Тема 2. Управление государственной собственностью в России

Тема 1. Понятие собственности и формы собственности в Российской Федерации

1.1. Понятие собственности

1.2. Право собственности

1.3. Формы собственности

Тема 2. Управление государственной собственностью в России

 

2.1. Государственная собственность как объект управления

2.2. Цели и задачи управления государственной собственностью

2.3. Функции управления государственной собственностью

 

Тема 3. Управление муниципальной собственностью в России

 

3.1. Понятие муниципальной собственности

3.2. Состав муниципальной собственности

3.3. Управление муниципальной собственностью в муниципальных образованиях Тульской области

 

 

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ

 

Тема 1. Понятие собственности и формы собственности в Российской Федерации

Понятие собственности

Собственность – это отношения между людьми по поводу присвоения тех или иных благ (продуктов природы, опосредованных или не опосредованных трудом). Поскольку способы присвоения меняются от эпохи к эпохе, можно дать более точное определение: собственность – это отношения между людьми по поводу конкретно-исторического способа присвоения материальных и духовых благ.

В экономической теории определены некоторые общие признаки, присущие собственности в любом обществе:

  • Собственность – это общеэкономическое явление, существующее на всех исторических ступенях общественного развития.
  • Собственность – это социальное отношение. Она не только порождена обществом, но и может реально существовать лишь внутри общества.
  • Собственность является основным отношением, поскольку именно собственность связывает в единое целое производственные отношения, превращая их из «совокупности» в «систему».
  • В качестве субъектов собственности (собственников) могут выступать индивид (человек, гражданин), группа (семья, коллектив), общество (народ) при практически неограниченном числе объектов собственности (средств производства и предметов потребления).

Несмотря на различия в экономическом и юридическом подходах к анализу отношений собственности, можно выделить некоторые общие критерии классификации собственности. Главными критериями являются:

  • степень реального обобществления собственниками принадлежащего им имущества;
  • характер присвоения и взаимоотношений между собственниками имущества и несобственниками;
  • возможность или невозможность свободно разделять имущество между отдельными субъектами по их усмотрению.

Право собственности

Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится к трем правомочиям: владения, пользования и распоряжения имуществом. Право владения – предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении. Право пользования – основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойство и/или получения от него плодов и доходов. Право распоряжения имуществом – предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Эти правомочия тесно взаимосвязаны и лишь только в комплексе составляют юридическое содержание права собственности.

В соответствии с ч.2 ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Собственность является отношением определенных лиц к имуществу и иным принадлежащим им материальным благам. Содержанием отношений собственности является принадлежность имущества определенным лицам, которые имеют право использовать принадлежащее им имущество по своему усмотрению. Право закрепляет принадлежность имущества определенным лицам и упорядочивает его использование, т. е. регулирует отношения между людьми по поводу имущества. Право собственности представляет собой совокупность установленных государством правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих имущество конкретных лиц.

Право собственности в субъективном смысле определяет меру возможного поведения управомоченного лица – собственника. Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Круг правомочий собственника определен в ст. 209 ГК РФ. В соответствии с законом собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Каждое из указанных правомочий может принадлежать не только собственнику имущества, но и другим лицам.

Правомочие распоряжения отличает собственника от иных владельцев имущества, поскольку, как уже отмечалось, правомочия владения и пользования имуществом могут принадлежать не только его собственнику.

Право собственности не только предоставляет собственнику абсолютные права, но и налагает на него определенные обязанности. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственник имущества обязан уплачивать налоги с принадлежащего ему имущества в размере и порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Собственник имущества по общему правилу, изложенному в соответствии со ст. 211 ГК РФ, несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Случайность означает, что ответственность за гибель и повреждение имущества нельзя возложить на третье лицо, виновное в гибели или повреждении имущества.

Формы собственности

В результате исторического развития постепенно сложилось многообразие форм собственности – прежде всего, личной, семейной, государственной. Одновременно существовали и формы собственности, связанные с рабством, крепостничеством, объектами в которых выступали люди. При капитализме средства производства становятся собственностью владельца капитала, динамично развивается частная собственность. В дальнейшем развитии частная собственность эволюционирует, возникает акционерная форма собственности, усиливается значение государственной собственности.

Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

Собственниками имущества могут быть физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

С учетом изложенного в Общероссийском классификаторе форм собственности (ОКФС) формы собственности классифицируются в зависимости от типа собственника. Например, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, является федеральной собственностью; имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью и т.п.

Ведение ОКФС осуществляет ГМЦ Госкомстата России во взаимодействии с ВНИИКИ Госстандарта России.

Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Федеральными законами.

 

Таблица 1.1 – Формы собственности в Российской Федерации в соответствии с ОКФС

Код Наименование Алгоритм сбора
10 РОССИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 11+14+15+ +16+17+18+ +19
11 Государственная собственность 12 + 13
12 Федеральная собственность  
13 Собственность субъектов Российской Федерации  
14 Муниципальная собственность  
16 Частная собственность  
18 Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей  
19 Собственность потребительской кооперации  
15 Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 50+51+52+ +53+54
50 Собственность благотворительных организаций  
51 Собственность политических общественных объединений  
52 Собственность профессиональных союзов  
53 Собственность общественных объединений  
54 Собственность религиозных объединений  
17 Смешанная российская собственность (в ред. Изменения № 1/99, утв. Госстандартом РФ) 40+49
20 ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 21+22+23+ +24+27
21 Собственность международных организаций  
22 Собственность иностранных государств  
23 Собственность иностранных юридических лиц  
24 Собственность иностранных граждан и лиц без гражданства  
27 Смешанная иностранная собственность  

 

30 СОВМЕСТНАЯ РОССИЙСКАЯ И ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 31+32+33+ +34+35
31 Совместная федеральная и иностранная собственность  
32 Совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность  
33 Совместная муниципальная и иностранная собственность  
34 Совместная частная и иностранная собственность  
35 Совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность  
40 СМЕШАННАЯ РОССИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ С ДОЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ (введено Изменением № 1/99, утв. Госстандартом РФ) 41+42+43
41 Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности (введено Изменением № 1/99, утв. Госстандартом РФ)  
42 Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации (введено Изменением № 1/99, утв. Госстандартом РФ)  
43 Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации (введено Изменением № 1/99, утв. Госстандартом РФ)  
49 Иная смешанная российская собственность (введено Изменением № 1/99, утв. Госстандартом РФ)  

 

Государственная собственность является неотъемлемым элементом экономических систем промышленно развитых стран и кардинально отличается целью, функциями и ролью от всех других форм. С теоретической точки зрения «государственная собственность» является условным и собирательным понятием. Так, в ее состав принято включать федеральную, региональную и муниципальную собственность. При этом считается, что субъектом собственности выступает государство, хотя не совсем ясно, какой смысл должен вкладываться в это понятие.

В целом зарубежный опыт свидетельствует о том, что государственная собственность необходима и может быть эффективной. Ее наличие в экономике способствует проведению экономической политики государства, оптимизации структуры экономики и т.д. В условиях рыночной экономики государство заботится не о расширении собственного сектора, а о развитии всех производительных сил общества, стабильном экономическом росте, обеспечении максимальной эффективности хозяйствования и повышении жизненного уровня населения. Вместе с тем, нужно учесть, что государственная собственность далеко не всегда оказывается эффективнее, чем другие формы, т.е. ее роль не следует переоценивать.

В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов. Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна – под прямым управлением государства, вторая – на полном коммерческом расчете.

 

Таблица 1.2 - Распределение предприятий и организаций по формам собственности

  2000 2005 2010 2012 2013 2014 2015 2016
 

Число предприятий и организаций, тыс.

Всего 3346,5 4767,3 4823,3 4886,4 4843,4 4886,0 5043,6 4764,5
в том числе по формам собственности:                
государственная 150,8 160,4 119,4 112,6 116,1 113,7 110,7 108,0
муниципальная 216,6 252,1 246,4 230,9 225,3 218,9 212,0 203,0
частная 2509,6 3837,6 4103,6 4195,0 4159,5 4212,2 4377,8 4122,2
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 223,0 252,5 157,0 147,3 144,9 144,4 145,4 143,8
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную 246,5 264,7 196,8 200,6 197,6 196,7 197,7 187,4

 

  2000 2005 2010 2012 2013 2014 2015 2016
 

В процентах к итогу

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе по формам собственности:                
государственная 4,5 3,4 2,5 2,3 2,4 2,3 2,2 2,3
муниципальная 6,5 5,3 5,1 4,7 4,7 4,5 4,2 4,3
частная 75,0 80,5 85,1 85,9 85,9 86,2 86,8 86,5
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 6,7 5,3 3,3 3,0 3,0 3,0 2,9 3,0
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную 7,4 5,6 4,1 4,1 4,1 4,0 3,9 3,9

 

В таблице 1.2 представлено количество предприятий и организаций, распределенных по формам собственности в Российской Федерации.

К настоящему времени в России основная доля предприятий относится к частной форме собственности. К 2003 году в России практически закончилась приватизация: 76,9 % предприятий стали частными, в 2004 году — 78 %, к 2008 году — уже 82,5 %, а к 2016 году – более 86%.

При этом число муниципальных предприятий и организаций все же в два раза превышает число государственных, но в процентном отношении продолжает постепенно падать.

 

Тема 2. Управление государственной собственностью в России

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: