М-2 Проведение опроса свидетелей и потерпевших

Нормативная база: методические рекомендации по оперативно-розыскным мероприятиям.

Опрос граждан (разведывательный опрос) – это один из наиболее распространенных методов розыскной деятельности, который выражается в сборе информации в процессе беседы, непосредственного общения сотрудника Росгвардии с гражданами, осведомленных о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес, в целях получения сведений, которые в дальнейшем могут быть использованы в интересах борьбы с преступностью.

Опрос целесообразнее всего применять в отношении тех лиц, о которых есть достаточные основания полагать, что они располагают сведениями, представляющими оперативный интерес. Таких лиц (источников информации) условно можно разделить на две группы.

1 группа – лица, склонные к совершению преступлений или связанные с преступной средой. К ним относятся:

- ранее судимые;

- осужденные к наказанию, не связанным с лишением свободы, условно осужденные, осужденные с отсрочкой исполнения приговора;

- БОМЖи;

- доверенные лица.

2 группа – лица, не связанные с преступной средой, т.е. свидетели, очевидцы преступления, ими могут оказаться граждане, находившиеся на месте совершения преступления или вблизи него.

Информация, полученная сотрудниками в результате опроса граждан, используется для предупреждения, предотвращения и раскрытия преступлений; розыска скрывшихся преступников и похищенного имущества, пропавших без вести лиц.

Опрос граждан имеет важное значение для получения информации и раскрытия латентных преступлений (убийство новорожденных, криминальные аборты, преступления, связанные с наркотиками, взяточничество и др.), заявления и сообщения, о которых в ОВД практически не поступают. Всегда имеются граждане, в определенной степени осведомленные о совершенных преступлениях, неизвестных сотрудникам ОВД.

Установление психологического контакта - необходимое условие эффективности опроса, под которым подразумевается умение сотрудника расположить, опрашиваемого, вовлечь его в разговор, подготовить к желанию беседовать. От установления психологического контакта во многом зависит достоверность полученной информации и желание опрашиваемого в дальнейшем сотрудничать с правоохранительными органами. Особое значение это имеет, когда опрашиваемый уклоняется от разговора, являясь потерпевшим либо очевидцем преступления. Поэтому сотрудники должны уметь пользоваться следующими тактическими приемами:

- необходимо успокоить опрашиваемого, привести в хорошее расположение духа;

- обратиться с просьбой помочь в раскрытии данного преступления;

- подготовить опрашиваемого к тому, чтобы лон все вспомнил в мельчайших подробностях, оказался в состоянии разумно мыслить;

- придать опрашиваемому уверенности в себе;

- проявлять доброжелательность, быть вежливым и корректным.

Психологический контакт это не самоцель, на его основе должны быть получены нужные сведения, т.е. достигнута цель опроса, для достижения которой необходимо:

- создать у опрашиваемого желание сообщить необходимые сведения;

- переключить разговор на конкретные события;

- вникнуть в реальный смысл слов и выражений, следя за интонацией голоса опрашиваемого, его взглядом, жестом, мимикой;

- преодолеть при необходимости противодействие опрашиваемого.

Любой опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов, служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться со всех сторон, но прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Опрос в зависимости от ситуации лучше начинать со свободного рассказа о том, что опрашиваемому известно об исследуемом событии, либо с постановки понятных конкретных вопросов. Без нужды не рекомендуется перебивать опрашиваемого. Однако при необходимости можно предложить опрашиваемому не отвлекаться от обстоятельств события, а более подробно осветить те или иные из них. Только после этого можно задавать конкретизирующие вопросы по существу правонарушения.

Следует отметить, что опрос лучше проводить с глазу на глаз, без посторонних лиц, кроме случаев, когда присутствие других лиц необходимо.

Ведя опрос активно, оперативный сотрудник должен быть объективным и тактичным, не допускать вспыльчивости, раздражительности, оскорбительных выражений и повышенного тона. Поведение оперативного сотрудника должно быть спокойным, речь его - простой, понятной и краткой. Не рекомендуется проявлять негодование, скептицизм и панибратство.

Приемы опроса не должны противоречить закону и нормам морали. Недопустимы приемы опроса, которые основаны на обмане, связаны с угрозой и шантажом, сопряжены с физическим и психическим насилием, унижением достоинства личности, связанные с понуждением ко лжи, к аморальным поступкам, а также на использовании низменных побуждений, религиозных чувств, предрассудков и невежества. Недопустимы наводящие вопросы и вопросы-уловки. Чтобы собрать интересующую оперативного сотрудника информацию по правонарушению в полном объеме, необходима максимальная конкретизация и детализация полученных у опрашиваемого лица сведений. Достаточно полезно иллюстрировать то, о чем рассказывает опрашиваемый, зарисовками вещей и различных предметов, масштабными планами и схемами. Сотруднику следует учитывать и то, что основаниями для предположения о неправдивости опрашиваемого могут стать:

1) четкий автоматизм изложения объяснений, лишенный даже намека на какие-либо сомнения и сбивчивость, чрезмерно категорические суждения опрашиваемого о всех деталях выясняемых обстоятельств по правонарушению;

2) обвинение других опрошенных лиц в неискренности, нарочито громкое возмущение их поведением;

3) неожиданная проговорка о какой-либо детали выясняемого события по правонарушению при утверждении опрашиваемого, что участником этого события он не был и ничего о нем не слышал, не знает и ничего не видел;

4) очень преувеличенная реакция на заданный в числе нейтральных критический вопрос, безусловно касающийся важного обстоятельства совершенного правонарушения, под влиянием которого опрашиваемое лицо становится крайне возбужденным или, наоборот, чрезмерно растерянным;

5) достаточно четко выраженные внешние проявления внутреннего напряжения опрашиваемого: покраснение лица, бегающие глаза или, наоборот, особая бледность лица, дрожание рук, выраженная потливость на лице, замедленность и сбивчивость речи, очень длинные паузы, частные заминки, общая растерянность ит. п.;

6) сокрытие о факте или обстоятельстве, существенном для дела и, судя по некоторым данным, хорошо известном опрашиваемому лицу (например, о времени, месте и способе совершения правонарушения, о знакомстве с определенным лицом, об активных участниках данного события, их взаимоотношениях и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: