Влияние занятий физическими упражнениями на функциональное состояние детей старшего дошкольного возраста

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА I.. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………..………… 5

1.1. Определение понятия функциональное состояние................................. 5

1.2. Особенности психофизического развития старшего дошкольного возраста 8

1.3. Общая характеристика физических нагрузок различной направленности 13

ГЛАВА П. Основные показатели, которые характеризуют аспекты функционального состояния детей старшего дошкольного возраста................................................................................................... 18

2.1................................................................................................................... 18

2.2................................................................................................................... 18

2.3................................................................................................................... 23

ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

3.1. Изменение показателей физической подготовленности детей 6-7 лет занимающихся в группах начальной подготовки по художественной гимнастике................ 24

3.2. Изменение показателей физической работоспособности детей 6-7 лет занимающихся в группах начальной подготовки по художественной гимнастике................ 30

ГЛАВА ІV. ВЛИЯНИЕ РАЗРАБОТАННЫХ КОМПЛЕКСОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФС ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Выводы...................................................................................................... 38

Практические рекомендации....................................................... 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 40

Приложение 1.......................................................................................... 45

Приложение 2.......................................................................................... 48

 

В последнее время отчетливо просматривается тенденция к ухудшению здоровья, физической подготовленности и развитию детей дошкольного и школьного возраста. Использование средств физической культуры для повышения физического потенциала организма детей и укрепление здоровья в целом является одной из актуальнейших научно-практических задач [17]. Особое значение приобретает данная проблема применительно к детям дошкольного возраста, когда закладываются основы нормального психофизического развития и сохраняется высокая степень чувствительности организма к различным факторам риска [66, 65.].

На сегодняшний день установлено, что занятия физическими упражнениями, направленными на развитие функциональных возможностей и повышение физической подготовленности, можно рассматривать как важный фактор укрепления здоровья, повышения умственной работоспособности, снижения избыточной психофизиологической реактивности и уменьшения цены напряженной интеллектуальной деятельности детей и подростков. Необходимо подчеркнуть, что изучение влияния систематических физических нагрузок на функциональное состояние детей дошкольного возраста в доступной нам научно-методической литературе практически отсутствуют.

Известно, что двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным компонентом физического развития [9]. Однако занятия физическими упражнениями могут принести пользу только при научно обоснованном, методически правильном их применении.

   Актуальность темы: Существующие на сегодняшний день подходы к оценке, сохранению и коррекции состояния здоровья дошкольников не учитывают психофизиологическую цену адаптации организма детей к особенностям обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования. Особую актуальность в связи с этим приобретает проблема профилактики неблагоприятных изменений ФС, обусловленных действием комплекса факторов риска связанных с пребыванием ребенка в условиях открытой педагогической системы семья – детский сад.

Среди перспективных направлений решения данной проблемы особое значение придается рациональному использованию различных средств физического воспитания. При этом подчеркивается, что использование оптимальной физической активности является наиболее целесообразным в ранние годы жизни как для укрепления здоровья непосредственно в детском возрасте, так и на последующих этапах онтогенеза. Исследование долгосрочных эффектов влияние физических упражнений на организм детей дошкольного возраста показало, что в процессе физической подготовки старших дошкольников применение индивидуально-оптимальных (изоморфных) по величине и комплексных по соотношению упражнений различной метаболической направленности (гетерогенных) программ физических упражнений, обеспечило существенное улучшение показателей характеризующих различные аспекты их ФС в процессе выполнения значимой для ребенка умственной работы. В этой связи разработка подходов, позволяющих управлять физической подготовкой детей дошкольного возраста в процессе реализации базового и вариативного компонентов физического воспитания способных повысить их физический потенциал представляется достаточно актуальной научно-практической задачей.

    Цель: выявить влияние занятий физическими упражнениями на показатели функционального состояния детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить данные научно-методической литературы по особенностям организации процесса физического воспитания в учреждении дошкольного образования, а также о влиянии физических упражнений различного характера на показатели функционального состояния детей шестого года жизни.

2. Разработать содержание занятий физическими упражнениями для детей старшего дошкольного возраста с использованием комплексов физических упражнений различной направленности.

3. Изучить изменения показателей, характеризующие различные аспекты функционального состояния детей старшего дошкольного возраста под влиянием экспериментального двигательного режима.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: изменение показателей характеризующих различные аспекты ФС детей 5-6 лет под влиянием комплексов физических упражнений различной направленности.

    Методы исследования:

1. Педагогические наблюдения.

2. Педагогические контрольные испытания.

3. Физиолого-гигиенические методы.

4. Психодиагностика.

5. Методы математической статистики.

Гипотеза исследования -предполагается, что повышение уровня физической подготовленности и работоспособности детей дошкольного возраста в процессе направленной физической подготовки позволит достичь оптимального уровня ФС с наименьшими затратами времени и средств.

     Научная новизна и практическая значимость эксперимента заключается в обосновании эффективности применения комплексов физических упражнений различной преимущественной направленности в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий УДО с целью регуляции функционального состояния (ФС) организма детей дошкольного возраста.

Предложена оригинальная система диагностики ФС организма детей в условиях учреждения дошкольного образования. Апробировано содержание физкультурных занятий с использованием комплексов упражнений различного характера обеспечивающее регуляцию ФС организма детей в долгосрочном аспекте. Нововведение ориентировано на формирование здоровьесберегающей составляющей образовательно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста, поскольку позволяет немедикаментозными средствами обеспечить профилактику и коррекцию неблагоприятных изменений ФС.

Предлагаемый экспериментальный проект опирается на результаты и практические материалы научно-исследовательской работы по теме «Оптимизация функционального состояния детей 6-8 лет средствами физической культуры» (№ госрегистрации 19993756; 1999-2001 г.г.), выполненной по заданию Министерства образования Республики Беларусь. (руководитель проекта Криволапчук И.А.). Наряду с этим, рассматриваемый проект базируется на экспериментальных данных и практических разработках, выполнявшихся в соответствии со сводными планом НИР факультета физической культуры Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», и научным направлением кафедры спортивных дисциплин, связанным с оптимизацией функционального состояния детей и подростков средствами физической культуры 1997-2013 гг. (руководители проекта Криволапчук И.А, Кесель С.А.).

В основу экспериментального проекта положены следующие апробированные результаты проведенной научно-исследовательской работы:

1. Теоретические и организационно-методические подходы к нормированию физических нагрузок оздоровительной направленности с учетом уровня физической работоспособности и подготовленности детей, обеспечивающих адекватный индивидуальным особенностям ребенка подбор величин педагогических воздействий (основанная на анализе зависимости доза-эффект).

2. Теоретические и организационно-методические подходы к построению процесса оздоровительной тренировки направленной на оптимизацию ФС детей 5-6 лет при напряженной информационной нагрузке

3. Методика разработки комплексов и программ физических упражнений для детей старшего дошкольного возраста развивающего характера идентичных по интенсивности, но отличающихся различным сочетанием упражнений аэробной, анаэробной и смешанной направленности.

4. Комплексы и программы педагогических воздействий различной преимущественной направленности для детей с высоким, средним и низким уровнем физического состояния, основанные на использовании оздоровительных видов физических упражнений, ритмической гимнастики, подвижных и элементах спортивных игр и т.д.

 Диссертация будет состоять из ведения общей характеристики работы включающей в себя: актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования, основные положения, выносимые на защиту, апробацию результатов диссертации, опубликование результатов, структуру и объем магистерской диссертации.

Первая глава исследования будет посвящена анализу научно-методической литературы по проблеме исследования.

Вторая глава - методологии, организации исследования, описанию методов исследования, а также организации и проведения педагогического эксперимента.

В третьей главе будут представлены результаты изменения используемых показателей отражающих физиологические, психологические и поведенческие аспекты ФС детей 5-6 лет под влиянием экспериментальных комплексов физических упражнений.

Основные результаты проделанной работы будут отражены в выводах и практических рекомендациях. В структуру работы будут входить список используемой литературы и приложения.

 

 

ГЛАВА I.  АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: