Семейные ценности и матримониальное поведение : сущность понятий, составляющие элементы и их характеристика

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Изучение семейных ценностей и матримониальных установок у детей-сирот и выпускников интернатных учреждений»

 

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

_____________И. А. Козырева

«___» _______________2017 г.

 

Исполнитель:

студентка 731 группы

_________К.А. Ладохина

 «____»__________2017 г.

 

 

Сыктывкар 2017

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3

Глава 1.

1.1.Семейные ценности и матримониальное поведение: сущность понятий, составляющие элементы и их характеристика …………..............................................................................................................................9

1.2.Анализ ситуации и причин деформации семейных ценностей у лиц из числа детей-сирот………………………………………………………………………………………….19

1.3.Механизмы формирования семейных ценностей в интернате для детей-сирот…………………………………………………………………………………...............25

 

Глава 2.  Исследование семейных установок детей-сирот и выпускников интернатных учреждений

2.1. Аналитический обзор результатов исследования семейных установок детей-сирот и выпускников интернатных учреждений…………………………………………………...30

2.2.Методика и организация социологического исследования семейных установок детей-сирот и выпускников интернатных учреждений……………………………………………..34

2.3. Анализ результатов исследования семейных установок детей-сирот и выпускников интерната……………………………………………………………………………………….38

Заключение…………………………………………………………………………….…….…42

Литература………………………………………………………………………..……………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследованиясемейных установок и матримониальных ценностей воспитанниковинтернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности и установок на создание семьи и вступления в бракобуславливается ростом количества социальных проблем, связанных с поведением воспитанников сиротских учреждений, а также неподготовленно­стью их к самостоятельной и семейной жизни. Длительное проживание в детском учреж­дении и специфика первичной социализации и социализации в процессе про­живания детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме, затрудняют формирование у них необходимых для эффек­тивного функционирования в социуме навыков и требуют специальных соци­ально­-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Участие в позитивной досуговой и профилактической деятельности изменяет поведение людей, помогает в формировании у них новых личностно - важных качеств, способствующих формированию зрелого подхода к своей жизни и повышению стартовых возможностей при выпуске из интернатного учреждения, нацеливает ребят на создание позитивного образа семьи.

Следствием неадаптивного поведения подростков является их низ­кий общественный статус, что, негативно влияет на уровень и качество, как их собственной жизни, так и понижению уровня жизни окружающих.

«Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году составило 343,334 тыс. человек в Российской Федерации, из них в Республике Коми проживает 3,666 тыс. человек»[1].

Исследований, посвященных теме вовлеченности воспитанников интернатных учреждений из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности не много. Но достаточно широко изучаются адаптационные возможности позитивной досуговой деятельности на поведение дезадаптированных подростков в пространстве школ, средних и высших учебных заведений, социальных реабилитационных служб. Изредка появляются научные работы, программы, рассматривающие возможности досуговой деятельности для социализации и адаптации воспитанников интернатных учреждений.

Изучением особенностей воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящено много научной литературы.При этом, в центре внимания подавляющего большинства исследователей (Абельбесов В.А., Киселева Л.М., Куракина Т.В., Егоровой Е. А.[2] и др.) находится анализ условий развития воспитанников детских домов, разрабатываются различные программы адаптации и сопровождения воспитанников сиротских учреждений В последнее время резко возросло количество работ, посвященных альтернативным формам воспитания детей-сирот (Жданова М.А., Г.В. Семья[3]). Ряд исследователей подчеркивает специфику выпускников детских домов как особой категории в обществе и предлагает описание конкретных вариантов решения проблем их адаптации (Ипатов А.В., Ишматова А.Р., Догадина Л.А., Ефименко Т.В., Костина М.Н.,

Миночкина А.С.[4] и другие). Ряд авторов изучает влияние педагогической и досуговой деятельности развитие личностных качеств и характеристик молодого человека и влияние на его дальнейшую жизнь знаний, полученных в процессе позитивной обучающей и профилактической деятельности. Так, Беганцова И. С., Попова А.С., Белов В.Г.,Калимуллина О.А., Бабосова Е.С., Андреева А.А.,Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.[5] изучали влияние комплексной, многопрофильной помощи специалистов  на личностные качества, семейные установки и жизненные ценностимолодыхлюдей,из числа детей-сирот.

Внормативно - правовой литературе проблема воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,рассматривается втаких законодательных актах, как Семейный кодекс РФ; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.07.1992 г. № 409; и других[6]. В Республике Коми также

 

функционирует законодательство по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[7].

Цель курсовой работы: изучить вовлеченность воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности.

Задачи курсовой работы:

- Выявить специфику положения воспитанника интернатного учрежденияиз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Рассмотреть сущности и виды профилактической и обучающей деятельности, которыми заняты воспитанники  и лица из числа детей- сирот и влияние позитивной профилактической  досуговой деятельности на поведение  и семейные установки воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Изучить возможность включения воспитанников интернатныхучреждений в позитивную досуговую деятельность как фактор повышения уровня интеграции в обществе и ориентации на создание семейных отношений и взаимоотношений с близкими;

- Осуществить обзор отечественных исследований вовлеченности воспитанников интернатных учреждений в позитивные формы досуговой деятельности;

- Разработать методику исследования  выявления проблем,касающихся брачных установок и семейных ценностей  воспитанников интернатных учреждений г. Сыктывкаре.

Объекткурсовой работы: выпускники и воспитанники интернатных учреждений из числа детей-сирот.

Предмет курсовой работы:  изучение семейных ценностей и матримониальных установок  воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот.

Среди методов теоретического уровня, которые использовались при написании курсовой работы можно выделить: гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию,идеализацию, а также общелогические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию). Также использовались общенаучные методы эмпирического уровня, к которым относят: наблюдение, описание.

При написании работы были использованы статистические методы, и проведены беседы  и анкетирование  выпускников  детских домов, осуществлена обработка количественных данных, проведено анкетирование на базе ГБУ РК «Отделение помощи лицам из числа детей-сирот,оставшимся без попечения родителей и замещающим семьям в г. Сыктывкаре»Практическая значимость исследования заключается в получении информации о включенности в позитивные и профилактические  формы досуговой  и обучающей деятельности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот,и с дальнейшим использованием ее в процессе проектирования специальных программ по социализации и подготовке к самостоятельной жизни воспитанников, формирования у них активной жизненной позиции, желания создать свою семью.

 

 

[1]Об утверждении стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Республике Коми: Распоряжение Главы РК №309, 20.09.2012 г.// Доступ СПС «Консультант плюс». – 2015.; О дополнительных социальных гарантиях в сфере образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 74-РЗ// СПС Консультант Плюс. -2015.;О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми: Приказ о несовершеннолетних в Республике Коми: Постановление Правительства Республики Коми от 6 марта 2015 г. N 97// СПС Консультант Плюс. -2015.

 

 

В соответствии с поставленными целями и задачами, курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассмотрены особенности матримониального поведения и причин деформации семейных ценностей у воспитанников интернатныхучреждений  и лиц из числа  детей-сирот; понятие семейных ценностей и их формирование у лиц из числа детей-сирот. Во второй главе рассматривается изученность исследований, приводится методика социологического исследования на  формирование семейных ценностей  у  воспитанников  и выпускников интернатных учреждений.

[1] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 124-ФЗ, 24 июля 1998 г. // СПС Консультант Плюс. -2015.;Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон N273-ФЗ, 29.12.2012г. // СПС Консультант Плюс. – 2015.;Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СПС

ГЛАВА 1

Семейные ценности и матримониальное поведение: сущность понятий, составляющие элементы и их характеристика.

 

Семейные ценности -культивируемая в обществе совокупность представлений о семье,влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Семейная система ценностей характеризуется огромным потенциалом воспитательного влияния на последующие поколения в его личностном развитии. Тем не менее, очень сложно сформулировать полное конкретизированное определение семейным ценностям, потому что это понятие обусловлено субъективным восприятием действительности каждого отдельного индивида.

Семейные ценности характеризуют положительную, либо отрицательную значимость объектов, относящихся к основной совместной деятельности группы людей, связанных узами супружества, родительства, родства, в различных сферах человеческой деятельности, их интересами, социальными отношениями, потребностями.

Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов или же ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье.

Второй вариант классификации семейных ценностей - по выполняемым семьей социальным функциям:

Репродуктивная функция - основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство населения - связана с ценностью детей.

__________________________________________________________________

[1]О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон № 159-ФЗ, 21 декабря 1996 г. // СПС Консультант Плюс. – 2015.

[1]http://komi.gks.ru. – Дата обращения: 02.12.2015.

К функции социализации относятся ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей.К экзистенциальной функции относятся ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи.Семья и брак, сложные социальные понятия, зависящие от моральных и правовых норм, экономических условий, а также от общественного климата в целом.

Ценность - значимый образ части действительности, который влияет на наше существование, деятельность, жизненные позиции, отношения. Ценностные ориентации оказывают большое влияние на жизнедеятельность каждого человека. Они отражают наш внутренний эмоциональный мир. Структура базовых ценностей формируется до 18-20 лет, но в течение жизни они могут меняться. Одни ценности является для нас более значимыми чем другие, то есть имеют иерархическую структуру.

Сущность семейных ценностей, их структура неоднозначно понимается в современной науке. Основой семейных ценностей является триединство супружества, родительства и родства. К супружеству относятся ценности связанные с браком, отношениями между супругами, различными половыми ролями в семье.

Родительство характеризуется ценностью детей, многодетностью или малодетностью, воспитанием и социализацией детей в семье.

К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников, ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

 

_______________________________________________________________________________

[1]О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон № 159-ФЗ, 21 декабря 1996 г. // СПС Консультант Плюс. – 2015.

[1]Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 321-323.

 

В многовековой истории общества люди выработали спо­собность выделять в окружающем мире предметы и явле­ния, которые приобретают для них особую значимость и к которым они испытывают особое отношение: ценят и обе­регают их, стремятся к овладению ими, ориентируются на них в своих действиях и поступках. Те или иные предметы и явления окружающего мира приобретают в глазах людей ценность от того, удовлетворяют они или нет определенные материальные или духовные потребности людей. Следова­тельно, без ценностного подхода к явлениям действитель­ности невозможны ни деятельность, ни сама жизнь челове­ка как социального существа.

Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности формируют критерии, с помощью ко­торых оценивают события, предметы и людей по их относи­тельным достоинствам, красоте или моральным качествам.

Таким образом, категория «ценность» используется для обозначения объектов и явлений, их свойств, воплощаю­щих в себе общественные идеалы и выступающих в качест­ве эталонов должного.

Семья и брак традиционно относятся к числу ценностей человека. Социологи отмечают, что:

• ценности семьи — важнейший элемент социального института и малой группы;

• ценности семьи включают все человеческие свойства и качества;

• семья и семейные ценности — один из элементов фун­дамента культуры;

• ценности семьи уникальны, большинство из них реа­лизуется в основном в сфере брачно-семейных отноше­ний;

• разные семьи имеют свой набор ценностей, однако мно­гие из которых повторяются;

• число ценностей зависит от ряда факторов: потребнос­тей и целей членов семьи, стажа супружеской жизни, степени важности тех или иных ценностей, националь­ных и религиозных особенностей и т. п.;

________________________________________________________________

Николаев М.Н. Вечная ценность семьи. — М.: Антиква, 2015.

• семейные ценности оказывают влияние друг на друга; чем существеннее взаимосвязь ценностей, тем крепче целостность семьи;

• семья воспроизводит ценности не только для себя, но и для общества.

Взяв за основу характерные потребности личности и со­отнеся их с жизнью семьи, мы выделяем следующие ценнос­ти современной семьи:

• связанные с самоутверждением личности: социальная значимость семьи, традиционность личности семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе;

• удовлетворяющие потребность в любви и признании:
принятие каждого члена семьи со всеми его достоин­ствами и недостатками, возможность чувствовать себя любимым, нужным и самому иметь возможность про­являть свои чувства в отношении близких людей;

• удовлетворяющие физиологические потребности: сексуально-интимные отношения супругов;

• возможность чувствовать относительную стабильность и защищенность: длительность семейно-брачных отношений, постоянство контроля, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка;

• удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг: общение с детьми, родственниками, дру­зьями, обмен духовными ценностями;

• дающие возможность удовлетворять прагматические
потребности: совместная форма владения имущест­вом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем.

Ценности бывают двух типов — самодостаточные и инструментальные.

Семейные ценности самодостаточного типа: социальный статус и социальная значимость семьи, ответственность перед близкими,возможность самоутверждения, привязанность к детям и супругу.

_____________________________________________________________________________________

Агинская Т.И. Эволюция брака как социального института и гендерной системы. Екатеринбург, 2014

Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2013.

 

Семейные ценности инструментального типа: ценности- отношения, ценности-качества, ценности-знания, умения, навыки. Они формируются в родительской семье и развиваются в течение всей семейной жизни человека, составляя основу личности семьянина.Качественный анализ семейных ценностей подчерки­вает их гуманистическую сущность. Именно гуманисти­ческий идеал — человек как высшая ценность — определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов: добро, справедливость, взаимопомощь, милосердие.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: