Итоговое практическое задание
По дисциплине «Социология»
Социологическое исследование
Алгоритм работы:
1. Выбор из предложенного списка или самостоятельная формулировка темы социологического исследования;
2. Подготовка 1 раздела работы (теоретическое обоснование проводимого исследования);
3. Подготовка анкеты исследования (не менее 20 вопросов);
4. Опрос не менее 30-и респондентов по подготовленной анкете;
5. Описание и анализ результатов исследования;
6. Сдача практического задания преподавателю через систему СДО.
Приблизительный объем работы: 15 стр.
План итоговой работы:
1. Теоретическое обоснование проводимого исследования.
1.1. Обоснование актуальности проводимого исследования.
1.2. Формулировка объекта и предмета исследование, его цели и основных задач.
1.3. Формулировка гипотез исследования.
2. Результаты проведенного исследования
2.1 Анкета, содержащая частотные распределения ответов респондентов (процентные соотношения количества выбравших вариант ответа к общему числу респондентов).
|
|
2.2. Описание и анализ результатов исследования.
3. Список использованных источников (печатных, электронных).
Примерными критериями оценки выполнения Практического задания к ИПЗ являются:
· правильность формулировки и обоснованность выбора темы;
· наличие в работе всех требуемых разделов по плану;
· алгоритм работы исследователя (см. пояснения к структуре работы);
· качество подготовленной анкеты
· качество аналитической части;
· наличие графического представления результатов;
· качество оформления.
Пояснения по структуре работы.
Пункт 1.1. Обоснование актуальности проводимого исследования.
В этом разделе необходимо обосновать необходимость и значимость изучения данной проблемы в современной ситуации, дать краткое описание изучаемой проблемы и сформулировать проблемную ситуацию, лежащую в основе исследования. Объем текста – не менее 1 стр.
Пункт 1.2. Формулировка объекта и предмета исследование, его цели и основных задач.
Объект, предмет, цель и задачи исследования формулируются четко, лаконично.
Объект социологического исследования, чаще всего, представляет собой социальную группу, которая будет обследоваться. Предмет – часть проблемной ситуации, аспект проблемы, который непосредственно интересует исследователя. Цель – модель конечного результата, решения проблемы. Задачи прикладного социологического исследования всегда формулируются содержательно и представляют собой расшифровку цели исследования. Цель в исследовании всегда одна, задач несколько и они содержательно раскрывают цель.
|
|
Пункт 1.3. Формулировка гипотез исследования.
Гипотеза прикладного социологического исследования – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое необходимо подтвердить или опровергнуть.
Гипотезы формулируются в соответствии с задачами исследования и представляют сбой как бы предполагаемые ответы на поставленные вопросы.
Гипотез в исследовании обычно столько же, сколько и задач, либо больше.
Пункт 2.1. Анкета, содержащая частотные распределения ответов респондентов.
Анкета исследования всегда содержит краткую вводную часть, где для респондента кратко поясняется цель исследования и правила заполнения анкеты. Основная часть анкеты должна содержать не менее 20 вопросов по теме исследования. Последние 4-5 вопросов должны касаться социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, род занятий, семейное положение, уровень дохода). Вопросы анкеты должны быть в основном закрытыми, т.е. содержать заранее подготовленные варианты ответа. Однако 3-4 вопроса могут быть открытыми, т.е. предполагающими свободное место для ответа респондента. Данная работа будет оценена выше, если анкета будет содержать 1-2 вопроса в табличной форме (см. Пример). В Пункте 1.2. итоговой контрольной работы анкета размещается с частотными распределениями ответов по каждому вопросу. То есть напротив каждого варианта ответа по каждому вопросу ставиться процент выбравших его к общему числу опрошенных (см. Пример).
Пункт 2.2. Описание и анализ результатов исследования.
В данном разделе необходимо кратко описать основные результаты исследования, а так же сделать выводы о причинах появления изучаемой проблемы, факторах влияющих на ее развитие. Данная работа будет оценена выше в том случае, если в данном разделе анализ результатов будет проиллюстрирован графиками и диаграммами (Word/Excel).
Примерные темы социологических исследований, которые можно выбрать для написания итоговой контрольной работы:
1. Влияние дополнительной занятости на успеваемость студентов ВУЗа
2. Социальные основы формирования неформальных молодежных объединений.
3. Межличностные конфликты в учебных коллективах.
4. Социально-политические ориентации российской молодежи.
5. Трудовая адаптация студентов российских ВУЗов.
6. Наркомания как социальная проблема российского общества.
7. Информатизация и ее влияние на формирование личности.
8. Миграционные процессы в современной России: проблемы и перспективы.
9. Курение среди студентов.
10. Сфера молодежного досуга в современном мегаполисе.
11. Безработица среди молодежи.
12. Ценности и жизненные стратегии современной молодежи.
13. Молодая семья в современном российском обществе.
14. Кризис семьи как социальная проблема.
15. Межэтнические конфликты: причины и тенденции.
16. Отношение современной российской молодежи к религиозным ценностям.
17. Социальные сети и их роль в формировании личности молодого человека.
18. Взаимоотношения поколений в семье.
19. Патриотизм в системе нравственных ценностей современной молодежи.
Пример итогового практического задания
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет охраны труда и окружающей среды
Итоговое практическое задание
По курсу «Социология»
Социологическое исследование на тему:
«Социальная ответственность малого бизнеса в современной России»
Выполнил: студент группы
ЭКО-Д-Б-2-1
Новиков П.А.
Проверила: д-р социол. наук, доцент
Долгорукова И.В.
Москва 2017г.
Теоретическое обоснование проводимого исследования.
1.1. Обоснование актуальности проводимого исследования.
|
|
В современных условиях центральное место в осуществлении радикальных трансформационных преобразований в России принадлежит процессам создания в обществе атмосферы цивилизованного предпринимательства. В этом аспекте особое значение приобретают проблемы становления отечественного малого предпринимательства как социального института в современной истории России.
Малое предпринимательство как форма проявления общественных отношений не только воздействует и изменяет каждого конкретного человека, его образ жизни, но и способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению наций, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Однако недостаточное внимание к вопросам формирования этого социального института со стороны государства и общественных организаций мешает малому предпринимательству в нашей стране развиваться так эффективно, как это происходит в западных странах.
Другой стороной актуальности настоящего исследования является новая фаза развития экономической и социальной жизни России. Важнейшим условием роста экономики страны становится интенсификация развития малых предприятий как внутри национальной экономики, так и во внешнеэкономической сфере. Решение социальных задач в современном российском обществе приобретает первостепенное значение. Однако еще не вполне окрепшее Российское государство не в состоянии выполнить все свои социальные функции. Институт малого предпринимательства становится новой активной силой, способной наравне с государством нести бремя социальной ответственности. Однако его участие в решении социальных проблем сегодня во многом зависит от государственной политики в сфере малого бизнеса.
1.2. Формулировка объекта и предмета исследование, его цели и основных задач.
Объект исследования - малые предприниматели как социальная группа.
Предмет исследования – готовность современного малого бизнеса быть социально ответственным, участвовать в решении конкретных социальных проблем в российском обществе.
|
|
Цель исследования -определение общей готовности малого бизнеса принять на себя социальную ответственность.
Исходя из этого предполагается решить следующие задачи:
· Определить уровень осведомленности малых предпринимателей о решении социальных проблем в российском обществе;
· Выявить наличие у малых предпринимателей стремления участвовать в решении таких проблем;
· Определить отношение малого предпринимательства к благотворительности и их стремление в ней участвовать;
· Обозначить наиболее приемлемые для малого бизнеса формы социальной ответственности;
· Выявить уровень готовности предпринимателей решать проблемы на в сфере трудовых отношений на своем предприятии;
1.3. Формулировка гипотез исследования.
На основе поставленной цели и сформулированных задач можно построить следующие гипотезы о результатах исследования:
Основная гипотеза.
Российское малое предпринимательство в целом готово осуществлять функции социальной ответственности и участвовать в решении социальных проблем как внутри предприятий, так и в сообществе в целом. Однако высокий уровень налогов и социальных отчислений не позволяет малому бизнесу в полной мере принять на себя бремя социальной ответственности.
Рабочие гипотезы:
· Современные малые предприниматели хорошо осведомлены о необходимости участия бизнеса в решении социальных проблем, знакомы с основными «болевыми точками» современного российского общества, такими как безнадзорность детей, сиротство. Низкий уровень жизни населения и другими;
· Малый бизнес заинтересован в решении социальных проблем, так как социальная стабильность является важнейшим фактором развития экономики страны, а следовательно и развития малого предпринимательства;
· Благотворительность формирует благоприятную социальную репутацию для любой компании, в том числе и малой, следовательно, она является привлекательной формой реализации социальной ответственности;
· К наиболее популярным формам социально-ответственного поведения малого бизнеса можно отнести такие формы, как содействие развитию квалифицированных рабочих кадров, благоустройство инфраструктуры территории, содействие решению экологических проблем и другие;
· Трудовая сфера малого предприятия является одним из приоритетных направлений развития социальной ответственности малых компаний, так как трудовые коллективы таких фирмы зачастую представляют собой малые группы, предполагают тесный контакт персонала и хозяина предприятия, успех компании зависит от квалификации и трудолюбия персонала.