. Можно выделить два варианта кейс-стади:

(а) Эвристическое исследование. Оно ведется в этнографический
традициях с целью формулирования новой мини-теории изучаемого явле­
ния, Здесь предварительная теоретическая проработка вопроса не нужна.
Исследователь описывает случай с сознанием, не замутненным предва­
рительным знанием.

(б) Проверочное исследование. Его целью является проверка примени­
мости той или иной теории к анализу данного случая. В этой ситуации разра­
ботка проекта начинается с теоретического анализа возможности интерпрета­
ции данного случая в категориях той или иной научной концепции.

Нередко перед исследователем стоит задача определить, какая теоре­тическая модель адекватна изучаемому случаю. В этой ситуации теорети­ческая проработка проекта ведется с позиций конкурирующих научных подходов. Исследователь делает обзор литературы по выбранной теме и отбирает подходы, которые могут быть проверены в ходе исследования.

Стратегия кейс-стади встречается в двух вариантах, различаемых по режиму границ исследовательского поля:

1. Классическое кейс-стади изолированного объекта. Именно
такие исследования проводили в малых городах Америки в 1920-
1930-е гг. Объект брался как микрокосмос, как слепок большого
общества.

2. Развернутое кейс-стади характерно для современной стадии
развития социологии. Редкий объект можно рассматривать как изоли­
рованное явление, не идя против истины. Все города, предприятия —
это подсистемы с относительно открытыми границами, связанные мас­
сой нитей с окружающей средой. При этом трудно порою сказать, где
кончается собственно предприятие и начинается внешняя среда.

С точки зрения разделяемой мною Stake Holders Theory, фирма является узлом взаимодействия держателей разных ресурсов, которые рассматривают фирму как поле реализации своих интересов: собственники, менеджеры, рабочие, государство, потребители, поставщики, местные органы власти и местная общественность. Каждый из этих субъектов важен для нормальной работы фирмы, но каждый хочет получить вознаграждение за свой вклад. И на границе фирмы контрактами оговариваются ограничения каждого из вышеперечисленных держателей ресурсов. При таком подходе кейс-стади предприятия предполагает анализ деятельности всех держателей ресурсов и механизмов их взаимодействия по поводу данной фирмы.

70


Майкл Буровой в первой половине 1990-х гг. проводил кейс-стади на мебельной фабрике «Север». Он начал с анализа цеха, потом всего предприятия, потом его отношений с территориальным объединением, республиканскими властями, поставщиками сырья и потребителями продукции. Такую стратегию он и определил как «развернутое кейс-стади» (extended case study).
































Вхождение в поле

При проведении исследовании в русле стратегии кейс-стади ключевая задача —так войти в поле, чтобы получить максимально широкий и глу­бокий доступ к разным участкам жизни изучаемого объекта. Если это сделать не удается и нас туда пускают только как гостей, каждый шаг которых тщательно опекается, то трудно ждать достоверных результатов.

На рубеже 1980-1990-х гг., когда я только приступал к изучению пред­приятий с помощью стратегии кейс-стади, проблема доступа решалась очень просто. Перестройка сбросила занавес государственной тайны с обычных предприятий, а понятие коммерческой тайны пришло туда только после при­ватизации. Директора предприятий, как правило, доброжелательно относи­лись к социологам, да и не видели тайны в жизни доверенных им объектов.

На пассажирское автотранспортное предприятие мы впервые попали в конце 1980-х гг. по приглашению секретаря парткома, который решил изу­чить социально-психологический климат в коллективе. В начале 1990-х гг. мы туда вернулись по старой памяти для изучения процессов реструкту­ризации менеджмента и трудовых отношений. Двери предприятия были почти открыты, и мы свободно ходили по кабинетам, мастерским, делали интервью в кабинах автобусов и т. д. Менялись директора предприятия, но доступ для нас был открыт.

Нередко срабатывал метод спонтанного вхождения: просто прихо­дишь в приемную директора и добиваешься встречи. Результаты зависе­ли от произведенного впечатления. Наличие иностранного партнера уве­личивало вероятность успеха. В начале XXI в. ситуация радикально изменилась. Внушительная охрана сменила пенсионерок-вахтерш во всех уважающих себя организациях. Пробиться через этот заслон без предва­рительного согласования с высшим руководством стало невозможно.

Ключевую роль в открытии дверей предприятий для кейс-стади игра­ют социальные сети, объединяющие порою самым причудливым обра­зом исследователя и людей, связанных с руководителями предприятий. В лучшем случае это прямые, в худшем — косвенные связи. Под соци­альными сетями здесь понимаются каналы, связывающие разные социо­культурные поля и индивидуальные позиции в них; по этим каналам идет обмен самыми разнообразными ресурсами, в т.ч. информацией, органи­зационной поддержкой, доверием и т. д.

71


В типографию нас ввела директор Л.А., с которой мы были шапочно знакомы еще по прежней жизни, когда она была еще начальником отдела в учреждении, ведавшем газетами, а мы проводили исследование читательс­кой аудитории. Я пришел к ней в кабинет с аспиранткой из Великобрита­нии, которая хотела на базе этого предприятия писать работу о тендерном разделении труда. Л.А. вспомнила меня, дала интервью и позволила хо­дить по всей типографии, смотреть, что хочется, и говорить, с кем посчи­таем нужным, и даже посещать собрания акционеров. В начале 1990-х гг. наличие в группе иностранки служило дополнительным аргументом к от­крытости и гостеприимству.

К концу 1990-х гг. ситуация с доступом на предприятия для проведе­ния кейс-стади резко изменилась. Они начали быстро и плотно закры­ваться от посторонних глаз. Максимум, что удавалось добиться, — это интервью с руководителями и рекомендованными менеджерами. Ни о ка­кой комплексности и достоверности получаемых данных уже нельзя было говорить. И это направление социологических исследований, не успев развиться до состояния зрелости, почти сошло на нет.

Однако ИСИТО в начале XXI в. провел масштабное исследование проблем реструктуризации менеджмента и трудовых отношений на рос­сийских предприятиях в разных регионах страны. В значительной части случаев допуск был получен благодаря наличию связей с людьми, кото­рые в свою очередь связаны с руководителями предприятий.

Иногда можно попасть на предприятие через профком — одну из наи­более открытых структур. Однако этот путь непредсказуем: никогда не знаешь заранее, каковы отношения председателя профкома с админист­рацией предприятия, поэтому его рекомендация может и приоткрыть дверь и наглухо ее захлопнуть.

В последние годы на предприятиях обычно требуют официальные хо­датайства от руководства научного учреждения, проводящего иссле­дование. Эффективность таких бумаг зависит от авторитета и самого уч­реждения, и его руководства в глазах директоров. Поэтому в одних случаях такие ходатайства, подписанные, например, ректором, открывали двери предприятий, в других не вызывали никакой реакции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: