Методические рекомендации студенту по подготовке курсовой работы
Тематика курсовых работ по курсу «История Урала» составлена таким образом, чтобы студенты могли реализовать свои научно-исследовательские интересы.
Тематика курсовых работ разнообразна по содержанию и изучаемым хронологическим периодам. В числе тем, предлагаемых для исследования, есть направления, которые могут быть подготовлены как научно-исследовательская основа для разработки последующей выпускной квалификационной работы. Студентам предоставлено право самостоятельного выбора темы для научного исследования.
При написании курсовых и выпускных квалификационных работ (бакалаврская работа) студенты должны опираться на знания, полученные в процессе изучения курса.
Учебно-методические материалы для СРС:
История Урала до конца XIX века: учеб. пособие / Г.П.Головчанский, П.А.Корчагин, А.Ф.Мельничук и др. Науч. ред. Г.Н.Чагин; Перм. ун-т.,Пермь,2007.-153с.
История Урала с середины XIX в. до нашего времени: Учебное пособие / Науч. ред. Н. Н. Попов. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. — 400 с.
История Урала: Методическое пособие / Составители: Т.К. Ютина, О.А. Казанцева. -Ижевск, 2001. -51 с.
История Урала. Методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине «История Урала» для студентов 2 курса очной формы обучения исторического факультета/ Составитель: Казанцева О.А.. -Ижевск: УдГУ, 2007. -36 с.
Лушникова Н.М. Программа по истории дореволюционного Урала.-Ижевск, 1981.-19с.
Казанцева О.А. Методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине «История Урала» для студентов 2 курса дневного отделения исторического факультета) / Ижевск: УдГУ. 2007. 36 с.
Тематика выпускных квалификационных работ (дипломных) работ:
Цель курсовых и дипломных работ- создание студентам условий для творческой и самостоятельной работы по тематике Уральского региона. Для написания исследования необходима консультация с преподавателем.
Древние и средневековые письменные источники о народах Урала;
Проблемы колонизации Приуралья в отечественной историографии;
Историография научных исследований Сибири;
Горнозаводские вотчины Урала: проблемы и история изучения;
Деятельность В.Н.Татищева на Урале;
Н ачальники горных заводов Урала: история и биография;
Города-заводы на Урале. Историографический обзор
Урал в Отечественной войне 1812 г.;
Научные академические экспедиции на Урале в XVIII-XIX вв.
История населённого пункта (села, города) Урала;
Первые университеты Урала: история развития университетского образования;
История моей семьи в истории Урала;
Каменная архитектура Урала (XVIII- начало XX вв.);
Деревянное зодчество Урала;
Писаницы Урала.
История открытия уральских гор.
Неразгаданные «тайны» Урала.
Золотые прииски на Урале.
Культура старообрядцев на Урале.
Профессиональный театр на Ирбитской зимней ярмарке.
Дела и нравы купечества.
«От платинового рудника до батальона смерти» (портрет уральской женщины).
Вклад зарубежных ученых в исследование Урала.
Календарь знаменательных дат на Урале (события в области экономики, науки, культуры и т.д. в течение одного столетия).
Свободная тема на выбор студента.
График контроля СРС
Недели семестра | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
формы контроля | кр | рк | кур |
Условные обозначения: кр – контрольная работа , рк – рубежный контроль, кур – курсовая работа.
Образовательные технологии
При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу лекций, семинарских занятий, метода опроса, контрольной работы.
Использование традиционных технологий обеспечивает получение студентами новых знаний по дисциплине «История Урала» (трансляция знаний от преподавателя – студенту), контроль знаний студентов в традиционной форме.
В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: интерактивное бескомпьютерное обучение, а также обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета (интерактивные технические средства обучения).
При проведении коллоквиума используются: интерактивное бескомпьютерное обучение, а также обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета (интерактивные технические средства обучения).
Данные технологии обеспечивают активное участие студента как субъекта взаимодействия в процессе обучения, с учетом развития его индивидуальной траектории маршрута в образовательном процессе обучения.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме 2-х рубежных контролей.
Оценочные средства по дисциплине - экзамен.
Экзаменационные вопросы по курсу «История Урала»
(очная и заочная форма обучения).
1. Урал в древности и средневековье.
2. Понятие "колонизация" Урала, формы, характер, основные этапы.
3. Особенности колонизации Урала в XI – первой половине XVI вв.).
4. Вхождение территории Западной Сибири (Зауралья) в состав русского государства.
5. Социально- экономическое развитие Урала в XVI в.
6. Культура и быт населения Урала в XI-XVI вв
7. Колонизация Урала в XVII в.
8.Управление Уралом в XVI -XVII вв.
9. Особенности социально-экономического развития Урала в XVII в.
10. Народные движения на Урале в XVII в.: характер борьбы, формы выступлений, итоги.
11. История формирования русских городов на Урале.
12.Административно-территориальное и отраслевое производственное управление Уралом в XVIII в.
13. Строительство заводов на Урале в первой половине XVIII в.
14. Деятельность В.Н. Татищева на Урале.
15. Горнозаводская промышленность Урала во второй пол. XVIII в.
16. Развитие негорнозаводской промышленности, сельского хозяйства, ремесла, торговли и транспорта на Урале в XVIII в.
17. Характер и формы социального протеста уральского населения в XVIII в.
18. Особенности крестьянской войны 1773-1775 гг. на Урале под предводительством Е.И. Пугачева.
19. Культура и быт населения Урала в XVII-XVIII вв.
20.Социально- экономическое развитие Урала в первой половине XIX в.
21. Институт приписных крестьян на Урале: история возникновения, исторические
судьбы.
22. Социальный протест населения Урала в первой половине XIX в.
23. Распространение освободительных идей на Урале в первой половине XIX в. Революционная ситуация на Урале конца 50-х гг. XIX в.
24. Декабристы и Сибирь.
25. Культура и наука на Урале в первой половине XIX в.
26. Проведение реформы 1861 года в отношении разных категорий уральского крестьянства, горнозаводского населения.
27. Буржуазные реформы 60-70 гг. XIX в. на Урале.
28. Промышленность и сельское хозяйство Урала в пореформенные десятилетия.
29. Города, торговля, транспорт на Урале в пореформенные десятилетия.
30. Революционное и либеральное народничество на Урале в 70-80-е гг. XIX в.Политическая ссылка во 2-й пол. XIX - нач. XX в.
31. Культура и наука на Урале во второй половине XIX в.
32. Социально- экономическое развитие Урала в период 1900-1914 гг.
33. Первая российская революция 1905-1907 гг. на Урале.
34. Столыпинская аграрная реформа на Урале. Цели, задачи, основные направления, итоги.
35. Урал в годы Первой мировой войны.
36. Революционная ситуация на Урале в конце 1916 - нач. 1917 гг. и особенности Февральской революции на Урале.
37. Великая Октябрьская социалистическая революция на Урале.
38.Гражданская война на Урале
39. Урал в 20-30- е гг. XX в.
40. Культура Урала в 20-30-е гг. XX в.
41.Урал в годы Великой Отечественной войны.
42.Социально-экономическое развитие Урала во 2-ой половине XX вв.
43. Культура,образование и наука на Урале во второй половине XX в.
44. Административно-территориальное управление Уралом в XX- начале XXI вв.
45. Традиционная культура русского крестьянства и городская культура Урала.
46. Культура коренных народов Урала (XVII-XIX вв.).
Для определения уровня сформированности компетенций предлагаются следующие критерии оценки (экзаменационный ответ, контрольная работа). Основными технологиями оценки уровня сформированности компетенций являются портфолио студента. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов:
Общее количество баллов - 100
Количество рубежных контролей: два рубежных контроля.
Текущая работа студента оценивается в 60 баллов. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины предполагает 60 баллов, 40 баллов – экзамен.
Данные контрольно-оценочные технологии обеспечивают активизацию работы студента по дисциплине «История Урала», развитие самостоятельной работы студента и выработку студентом индивидуальной образовательной программы обучения.