Проект исследования — это логика связи исходного исследовательского вопроса с данными, которые должны быть собраны, и выводами, которые будут сделаны. Каждое эмпирическое исследование в явном или скрытом виде имеет в своей основе проект (Yin 1994: 18).
Исследовательские вопросы
Сбор и обработка информации
Выводы
Схема 4. План исследования
Проект кейс-стади может иметь линейный характер или принимать форму этнографической спирали. В продолжительных и глубоких исследованиях второй вариант предпочтительнее. Он означает, что в ходе сбора материала происходит уточнение и дополнение исследовательских вопросов.
Цель проекта исследования — избежать сбора материала, который не помогает ответить на поставленные исходные вопросы, и в то же время не пропустить тот материал, без которого цель окажется не достижимой.
Проект кейс-стади обычно включает в себя целый ряд компонентов (Yin 1994: 20).
1. Исследовательские вопросы. Для кейс-стади типичны вопросы
«как?» и «почему?».
|
|
2. Предположения, гипотезы относительно того, как на эти вопро
сы можно ответить. Этот блок не является обязательным. Если иссле
дование начинается при минимальной осведомленности об объекте, то
гипотезы, конечно, отсутствуют. Отказываются от них и в тех случаях,
когда есть основания подозревать, что возникающие предположения
опираются либо на расхожие стереотипы, либо на теории, примени
мость которых в данных условиях сомнительна.
3. Выбор единицы анализа. Иначе говоря, это ответ на вопрос: «Что
будет в данном исследовании случаем?». В качестве такового могут
выступать объекты разного масштаба: индивид, подразделение пред
приятия, фирма, город, отрасль и т. д.
Так, при исследовании поведения потребителей в качестве единиц анализа могут быть отобраны несколько семей, представляющих разные типы. Но в качестве кейса при изучении такой проблематики (например, покупательского поведения) можно взять и отдельный магазин. В качестве единицы анализа может быть выбрано и отдельное событие (например ярмарка, митинг). При изучении шахтерского движения мне приходилось делать кейс-стади отдельных забастовок, голодовок. Четкий выбор единицы анализа (объекта) очень важен, поскольку от него зависит и набор задач, и методы сбора информации, и ее содержание.
69
4. Логика связи данных с гипотезами. Смысл этого блока проекта состоит в ответе на вопрос: «Какие данные могут подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу?»
Какую роль играет теория в подготовке проекта кейс-стади? Ответ на этот вопрос не может быть простым и однозначным. Можно выделить два варианта кейс-стади:
|
|
(а) Эвристическое исследование. Оно ведется в этнографический
традициях с целью формулирования новой мини-теории изучаемого явле
ния, Здесь предварительная теоретическая проработка вопроса не нужна.
Исследователь описывает случай с сознанием, не замутненным предва
рительным знанием.
(б) Проверочное исследование. Его целью является проверка примени
мости той или иной теории к анализу данного случая. В этой ситуации разра
ботка проекта начинается с теоретического анализа возможности интерпрета
ции данного случая в категориях той или иной научной концепции.
Нередко перед исследователем стоит задача определить, какая теоретическая модель адекватна изучаемому случаю. В этой ситуации теоретическая проработка проекта ведется с позиций конкурирующих научных подходов. Исследователь делает обзор литературы по выбранной теме и отбирает подходы, которые могут быть проверены в ходе исследования.
Стратегия кейс-стади встречается в двух вариантах, различаемых по режиму границ исследовательского поля:
1. Классическое кейс-стади изолированного объекта. Именно
такие исследования проводили в малых городах Америки в 1920-
1930-е гг. Объект брался как микрокосмос, как слепок большого
общества.
2. Развернутое кейс-стади характерно для современной стадии
развития социологии. Редкий объект можно рассматривать как изоли
рованное явление, не идя против истины. Все города, предприятия —
это подсистемы с относительно открытыми границами, связанные мас
сой нитей с окружающей средой. При этом трудно порою сказать, где
кончается собственно предприятие и начинается внешняя среда.
С точки зрения разделяемой мною Stake Holders Theory, фирма является узлом взаимодействия держателей разных ресурсов, которые рассматривают фирму как поле реализации своих интересов: собственники, менеджеры, рабочие, государство, потребители, поставщики, местные органы власти и местная общественность. Каждый из этих субъектов важен для нормальной работы фирмы, но каждый хочет получить вознаграждение за свой вклад. И на границе фирмы контрактами оговариваются ограничения каждого из вышеперечисленных держателей ресурсов. При таком подходе кейс-стади предприятия предполагает анализ деятельности всех держателей ресурсов и механизмов их взаимодействия по поводу данной фирмы.
70
Майкл Буровой в первой половине 1990-х гг. проводил кейс-стади на мебельной фабрике «Север». Он начал с анализа цеха, потом всего предприятия, потом его отношений с территориальным объединением, республиканскими властями, поставщиками сырья и потребителями продукции. Такую стратегию он и определил как «развернутое кейс-стади» (extended case study).
Вхождение в поле
При проведении исследовании в русле стратегии кейс-стади ключевая задача —так войти в поле, чтобы получить максимально широкий и глубокий доступ к разным участкам жизни изучаемого объекта. Если это сделать не удается и нас туда пускают только как гостей, каждый шаг которых тщательно опекается, то трудно ждать достоверных результатов.
На рубеже 1980-1990-х гг., когда я только приступал к изучению предприятий с помощью стратегии кейс-стади, проблема доступа решалась очень просто. Перестройка сбросила занавес государственной тайны с обычных предприятий, а понятие коммерческой тайны пришло туда только после приватизации. Директора предприятий, как правило, доброжелательно относились к социологам, да и не видели тайны в жизни доверенных им объектов.
На пассажирское автотранспортное предприятие мы впервые попали в конце 1980-х гг. по приглашению секретаря парткома, который решил изучить социально-психологический климат в коллективе. В начале 1990-х гг. мы туда вернулись по старой памяти для изучения процессов реструктуризации менеджмента и трудовых отношений. Двери предприятия были почти открыты, и мы свободно ходили по кабинетам, мастерским, делали интервью в кабинах автобусов и т. д. Менялись директора предприятия, но доступ для нас был открыт.
|
|
Нередко срабатывал метод спонтанного вхождения: просто приходишь в приемную директора и добиваешься встречи. Результаты зависели от произведенного впечатления. Наличие иностранного партнера увеличивало вероятность успеха. В начале XXI в. ситуация радикально изменилась. Внушительная охрана сменила пенсионерок-вахтерш во всех уважающих себя организациях. Пробиться через этот заслон без предварительного согласования с высшим руководством стало невозможно.
Ключевую роль в открытии дверей предприятий для кейс-стади играют социальные сети, объединяющие порою самым причудливым образом исследователя и людей, связанных с руководителями предприятий. В лучшем случае это прямые, в худшем — косвенные связи. Под социальными сетями здесь понимаются каналы, связывающие разные социокультурные поля и индивидуальные позиции в них; по этим каналам идет обмен самыми разнообразными ресурсами, в т.ч. информацией, организационной поддержкой, доверием и т. д.
71
В типографию нас ввела директор Л.А., с которой мы были шапочно знакомы еще по прежней жизни, когда она была еще начальником отдела в учреждении, ведавшем газетами, а мы проводили исследование читательской аудитории. Я пришел к ней в кабинет с аспиранткой из Великобритании, которая хотела на базе этого предприятия писать работу о тендерном разделении труда. Л.А. вспомнила меня, дала интервью и позволила ходить по всей типографии, смотреть, что хочется, и говорить, с кем посчитаем нужным, и даже посещать собрания акционеров. В начале 1990-х гг. наличие в группе иностранки служило дополнительным аргументом к открытости и гостеприимству.
К концу 1990-х гг. ситуация с доступом на предприятия для проведения кейс-стади резко изменилась. Они начали быстро и плотно закрываться от посторонних глаз. Максимум, что удавалось добиться, — это интервью с руководителями и рекомендованными менеджерами. Ни о какой комплексности и достоверности получаемых данных уже нельзя было говорить. И это направление социологических исследований, не успев развиться до состояния зрелости, почти сошло на нет.
|
|
Однако ИСИТО в начале XXI в. провел масштабное исследование проблем реструктуризации менеджмента и трудовых отношений на российских предприятиях в разных регионах страны. В значительной части случаев допуск был получен благодаря наличию связей с людьми, которые в свою очередь связаны с руководителями предприятий.
Иногда можно попасть на предприятие через профком — одну из наиболее открытых структур. Однако этот путь непредсказуем: никогда не знаешь заранее, каковы отношения председателя профкома с администрацией предприятия, поэтому его рекомендация может и приоткрыть дверь и наглухо ее захлопнуть.
В последние годы на предприятиях обычно требуют официальные ходатайства от руководства научного учреждения, проводящего исследование. Эффективность таких бумаг зависит от авторитета и самого учреждения, и его руководства в глазах директоров. Поэтому в одних случаях такие ходатайства, подписанные, например, ректором, открывали двери предприятий, в других не вызывали никакой реакции.