Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: Кто и как считает и измеряет время.
Скаредина Марина Викторовна
Воспитатель
МКДОУ «Детский сад «Рябинка»
Цель: Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
Вид деятельности – познавательно- речевая
Формы проведения - групповая
Образовательные области – «Познавательное развитие», «Социальное коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цели и задачи:
«Познавательное развитие» - Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. – Систематизировать и расширять представления детей о том, кто как считает и измеряет время. Побуждать детей активно участвовать в беседе. -Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
|
|
«Физическое развитие» -Воспитывать любовь и интерес к физической культуре; создать условия для познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач. - Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей; формировать представление ЗОЖ.
«Социально – коммуникативное развитие» - Формировать умение выполнять игровые действия. - Содействовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками. - Формировать умение эмоционально и положительно реагировать на просьбы и требования взрослого на необходимость реагировать своё поведение.
|
|
«Художественно – эстетическое развитие» - Прививать любовь к художественной литературе. – Становление эстетического отношения к окружающему миру.
«Речевое развитие» - Владение речью как средством общения и культуры. – Использование художественных произведений для обогащение активного словаря. - Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Материал: Игрушка Чебурашка; плетень, петушок. Макет солнечных часов, водяных, будильник, ширма. Магнитофон.
Предварительная работа: «Размещение на «полочке умных книг» литературы по ознакомлению детей с понятием время
|
|
Словарная работа: будильник, настенные (часы), песочные(часы), карманные(часы),
Ход:
Воспитатель (В ): – Тихо-тихо, не шумите, только ушки навострите. Что вы слышите сейчас?
Кто день не спит?
И ночь не спит?
А все стучит, стучит, стучит?
И стук у них все в такт, да в такт,
Тик-так, тик-так?
(Звенит будильник)
– Ребята, что это может звенеть? А у кого дома есть будильник? А зачем он нужен?
В. – Мне кажется, что здесь кто-то прячется. Кто это?
Чебурашка (Чеб) – Ой, ой, ой! Расшумелись, спать не дают.
В. – А зачем ты, тут прячешься?
Чеб. – Я пришел к вам отдохнуть, а то крокодил Гена заставляет меня все делать по часам. То надо вовремя проснуться, то поесть, то заниматься.
А у вас, наверное, делай, что хочешь и когда хочешь?
В. – Ребята, а вы согласны с Чебурашкой?
А какой предмет нам помогает делать все вовремя?
Без часов, как без рук. Часы – это прибор для измерения времени.
А часы, которые разбудили, называются – будильник.
Чеб. – Эх, хорошо бы было, если б исчезли все будильники. Раз и нет.
В. – Дети, а что будет, если исчезнут все будильники? Начнётся беспорядок. А, кроме того, есть другие часы. Они не звонят, но тоже показывают время. Посмотрите, а где у нас в группе часы? Они висят на стене, поэтому называются – настенные часы. А вот у меня на руке наручные часы. А часы, которые носят в кармане, называются карманные. А ещё есть часы для игр, они какие? Игрушечные.
Чеб. – Да, но ведь наверно было время, когда не было часов?
В. Ребята, а как вы думаете, всегда ли были часы? А как же измеряли время, когда не было часов? Чтобы это узнать, нужно заглянуть в прошлое, лет на 500 назад. У меня есть волшебные часы, если их стрелки перевести назад, то можно попасть в прошлое и узнать, как люди измеряли время.
– Приготовьтесь, не шалите и тихонечко сидите. Начинаю колдовать.
Раз- два- три- четыре- пять!
Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы? Кто будил людей по утрам?
Да вот же, часы на заборе сидят. Кто из вас помнит стихотворение о петушке? (Петушок-золотой гребешок).
|
|
– Как будет петушок людей? Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь люди добрые, на работу пора.
А можно ли точное время определить по петушку?
А что случится, если ночью упадет петушок с жердочки и закричит во все горло?
– А если лиса унесет петушка, кто разбудит людей? И решили люди другие часы придумать. Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: «В них время течет».
Смотри, Чебурашка, как они устроены. Показ макета сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило. Часы такие работали от воды, а значит, назывались как? Водяные.
Чеб. – Ура! Мне нравятся такие часы, заводить их не надо, бежит и бежит водичка.
В. – А всегда ли в таких часах будет водичка бежать? Как только вода вся выбежит, надо снова налить, т.е. завести водяные часы.
Чеб. – Заводите их поскорей, я гулять с ними пойду.
В. – Зимой на улице твои часы остановятся. А как вы думаете, почему?
Чеб. – То нельзя, это нельзя. Скучно с вами!
В. – А хочешь, чтобы не скучать, мы научим тебя играть.
Физкультминутка:
Часы нам время измеряют. (Дети стоят)
Стоят на месте, но шагают. (Шагают на месте)
Шагают часики все в такт.
Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)
И стрелки вертятся вперед. (Круговые движения руками)
За часом час, за годом год.
Чеб. – А как еще узнать время без часов?
В. - По солнцу. Такие часы работали от солнца, а значит, назывались как? Солнечные. А придумали такие часы в Древнем Риме. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время, идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы назывались? Солнечные. А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам? Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался? А можно ли время остановить? Можно остановить часы, но время было и будет всегда. За утром наступит день, вечер, ночь и снова утро. За зимой придет весна, лето, осень и снова зима. Вы были маленькие, стали большие. Время идет вперед. (Звучит музыка «Бьют часы на старой башне») Пора заканчивать наше путешествие во времени. Если хотите, то завтра мы снова с вами побеседуем о времени и о часах и обязательно еще расскажем Чебурашке.
А сейчас пришло время заняться другими делами.