Начало формы
Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма и форму жизнедеятельности человека, которая обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность.
Основными показателями здоровья, интегрально отражающими его различные стороны, являются:
- уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем;
- резистентность организма к различным неблагоприятным факторам;
- наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития.
Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только здравоохранения, но и общества в целом.
Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него.
Определено 5 ключевых областей деятельности по укреплению здоровья:
1. Разработка государственной социальной политики, направленной на увеличение потенциала здоровья, и ее законодательное закрепление;
2. Создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека;
3. Усиление деятельности по укреплению здоровья на региональном и местном уровнях;
4. Развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
5. Переориентация служб здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.
Основными элементами системы укрепления здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой.
Гигиеническое обучение и воспитание – это система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Гигиеническое обучение и воспитание населения в отличие от санитарного просвещения имеет свои особенности, главная из которых – активный характер проводимых мероприятий.
Гигиеническое обучение и воспитание обеспечивает воздействие в первую очередь на такой универсальный фактор риска заболеваний и преждевременной смертности, каким является отсутствие знаний, что позволяет человеку усвоить принципы и ценностные ориентации здорового образа жизни.
Гигиеническое обучение и воспитание необходимо осуществлять по ряду стратегических направлений.
Первое - информационное направление или пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ). Его задачей является обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней. Реализация этой задачи осуществляется всеми средствами и методами и в первую очередь средствами массовой информации всех уровней.
Второе направление - образовательное, которое предусматривает разработку, реализацию и оценку эффективности образовательных программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения. Эти программы должны разрабатываться с участием населения, выполняться обученными работниками здравоохранения и других секторов и должны быть подкреплены государственной поддержкой на всех уровнях. Для подготовки "учителей здоровья" различного уровня разрабатываются специальные обучающие программы.
Третье направление гигиенического обучения и воспитания - координация деятельности различных государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.
Ближайшей целью гигиенического обучения и воспитания и профилактики заболеваний является преодоление неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения Российской Федерации по основным его показателям.
Долгосрочная цель заключается в достижении приемлемых для конкретных социально-экономических условий уровней здоровья в отдельных регионах России.
Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны с образом жизни и окружающей средой, для того, чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, необходимо:
1. Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки ЗОЖ и предупреждения заболеваний;
2. Создавать природную и социальную окружающую среду, благоприятствующую этим изменениям по принципу "делать более здоровый выбор более легким выбором".
В Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания (решение коллегии Минздрава РФ протокол от 30.07.1997 № 11) сформулированы основные задачи:
- снижение распространенности курения и употребления табака;
- улучшение качества питания;
- увеличение физической активности;
- смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;
- соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;
- снижение потребления алкоголя;
- профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
- улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.
Принципы гигиенического воспитания - это основные, проверенные практикой положения, направляющие деятельность в области гигиенического воспитания. Гигиеническое воспитание использует принципы смежных наук - психологии, социологии, педагогики и др., - на пересечении с которыми оно развивается.
В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:
1. государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.
2. научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.
3. массовость – участие всех медицинских работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.
4. доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.
5. целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.
6. оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.
7. актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.
8. дифференцированность – осуществление гигиенического воспитания с учетом характерных особенностей групп населения, на которые оно направлено, пола, возраста, состояния здоровья, национальных черт, обычаев, традиций, бытовых географических и климатических условий, специфики труда, уровня информированности, а также потребностей в той или иной гигиенической информации и т.д. С учетом особенностей целевых групп дифференцируется содержание, методы, формы и средства гигиенического воспитания.
9. индивидуальный подход – предусматривает осуществление гигиенического воспитания с учетом индивидуальных особенностей человека, на которого оно направлено. Предусматривает дифференциацию содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, профессиональной деятельности, условий труда, быта и т.д.
10. единство теории и практики – возможность использования полученных индивидом или группой лиц знаний на практике, чему способствуют иллюстрированные материалы по гигиенической тематике, фактические данные, анализ конкретных практических ситуаций с использованием теоретических сведений, а также, по возможности, практическая отработка желательных способов поведения в различных ситуациях.
11. единство обучения и воспитания – усвоение индивидом или группой лиц не только содержания информации, но и приемов ее обработки, отношения к ней, способов ее использования. Реализация данного принципа возможна в условиях комплексного использования методов передачи информации и методов, активизирующих познавательную деятельность, способствующих формированию творческой активности в отношении здоровья - метода проблемного изложения, эвристического обучения и т.д.
12. иллюстративность – сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами, демонстрирующими ее применение на практике, что способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.
13. последовательность – выделение основных этапов и их логическую преемственность в процессе его осуществления на всех этапах жизни человека. При этом изучение нового материала должно базироваться на ранее приобретенных знаниях, что позволит избежать фрагментарности подлежащей усвоению информации, наличия в сознании противоречивых фактов и в целом сформирует устойчивую убежденность в отношении стремления к здоровью.
14. системность – постоянный, регулярный характер получения знаний, имеющих отношение к здоровью, в виде целостной системы, дает возможность сформировать концептуальную картину, овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые станут предпосылкой формирования позитивных в отношении здоровья стилей жизни, а также будут способствовать сознательной смене стиля жизни при изменении объективных условий.
Этот принцип будет работать лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организаций, а также частных лиц, задействованных в гигиеническом воспитании.
15. стимулирование сознательности и медицинской активности – это основополагающий в изменении форм поведения и стилей жизни принцип гигиенического воспитания, выражающий его направленность на повышение активности индивида, групп лиц, социальной общности в вопросах здоровья (динамическое слежение за ним); такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, подкрепленной выполнением медицинских рекомендаций.
В «Концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ методами и средствами гигиенического обучения и воспитания от 30.07.1997» определены основные принципы решения задач гигиенического обучения и воспитания населения:
· Развитие внутрисекторального сотрудничества (между учреждениями здравоохранения, центрами медицинской профилактики, Управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, участковой или семейной службой медицинской организации и др.);
· Развитие межсекторального сотрудничества (между органами и учреждениями образования, социальной поддержки населения, культуры и спорта, управления внутренних дел, предприятиями, общественными объединениями, средствами массовой информации (СМИ) и др.).
Профилактика социально обусловленных заболеваний, НИЗ, профилактика болезней стиля поведения и формирование у населения здорового образа жизни - мероприятия, выходящие за рамки системы здравоохранения и вовлекающие в решение этих задач специалистов различного профиля, общественные объединения, средства массовой информации и население. Поэтому построение партнерства (внутрисекторального, межсекторального) – это один из ключевых моментов, обеспечивающих успех гигиенического обучения и воспитания. Один из главных принципов партнерства – это привлечение участников на всех стадиях процесса: при планировании, организации и реализации, оценке ее эффективности. Создание партнерства обеспечивает не только идейное объединение партнеров, но и вложение в общую работу своего опыта, времени, объединение их материальных ресурсов, которые могут быть направлены на профилактику.
На современном этапе Министерством здравоохранения РФ ставится задача перед регионами о создании единой профилактической среды на уровне субъекта РФ. Формирование единой межсекторальной профилактической среды как способа преодоления эпидемии неинфекционных заболеваний должно складываться из нескольких звеньев:
· обеспечение безопасной и комфортной физической и социальной среды обитания человека, создание условий для ведения здорового образа жизни;
·информирование и мотивирование населения (с учетом возраста, пола, образования) к сохранению здоровья и долголетию, формированию ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких;
· формирование системы управления здоровьем: своевременное выявление факторов риска (диспансеризация и профилактические медицинские осмотры), индивидуализированная коррекция факторов риска.