Дальнейшее развитие процесса стандартизации было связано с бурным экономическим подъемом страны во второй половине Х1Х века. В это время мерилом промышленного роста был уровень развития железных дорог, железнодорожного транспорта, проката черных металлов. Стандартными нормативами устанавливаются:
o размер железнодорожной колеи;
o габаритные нормы подвижного состава и железнодорожных сооружений;
o единые технические требования на проектирование и сооружение железнодорожных строений и коммуникаций;
o единый перечень технических требований для основных комплектующих изделий и материалов;
o единая инструкция по проектированию и эксплуатации электротехнических устройств;
o единые требования к выпуску прокатной стали.
Характерной особенностью функционирования российских национальных стандартов и единых требований к качеству продукции было одновременное распространение трех измерительных систем (аршинной, дюймовой и метрической). Данный феномен объяснялся наличием большого числа иностранных концессий, иностранные специалисты которых обычно применяли свои национальные стандарты. Они вносили разнобой в процесс производства продукции, затрудняли контроль ее качества.
|
|
На повестке дня стоял вопрос о введении единой метрической системы мер. Однако осуществление этого столь необходимого мероприятия было реализовано лишь уже после Октябрьской революции, в сентябре 1918 года. Декретом революционного правительства принималась международная метрическая система мер и весов. Задачи восстановления и развития национальной экономики, прогресса в области науки и техники обусловили необходимость создания координирующего органа в вопросах стандартизации. Руководство деятельностью по стандартизации в стране ложится на Комитет по стандартизации, который осуществляет и утверждает введение единых стандартов. Начиная с 1926 года, Общесоюзные стандарты становятся обязательными для всех отраслей народного хозяйства. Принимаются единые стандарты:
o на селекционные сорта зерна;
o на сортамент стального проката;
o на метрическую и дюймовую резьбу;
o на допуски и посадки.
Единая система стандартов на метрическую и дюймовую резьбу, на допуски и посадки способствовала внедрению массового и серийного производства стандартных изделий в области машиностроения. Данное нововведение позволило овладеть прогрессивными методами контроля качества продукции, осуществляемыми на основе проверки изделий методом сортировки и разбраковки на бездефектные и дефектные, которые применялись в то время на таких передовых предприятиях, как заводы Форда в США.
Однако до настоящего времени в нашей стране так и не была разработана и внедрена цельная система управления качеством. Борьба за качество продукции велась эпизодически и знаменовалась появлением лишь отдельных эффективных методик повышения уровня качества. Качество продукции всегда было и до сих пор остается слабым звеном отечественной экономики.