Основные философскиеметоды

        В философии выделяют диалектический и метафизический методы как противоположные способы познания и подходы к рассмотрению мира.

       ДИАЛЕКТИКА – метод познания, нацеленный на изучение процессов изменения, движения и развития, происходящих в природе, обществе и человеческом мышлении. Поэтому диалектический подход исследует всеобщие соотношения, характеристики,взаимодействия,взаимосвязи, взаимопереходы, выявляет закономерности, в равной степени присущие всем этим сферам.

Движение, или изменение, бывает:1)Качественное –прогрессивное (или развитие)и регрессивное(упадок, деструкция);2) Количественное –(относительный) покой.

Диалектика считает, что всё в мире, и в первую очередь, сущность явлений и процессов, изменяется, развивается, движется, постоянно возникает нечто новое и исчезает или преобразуется старое. Причина этого – внутренняяпротивоположность и противоречивость всех явлений и процессов. Источник движения – последовательное разрешение противоречий, то есть преодоление противоположностей как основание для возникновения нового качества и отрицания того, что уже отжило.

 

       МЕТАФИЗИКА как метод познания или просто и прямолинейно отрицает всякое развитие, движение и изменение, или же представляет ихупрощённо, гораздо менее сложными, чем они являются в действительности, прежде всего лишь как количественные изменения.

        Этот метод возник в ХVII–ХVIIIвв. под влиянием успехов классической механики, когда изучались прежде всего так называемые малые (механические) системы, движущиеся под влиянием внешнего воздействия (толчка). Другие науки (биология, химия, геология, физиология, психология, социология) в это время только начинали формироваться и находились на стадии сбора фактического материала. В науке данного периода господствовал анализ – «разделение» явлений природы, их классификация, изучение в отдельности, временнáя изоляция. Утверждению метафизики как метода познания способствовало и развитие эксперимента. Так как эксперимент – это изоляция, анализ изучаемых явлений, то в научном знании того времени мало исследовались связи и взаимодействия (то естьсинтез). Вещи мыслились не в их естественной целостности, а в разделении. Приёмы анализа (как одного из условий исследования) переносились на всю природу в целом. Природа рассматривалась как сумма независимых друг от друга элементов.

Иначе говоря, методы и представления классической механики распространились и за пределы механических процессов, где эти концепции были уместны, - а именно, в область живой природы, общества, человека, мышления. Была создана упрощённая картина мира и разработана методология (учение о методах познания), способная объяснить лишь отдельные, достаточно простые явления  в их изоляции друг от друга, но непригодная для сложных явлений и  систем, объединяющих разнородные развивающиеся  процессы и явления.

 Но тем не менее можно сказать, что метафизика – это не всегда антидиалектический метод. В определённом смысле она играет существенную роль и в современном научном познании, имея конкретную сферу своего распространения и использования. Пределы допустимости метафизики: 1) Ранние этапы процесса познания, когдаведётся сбор фактов, накопление информации и еёпервоначальная обработка; 2) Простые, так называемые малые (а не сложные), процессы и системы.

 

ВЫВОД:Диалектика и метафизика как способы отношения к миру и методы познания ставят различные задачи, но при этом метафизика является как бы составной частью диалектики и помогает ей, находясь с ней в отношениях взаимодействия ивзаимодополнительности.

 

 

           

ДИАЛЕКТИКАМЕТАФИЗИКА

1. Цель изучения объекта или процесса – ис-1. Цель изучения объекта или процесса–ис-

следование его сущности, причины, зако- следование сферы явлений (то есть началь-

нов  развития.наяфаза изучения объекта– сбор фактов,

накопление информации).

 

2.Изучает, почему и откуда возникают пред- 2. Изучает внешние, поверхностные свойства

меты и процессы, а также тенденции ихи характеристики предметов и процессов на

развития (то есть отвечает на вопрос «По- конкретной стадии их развития (то есть от-

чему происходит?»).                вечает на вопрос «Что и какпроисходит?»

 

 

3.Рассматривает предметы, системы и свой-3.Рассматривает предметы, системы и свой-

ства в динамике (как процесс). ства в статике (как завершённый, сложив-

шийся объект, феномен или состояние).   

 

4.Изучает сложные саморегулирующиеся и4.Изучает относительно простые, так назы-

саморазвивающиеся (эволюционирующие) ваемые малые, системы (источник движе-

 системы (источник развития которых нахо- ния которых находится вне их, например,

 дится в них самих, когда развитие=само- механические).

 развитие).

 

5.Считает противоречие (то есть столкнове- 5. Отрицает противоречие. Считает его

ние внутренних противоположных свойствошибкой человеческого разума, иллюзией

объекта) источником его развития. Проти- или дефектом самой вещи, предмета или

воречие здесь носит позитивный характер. процесса. Противоречиездесь носит нега-

тивный характер.

 

6.Свойства и стороны объекта изучаются во 6.Свойстваистороны объектаизучаются

взаимосвязи и взаимообратимости с выде- изолированно,внеотношений исвязей друг

 лением главных из них, то есть объект ис-с другом, дажеможет бытьизучена только

следуется вцелостности (это принцип однасторона или свойство объекта (это

всесторонности рассмотрения). принциподносторонности рассмотрения).

 

7.Нацелена на синтез (принцип «и»). 7.Нацеленана анализ (принцип «или–или»).

 

8.Считает, что и сущность, и сфера явлений 8.Считает, что изменению и движению под-                                                       

развиваются.              вержена только сфера явлений, тогда как

сущность вещей вечна, неизменна и не-

 подвижна.

 

9.Рассматривает как качественные (про-9.Рассматривает только количественные из-

грессивныеи регрессивные) изменения, менения.

так и количественные.

 

10.Образно говоря, представляет себе разви-10.Образноговоря,представляетсеберазви-

тие как движение «по спирали».              тие как движение «по кругу».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: