Ход урока.
«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто
Осмысленное, из несчастья делает счастье» Л.Н. Толстой
I. Стадия вызова.
1. Какие ассоциации вызывает у вас слово любовь?
Какой она может быть?
Всегда ли любовь приносит человеку радость и счастье?
Прием «корзина идей»
(Каждый ученик в течение 2 минут записывает в тетради всё, что думает по этой теме, обменивается информацией в парах и представляет общее суждение.)
Систематизируем наши суждения, составив кластер.
Многие поэты, писатели пытались найти ответ на этот непростой вопрос,
в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве.Любовь- это радость, высшее наслаждение, счастье, а для кого-то это испытание, разочарование
2. Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ.
Каждой группе учащихся раздаются ключевые слова:встреча, привязанность, любовь, надежда,сомнение, разочарование, расставание, несчастье.
3. Слушаем рассказы групп. В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: мысль об упущенном счастье.
II. Стадия осмысления.
- «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» - вспомните, кому принадлежат эти слова? (А.П.Чехову)
- Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим об Антоне Павловиче Чехове, об этом удивительном человек, мастере слова, замечательном знатоке человеческой души.
«Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно», - написал о нем М.Горький. В этом, я думаю, вы уже убедились, прочитав его многочисленные рассказы. Какие из прочитанных произведений вам особенно запомнились? («Каштанка», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Ванька», «Спать хочется»)
- А что объединяет эти рассказы, о чем они? (Эти рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям.)
Сегодня в центре нашего внимания один из рассказов этой трилогии - рассказ «О любви». «Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность», - сказал о Чехове И.А.Бунин. Так ли это? Попробуем убедиться в этом, поговорив о рассказе. Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа.
Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока. «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье».
Словарная работа.
В тексте встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. Эту работу подготовил в качестве домашнего задания (имя ученика).
Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату.
цитата | комментарии |
Чтение с остановками.
остановка. Аналитическая беседа.
- Что нового узнали? Кто герой рассказа?Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу».«Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)
- Что можно сказать о начале произведения?
(Стремительное быстрое начало - особенность стиля А. П. Чехова)