Подготовка к определению маневренных элементов слагается из следующих мероприятий:
— планирования;
— подготовки судна;
— подготовки технических средств, обеспечивающих необходимые измерения;
— подготовки команды судна.
Точность и надежность определяемых маневренных элементов зависит от следующих факторов:
— четкой организации связи между наблюдателями;
— четкого взаимодействия команды судна;
— качества специальной подготовки, тренированности и внимательности всех наблюдателей и операторов;
— правильного выполнения маневров судна.
Капитан судна утверждает план и организацию испытаний. На него возлагается ответственность за своевременность и точность определения маневренных элементов.
Старший помощник капитана:
— руководит работами личного состава в период подготовки и во время испытаний;
— разрабатывает графический план испытаний и проект маневрирования судна, распределяет личный состав по постам для производства наблюдений и измерений;
|
|
— координирует и контролирует работу личного состава на постах;
— лично следит за правильностью маневрирования судна в соответствии с графическим планом, определяет место судна и поправку курсоуказателя;
— лично рассчитывает определяемые маневренные элементы и поправки приборов;
— заполняет рабочие таблицы штурмана данными, полученными во время испытаний;
— записывает время и условия проведения испытаний, а также состояние приборов, использованных в процессе определения маневренных элементов;
— хранит результаты наблюдений и расчеты до следующих испытаний.
Из рекомендации по оценке точности счисления, резолюция ИМО А-529.3,средняя квадратическая погрешность определения элементов счисления (поправки лага) должна соответствовать величине не более 0,5%.
Выполнение указанного требования достигается рациональным выбором длины пробега, числа определяемых скоростей на каждом пробеге, числа пробегов, определением длины пробега с предельной погрешностью не более 0,10 — 0,15% и предельной погрешностью фиксации продолжительности пробегов не более 1,0 — 1,5 сек.
Длина пробега S (в милях) назначается, исходя из определяемой скорости V и должна быть приближенно равной
.
При определении длины пробега S руководствуются табл.2
Скорость, уз | Длина пробега, мили |
До 6 | 0,5 |
6-12 | 1 |
12-24 | 2 |
24-36 | 3 |
36-50 | 4 |
Более 50 | 5 |
Определение скорости и поправки лага на визуальной мерной линии.
|
|
Рис.6
Визуальная мерная линия состоит из параллельных секущих створов, которые расположены на таких удалениях друг от друга, чтобы было возможно подобрать необходимую длину пробега для определения любой скорости судна. Положение линии пробегов указывается ведущим створом или буями (вехами).
По прибытии на полигон судно ложится на курс, перпендикулярный секущим створам, и развивает назначенный ход. Направление пробега в дальнейшем выдерживается по компасу, поправку которого определяют по пеленгам секущих створов в начале и конце пробега. Для проверки организации работ первый пробег рекомендуется делать пробным.
При подходе к первому секущему створу по судну подается предварительный сигнал или команда «Приготовиться к измерениям», а в моменты пересечения начального (конечного) створа — сигнал или команда «Начать (окончить) измерения». По этим командам на судне производятся все необходимые измерения и записи полученных результатов.
Продолжительность пробега измеряется несколькими наблюдателями, которые самостоятельно, используя бинокли и не изменяя места наблюдений, фиксируют с помощью секундомеров моменты пересечения секущих створов.
По окончании измерений на первом пробеге поворачивают на обратный курс и наблюдения повторяются.
Скорость судна на каждом пробеге вычисляется по средней продолжительности пробега и расстоянию S между секущими створами.