После разгрома «Народной воли» (1881—1885) значительную роль стало играть реформистское либеральное народничество. Оно проповедовало мирный путь социальных преобразований, теорию малых дел в сферах культурно-просветительской и народно-хозяйственной. Либеральные народники считали, что в России идет только «игра в капитализм», поэтому еще есть возможность его избежать, а для этого надо поддерживать общину, артели, т. е. народное производство, покупать землю для крестьян у казны, помещиков, бороться за социальное равенство. Фактически либеральное народничество, не желая того, содействовало развитию капитализма.
Идеолога либерального народничества Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниэльсон подчеркивали решающую роль личности в истории. Они полагали, что исторический процесс во многом зависит от деятельности выдающихся личностей, героев, которые двигают историю вперед через все препятствия. Они отказались от революционной агитации среди крестьян, которая не дает никаких результатов.
|
|
Консерваторы
В конце XIX в. ведущим направлением правительственной политики становится консерватизм. Его главными идеологами были бывший наставник Александра III обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев и редактор «Московских ведомостей» М. Н. Катков. Первыми жертвами реакционного курса стали печать и школа. Многие правительственные печатные издания находились под контролем М. Н. Каткова. Он требовал введения жесткой цензуры, считал, что правительство не должно делать уступок общественному мнению. Министр просвещения И. Д. Делянов подписал позорный циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «детей лакеев, прачек, мелких лавочников» и т. п.
Победоносцев и Катков решили сплотить общество на основе идей русской самобытности, православия, самодержавия. Они пытались доказать, что особенности развития России делают невозможным переустройство страны по образцу европейских государств, как это предлагали либералы. Русское самодержавие — божественного происхождения, поэтому изменение политического строя является кощунственным, антибожественным делом.
Летом 1881 г. в Петербурге была основана тайная организация во главе с П. Шуваловым. В нее входили министры, великие князья, генералы. Она имела свою сеть шпионов, провокаторов, двойную конспирацию. Организация, получившая название Священной дружины, ставила своей целью борьбу с революционным движением, издавала в Женеве свою газету «Вольное слово», ее участники громили подпольные типографии, следили за революционерами. Однако по требованию императора Александра III Священная дружина была распущена.