Общие правила использования шрифтов

1. Каждый шрифт (гарнитура[1] + написание) имеет одну смысловую нагрузку.

Для устойчивой гарнитуры традиционными, по меньшей мере, с XIX в. есть такие:

· полужирный шрифт названия структур документа,

· курсив — логическое ударение, в частности, на формулировании основных положений, определений и т.д.,

· «прямой» обычный - основной массив информации.

2. Тексты презентаций, которые используют в психологически напряженной нестандартной ситуации, надо подать гарнитурой с упрощенным алгоритмом распознавания, например, шрифтом Arial. Это целесообразно во время работы с инструкциями правил безопасности, нормативными актами, соглашениями с правовыми или имущественными последствиями, условиями олимпиадных заданий и т.п.

3. Избегайте использования более трех различных шрифтов на одном слайде. Иначе читатель преждевременно устанет, постоянно пытаясь выбрать алгоритм распознавания шрифта. Исключение составляет инструкция по использованию шрифтов.

4. Математические формулы представляются гарнитурой, близкой к стандартной (Times New Roman), причем все переменные — курсив, остальные — скобки, знаки математических действий, устоявшиеся названия функций (sin, cos и т.д.) - обычным «прямым» шрифтом.

 

Совет!
Перед созданием презентации желательно:

Определить тему и назначения презентации

Создать схему (сценарий) презентации

Спланировать содержание всех слайдов, их стиль.

 

Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций

· Отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др;

· отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;

· отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;

· отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;

· перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного);

· неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;

· отсутствие связи фона презентации с содержанием.

· неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов(цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения); использование темного фона со светлым текстом;

· использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;

· использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;

· отсутствие должного выравнивания текста;

· отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;

· наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;

· отсутствие единства стиля страниц:

o одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков (не менее 24 пунктов);

o одинаковая гарнитура и размер шрифта для тестовых фрагментов (не менее 18 пунктов);

o заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;

o одинаковая цветовая гамма на всех станицах и т.п.

 

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

Здоровьесберегающий потенциал школьного урока

 

Базовые потребности учащегося Школьные факторы риска Здоровьесберегающая деятельность педагога
  Самоактуализация (уважение к себе,  самоосуществление)  

Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет:

· освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения);

· освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания)

Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет:

· обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся);

· деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности);

· развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения)

    Уважение (одобрение, благодарность, признание)  
    Общения (привязанность, причастность к группе)   · репродуктивно-иллюстративный подход к обучению;   · монологический характер обучения · кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся); · создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности); · диалогическое взаимодействие педагога и учащегося;
  Безопасность (физическая и психологическая) · неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований   · произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику     · соревновательный характер обучения   · соответствие обучения возрастным особенностям учащихся · индивидуально-дифференцированный подход к обучению · безопасное оценивание (эффективная обратная связь) · создание условий для оценочной самостоятельности учащихся · доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся · организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися    

 

 

Известный специалист по детским глазным болезням профессор Э.С.Аветисов и его коллеги предложили специальную гимнастику для глаз. Упражнения помогают сохранить хорошее зрение всем школьникам, но особенно полезны для детей, имеющих близорукость.

 

1. Упражнение для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц самого глаза. Выполняется сидя. Нужно крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6-8 раз. Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 минут.

 

2. Упражнение для снижения утомления и облегчения работы на близком расстоянии (при чтении, письме), при длительной зрительной работе. Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руки. Повторить 10-12 раз.

ü Для той же цели служит и такое упражнение. Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

 

3. Упражнения, укрепляющие мышцы глаз. Выполняются стоя.

§ Поместить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии

25-30 см. от глаз.

§ Смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.;

§ Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 сек.;

§ Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.;

5) Поместить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии

25-30 см. от глаз.

6) Смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.;

7) Прикрыть правой ладонью правый глаз на 3-5 сек.;

          8) Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.;

Всё упражнение повторить 5-6 раз.

 

ü Другое упражнение тоже выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз.

 

ü А также полезно после 25-30 мин. после начала урока быстро поморгать глазами в течение 20-30 секунд, затем закрыть глаза и посидеть спокойно минутку. Или ещё полезно посмотреть вдаль, на небо 20-30 секунд.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аллакаева Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников. Автореф. канд. дис. Нижний Новгород. 2004 г.

2. Антропова М.В. Физиолого-гигиенические рекомендации по нормализации учебной нагрузки учащихся 8-10 классов. -М., 1985.- 33с.

3. Башвец, Н.А. Проблемы здоровьесбережения [Текст] / Н.А. Башвец // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докладов международной науч. заочной конф., Липецк, 28 октября 2009 года / [отв.ред. А.В. Горбенко]. – Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2009. – C.90–92.

4. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.
Вершинина, А.А. Реализация здоровьесберегающего подхода в педагогике школы: монография [Текст] / А. А. Вершинина, И. В. Власюк, Е. В. Гривко, Н. Ф. Демополова / под ред. А.В. Кирьяковой. – М.: 2000. – 239 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 – 341.
Пирогова О.В. Моделирование в образовании // Инновации в образовании, 2004. - № 5. 8.Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2008.Журнал «Школа здоровья» № 1,4. Москва 2003 год. № 3,4 / 2004 год.

6. Журнал «Народное образование № 9-10 /1998г. № 3 / 2003 год. №5 / 2003г. №6 / 1999г. № 9 / 1999г.

7. Н.Б. Коростелев. Воспитание здорового школьника. Москва. Просвещение 1986.

8. Журнал «Завуч для администрации школ» № 4 / 2004. № 6 / 2005г.

9. Журнал «Завуч начальной школы» № 4 / 2005г.

10. Н.И. Дереклеева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва. «ВАКО» 2004 год.

11. Журнал «Начальная школа» № 10 / 2005г. Стр.30-33.

12. «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» Москва. Московский фонд поддержки школьного книгоиздания. 2004г.

13. http:// schjjls.keldysh/ru/sch 1008/ zdorovie. htm

14. http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312439

15. http://health.best-host.ru/prog.shtm

16. Лобыкина Е.Н., Рузаев Ю.В. Гигиеническое воспитание в деятельности лечебно-профилактических учреждений. – Новокузнецк. – 2012. – 58с

17. Фомичева М.Л. Гигиеническое обучение и воспитание населения в медицинских организациях: метод.рек. /М.Л. Фомичева, И.А. Зуева, Е.А. Без прозванная; под общ.ред. В.М. Чернышева. – Новосибирск, 2013. – 72с.

18. Правовые основы здравоохранения в России /Под редакцией РАМН Ю.Л Шевченко 2-е изд., М.:ГЭОТАР-МЕД 2001-2012с-(Медицина и Право)

19. Медицинская психология с элементами общей психологией: Учебник для средних медицинских учебных заведений / А.М. Спринц,Н.Ф Михайлова, Е.П. Шатова.- СПб.:СпецЛит,205

20. МДК 01.02 Основы профилактики: ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий/ под ред. К. м. н. Б.В. Кабарухина /Т.Ю Быклвская (и др.).- Ростов н/Д: Феникс,2015-219, (1) с.: ил.- (Среднее медицинское образование).

21. Лобыкина Е.Н., Проскурякова Л.А., Рузаев Ю.В. Гигиеническое воспитание. – Новокузнецк. – 2009. – 188с.

22. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 2-е изд.,стер. – М.: Издательский центр Академия. 2008.

 

Интернет – ресурсы:

1. Методика гигиенического воспитания. http://medencped.ru/

2. Гигиеническое воспитание. www. nko - zdra. ru

3. Гигиеническое обучение и воспитание населения в практике средних медицинских работников. http://www.km.ru/zdorove/encyclopedia

 


[1] Гарнитура шрифта - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: