Российские ассоциации психологов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

Институт психологии и образования

кафедра психологии, педагогики и специального образования

Направление подготовки
44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки
Специальная психология и педагогика

 

Контрольная работа по дисциплине: «Введение в профессию и профессиональная этика»

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

                                                        группы: ППО-03-1

                ФИО:

Салыкина Анастасия Константиновна

                                                              Проверила:

стар.преп.каф.псих,пед.испец.обр.

Бычкова Елена Семеновна

 

Форма обучения

заочная



Липецк, 2018

 

 

Содержание

 

Вопрос 1. Основные этапы становления профессии «Психо­лог» в нашей стране............. 3­­

Вопрос 12. Основные нормативные документы,

               касающиеся психологической службы в образовании.................................. 5

Список литературы......................................................................................... 10


Вопрос 8
Примеры этических проблем,
с которыми чаще всего сталкивается психолог

 

1. Проблема (она же — «соблазн») власти над сознанием клиента, когда психолог входит в доверие к клиенту и буквально «вьет из него веревки», принимая за него важнейшие жизненные решения, а то и «круто меняя жизнь клиента» своими советами и рекомендация. К сожалению, немалая часть клиентов именно так и представляет себе «помощь» со стороны психолога, перекладывая на них всю ответственность за свои действия. И многие эту ответственность берут за клиента, что оборачивается печально для самого специалиста

2. «Соблазн» следования «методическим модам», когда психолог, приобретая и осваивая очередную новомодную методику, как бы самоутверждается среди своих коллег (или среди впечатлительных клиентов), как бы заявляя, что «я на высоте», «я использую самые–самые лучшие методы работы»… Хотя известно, что и новомодные методы не всегда оказываются действительно лучшими. С одной стороны, понять такого психолога можно, поскольку он реально стремится улучшить свою профессиональную деятельность, а иногда и повышает этим свою профессиональную квалификацию. Но, с другой стороны, в погоне за очередной новомодной методикой или технологией психолог часто затрачивает слишком много сил, времени и денег (известно, как много ловких «продавцов» новых и не до конца апробированных методик делают себе на этом целые состояния). А главное, в погоне за методическими «новинками» психолог не осваивает по–настоящему одну методику, как на «рынке методик» появляется следующая мода и т. д., и все это в итоге нередко приводит к поверхностности в работе. Как актуальна сейчас проблема различных тренингов и курсов, которые ведут далеко не профессионалы.

3. Проблема платности психологических услуг, проблема «денег–подарков». Поскольку эта проблема является в условиях коммерциализации образования и психологии крайне важной в этическом плане, мы рассмотрим ее подробнее несколько позже.

4. Проблема близких отношений психолога с клиентом. Проще всего сделать вид, что эта проблема надуманная и надо просто не допускать никаких отношений за пределами профессиональной деятельности. Так как это влияет как на сам терапевтический процесс между клиентом и психологом. А установление границ – это начало терапевтического процесса.

5. «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье («синдром эмоционального сгорания»).

6. Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента, к сожалению, также встречается достаточно часто и к тому же недостаточно освещена в психологической литературе.

Примечательно, что даже такой известнейший психотерапевт, как К. Роджерс, один из основателей гуманистического направления в психотерапии, также обозначает проблему «скучного клиента». Но может ли (и способен ли) себе позволить быть «личностью» и быть «искренним» каждый практический психолог, общающийся со «скучным и не интересным клиентом»?

7. Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему. Это как бы «оправдывает» недопустимую тенденцию психолога откровенно манипулировать сознанием клиента, превращая его в «пассивный объект» своих воздействий, и вместо него решать его жизненные психологические проблемы. Мне близко здесь понятие «инвалидизация клиента».

8. Работа без должной теоретической и методической подготовки, когда психолог берется за решение сложных проблем, а сам не имеет для этого ни опыта, ни квалификации

9. Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи, когда сложно оценить, действительно ли хорошо поработал психолог. Обыкновенная ссылка на то, что «клиент остался доволен», часто бывает неубедительна, поскольку клиент не всегда понимает суть оказываемой помощи (он ведь не специалист)

10. Проблема «сапожника без сапог» заключается в том, что у многих психологов имеется немало и собственных психологических проблем. И здесь показана личная терапия.


Вопрос 9
Основные требования к проведению
диагностического исследования

 

В этическом кодексе педагога-психолога четко оговорены следующие принципиальные положения о проведении диагностического исследования:

§ нельзя рассматривать ребенка как объект бесцеремонного исследования;

§ пугать его внезапными проверками («тест» в переводе значит «испытание»);

§ тестировать без согласия родителей;

§ знакомить с результатами диагностики (составляющими конфиденциальную информацию) людей, не имеющих непосредственного отношения к обучению и воспитанию данного ребенка.

При проведении группового обследования:

1. Если Вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10 – 12 человек.

2. Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследования детей анкетные листы.

3. Предложите детям сесть за парты по одному, обратите особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.

4. Приготовьте каждому ребенку набор инструментов.

5. Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «oт себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований.

6. Если задание нужно зачитывать, то читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста.

7. Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».

8. Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущего.

9. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания предупредите об этом словами: «Слушайте следующее задание».

10. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 20-25 минут.

11. Поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, чаще говорите слова «очень хорошо», «вы молодцы», «я вижу, у вас все замечательно получается».

При проведении индивидуального обследования
постарайтесь выполнить следующие условия:

1. Заранее познакомьтесь с медицинской картой и с результатами группового обследования данного ребенка. При наличии в выполнении заданий ошибок, неточностей обратитесь к этим заданиям еще раз при индивидуальном обследовании, чтобы выяснить причины происхождения ошибок и степень обучаемости ребенка.

2. Индивидуальное обследование проводите с каждым ребенком таким образом, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.

3. Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий сразу же заносите в карту.

4. На своем столе заранее в определенном порядке расположите необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.).

5. Пригласите ребенка к выполнению задания, назвав его по имени, предложите удобно расположиться. До начала беседы постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность, перевозбужденность и т.д.).

6. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 - 20 минут.


Вопрос 10
Основные требования к проведению
психологического консультирования

 

1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.

3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.

4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.

6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.

7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.

8. В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.

9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

10. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.

12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».

13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.

14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

16. Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.


Вопрос 11
Основные организации и сообщества
практических психологов в России и за рубежом

 














Российские ассоциации психологов

РПО - Российское психологическое общество (psyrus.ru)

АДПП - Ассоциация детских психиатров и психологов (acpp.ru)

АПП ГИПНАРТ - Ассоциация практических психологов (gipnart.ru)

§ В Ассоциацию входят профессиональные психологи и психотерапевты, в статусе действительных членов Ассоциации.

§ Наблюдательное членство предусмотрено для студентов, изучающих психологию.

§ Ассоциированное членство - для интересующихся психологией, но выбравших другой вид деятельности.

§ Сайт ассоциации функционирует как социальная сеть психологов, где есть возможность:расширить круг профессионального общения, добавить новых друзей, делиться своими фото и видео, создавать свои группы по интересам

ОППЛ -Общероссийская Профессиональная психотерапевтическая Лига (oppl.ru) Крупнейшая общественная организация, объединяющая специалистов в области психотерапии и консультирования в масштабах всей страны и ближайшего зарубежья. Тем самым Лига даёт принадлежность к самому большому и влиятельному профессиональному сообществу.

ФПОР - Федерация психологов образования России (rospsy.ru)
Основными целями ФПО России являются развитие практической психологии образования и психологической службы как системообразующего фактора модернизации российского образования, содействие формированию единого информационного пространства психологов образования России. Учреждена 18 декабря 2003 года.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: