Уголовно-исполнительного права

 

Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими, декларативными, лишёнными норматив-ной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение и содержание Особенной части кодекса, где регулируется испол-нение конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и норм УИК, а также создают ориентиры для иных законода-тельных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих испол-нение различных видов наказания[46]. Именно это определяет необходимость единого понимания содержания принципов права.

В качестве общеправовых принципов уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительного законодательства выступают: принцип законности, гуманизма, демократизма и равенства.

Конституционно закреплённый принцип законности в уголовно-исполнительных правоотношениях обладает некоторыми особенностями. Он определяет законность применения средств исправления осуждённых[47].

Содержание принципа законности определяет в первую очередь приори-тет норм федеральных законов, регламентирующих:

- основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера (ст. 7, 10-15 УИК РФ);

- права и обязанности осуждённого исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (ст. 10-15 УИК РФ);

- порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осуждённых (ст. 9 УИК РФ);

- порядок деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания (ст. 16 УИК РФ);

- порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждённых (ст. 19-24 УИК РФ);

- порядок освобождения от наказания (ст. 172-1781 УИК РФ);

- порядок оказания помощи освобождаемым лицам (ст. 181 УИК РФ);

- соотношение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с международно-правовыми актами (ст. 3 УИК РФ);

- действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени (ст. 6 УИК РФ).

Значимым является то, что правовое положение лиц, отбывающих нака-зание, основывается на конституционном статусе граждан России, ограничения их прав может устанавливать только федеральный закон в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ)[48].

Одним из значимых положений содержания принципа законности как общеправового принципа является «обеспечение приоритета конституционных прав и свобод человека и гражданина перед нормами действующего уголовно-исполнительного законодательства»[49] и «строгое соблюдение заключённых Россией международных договоров, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осуждёнными»[50]. Представляется, что приоритет консти-туционных и международно-правовых норм имеет самостоятельное значение и может быть выделен в качестве отдельного принципа. Тем самым акцен-тируется внимание на иерархии нормативных правовых актов, на необхо-димости их обязательного исполнения. Очевидно, что практическая реализация европейских стандартов по соблюдению прав человека в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы РФ во многом зависит от профессио-нальных и личностных качеств сотрудников[51].

Важным также представляется замечание о содержании принципа законности: «некоторые авторы против слепого поклонения закону», так как иногда последствия применения законов могут носить криминогенный характер. Но для уточнения содержания принципа законности в этом случае необходимы критерии определения законности. В теории права и государства определены принципы законности (всеобщность, единство, неотвратимость реализации и др.)[52].

Особую актуальность в уголовно-исполнительном праве в последнее время приобрёл принцип гуманизма. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года одной из основ-ных целей указана: «гуманизация условий содержания лиц, заключённых под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов»[53].

Содержание принципа гуманизма отражено в следующих нормах УИК РФ: ч. 1 ст. 10 УИК РФ провозглашает, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний». В ч. 2 ст. 12 УИК РФ указывается, что осуждённые не должны подвергаться жестокому или унижающему челове-ческое достоинство обращению. Ч. 3 ст. 12 УИК РФ закрепляет положение о том, что осуждённые независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским или иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье. Нормы, содержащиеся в главе 13 УИК РФ «Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях» закрепляют обязанность госу-дарства обеспечить такие условия отбывания наказания и такое обращение с осуждёнными, которые в полной мере соответствовали бы достойному существованию человека.

Таким образом, гуманизм при исполнении наказаний выражается, во-первых, в отсутствии излишних страданий и мучений, связанных с отбыванием наказания, исключении унижения осуждённых; во-вторых, в обязанности государства создать достойные условия существования человека.

Первое положение –– неприменение насилия и пыток в отношении осуж-дённых –– является безусловным, не требующим особых обсуждений и объяс-нений. В отношении реализации принципа гуманизма в процессе исполнения наказаний оно представляется абсолютным и может рассматриваться как правовая аксиома.

Гуманность как обязанность государства создавать условия достойного существования человеку, совершившему уголовное преступление, является неоднозначным и проблематичным для современного человека. Отсутствует единая позиция по этому вопросу и в научной среде.

Процесс реализации основ гуманности, человечности при исполнении уголовных наказаний вызывает сомнения в однозначности подхода при определении содержания принципа гуманизма уголовно-исполнительного права, а возможно и «объёма гуманности (человечности)», применительно к лицам, совершившим преступления, а именно:

- во-первых, как относиться гуманно, точнее какая «степень человеч-ности» должна быть применена к лицу, допустившему «нечеловеческое» поведение –– уголовное преступление. Ещё сложнее говорить о гуманности в отношении преступника, совершившего тяжкое, особо тяжкое преступление или рецидив. Также сложно говорить о человечности по отношению к преступнику, не раскаявшемуся в совершённых деяниях. В этой связи представляются интересными примеры обращений осуждённых, совершивших тяжкие преступления, в Конституционный суд Российской Федерации за защитой права на амнистию[54];

- во-вторых, как было отмечено выше, гуманизм предполагает, что «человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни»[55], но при этом реализация своих способностей должна быть направлена на благо человечества. Лицо, совершившее преступление, самос-тоятельно выбрало свой путь, который противоречит основам жизни общества. Неужели в таком случае общество и государство должны уважительно и чело-вечно относиться к такому субъекту, создавать комфортные условия сущест-вования, также как и правопослушным гражданам. Последние порой находятся в нечеловеческих условиях в силу ряда обстоятельств, не всегда от них зависящих, сохраняя при этом «человеческий облик».

Принцип демократизма выражается:

- в участии органов государственной власти и местного самоуправ-ления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждённых;

- в учёте общественного мнения в вопросах, связанных с совершенст-вованием уголовно-исполнительного законодательства и деятельности учреж-дений и органов, исполняющих уголовные наказания;

- в развитии общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы;

- в обеспечении объективной информацией граждан и общественных объединений о реальных условиях отбывания наказаний осуждёнными в учреждениях уголовно-исполнительной системы[56].

УИК РФ закрепляет права осуждённых «на получение информации о правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания». Важным при этом является, что администрация обязана предоставлять такую информацию (п. 1 ст. 12 УИК РФ); осуждённые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общест-венные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (п. 4 ст. 12 УИК РФ).

О демократическом принципе в уголовно-исполнительной системе, верно подмечено, что количество правовых норм, предполагающих обязательный учёт мнения осуждённого как необходимое условие возникновения, изменения или прекращения законных прав и обязанностей в ныне действующем УИК РФ в три раза выше, чем в ИТК РСФСР 1970 г.[57]

«Содержание принципа равенства осуждённых перед законом представ-ляет собой совокупность трёх основных элементов: равенство в законе, равенство перед законом, равенство защиты законом»[58].

Истоком принципа равенства осуждённых перед законом является поло-жение о равенстве всех перед законом, не допускающем дискриминацию по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального, социального или семейного происхождения, иму-щественного либо социального положения. Анализ уголовно-исполнительного законодательства показывает, что оно не устанавливает преимуществ или ограничений для осуждённых в зависимости от перечисленных признаков[59].

Принцип равенства как принцип уголовно-исполнительного права не означает равенства условий отбывания наказаний. Они (наказания) дифферен-цируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, вида наказания, характера и степени общественной опасности совершённого преступления, личности осуждённых и их поведения. УИК РФ предусматривает льготные условия отбывания наказаний для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов. Необходимо понимать, что указанные положения не противоречат принципу равенства как таковому. Стоит заметить, что принцип равенства не предполагает исключение остальных принципов уголовно-исполнительного права, в частности, принципа дифферен-циации и индивидуализации исполнения наказания[60].


Заключение

Принципы права играют значительную роль в системе права. Особое зна-чение принципы права приобретают в период реформирования, что характерно для многих сфер жизни современного российского общества: изменения претерпевают судебная система, полиция, уголовно-исполнительная система. Естественно претерпевает существенные изменения и система законо-дательства. Именно в период изменений правовые принципы выступают базой, «стержневым основанием» всей системы права или отдельного её элемента.

Основными целями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года являются: повышение эффек-тивности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осуждёнными и потребностей общест-венного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счёт повышения эффек-тивности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; гуманизация условий содержания лиц, заключённых под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов[61].

Обозначенные цели реформирования отражают значение исследования принципов уголовно-исполнительного права: гуманизм, приоритет между-народных норм являются основополагающими принципами права. Особо важным представляется содержание общеправовых принципов, так как именно эта группа принципов является связующим звеном всей системы права. В процессе демократизации, гуманизации общества, формирования правового государства <…> важно избежать чрезвычайных мер и обеспечить верховенство закона во всех сферах, связанных с правами человека и граж-данина, в том числе в деятельности уголовно-исполнительных учреждений, то есть обеспечить реализацию принципа законности. Обеспечение на всех уров-нях естественных прав, свобод и безопасности человека, в том числе в пенитенциарной сфере, –– одно из приоритетных современных направлений не только российского государства, но и деятельности международного сообщества[62].

Лидирующая роль уголовно-правовой политики в комплексе направлений борьбы с преступностью состоит в том, что именно она определяет, а затем на законодательном уровне отражает уголовно-правовые меры воздействия на преступность[63]. Значительную роль в этом направлении имеют принципы права как основополагающие положения, на которых базируется уголовно-исполнительное право как отдельная отрасль права, так и близкие к ней отрасли уголовного права, уголовного процессуального права, и право в целом. Неопре-делённость содержания общеправовых принципов уголовно-исполнительного права создаёт возможность различного их толкования.

Рассмотренные в пособии принципы уголовно-исполнительного права призваны предопределить стратегию и направления развития конкретных институтов, норм, и практики их применения, обеспечить системность пра-вового регулирования пенитенциарных отношений. Все они взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, поэтому и их реализация при исполнении наказаний является комплексной[64].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: