Подготовка ребёнка к реабилитации слушания и речи

 

Задачи нулевого уровня реабилитации:

- стимуляция и привыкание детей к восприятию звукового сигнала, производимого каким-то предметом или голосом.  Необходимо заинтересовать ребёнка этим звуком, чтобы сам ребёнок пробовал повторить (произнести) его

- стимуляция ребёнка к восприятию своего голоса и открытие своих новых способностей.

-вызывание природного голоса без напряжения, усиления, нормального по силе, высоте, тембру и его закрепление

-развитие у ребёнка эмоционально-окрашенного голоса, поощрение его к голосованию.

- стимуляция детей к играм, которые имеют ритм.

- поощрение ребёнка к ритмическим движениям и голосованию.

- поощрение ребёнка к драматизации различных ситуаций, выражениям, которые имеют аффективно-интонационную форму.

- поощрение ребёнка к регуляции усиления звукового подражания и выбору своего полисенсорного оптимала.

- вызывание у ребёнка желания, играть, которое начинается макродвижением и невербальным реагированием, а заканчивается микродвижением и реагированием голосом.


- предварять имитирование звука и движения символическим знаком, который что-то выражает и который можно понять.

- поощрение внимания детей к фонетическому знаку, его понимание и употребление.

 


Игры, в которых ребёнок открывает звук и голос.

 

Постепенно реабилитация приходит к игре, в которой ребёнок открывает для себя звук и свой голос, свою способность к имитации и её практическую сущность. Важно во время первых игр давать ребёнку слушать звук, который имеет определённое значение.

Приведём пример нескольких игр, которые привлекут ребёнка к различению звука и которые поощряют ребёнка к слушанию и голосованию.

 

Вызывание голоса.

Когда дети говорят в микрофон, вибратор вибрирует. Мы кладём маленькую игрушку на вибратор, при сильном голосе игрушка падает, а при слабом голосе нет.

В другой игре реабилитатор прячет что-то в руке за спиной, ребёнок должен голосовать, чтобы реабилитатор показал ему, что в руке.

В следующей игре ребёнок голосом «будит» реабилитатора, он открывает глаза.

Аудиореабилитатор закрывает лицо руками, на голос ребёнка открывает его и смеётся.

Педагог на голос ребёнка снимает с головы платок, которым закрывал лицо или поднимает коробку, которая закрывала игрушку.

Кукла танцует на столе постепенно приближаясь к ребёнку, поезд едет и т.д..

 

Звук, как сигнал к действию.

Необходимо уделять внимание играм, в которых звук служит сигналом к действию. Дети ложатся «спать» на ковер и спокойно лежат, когда слышат звук, вскакивают и бегут в определённое место. Такой звук может быть знаком для детей, чтобы обернуться, и знаком для начала поиска своего товарища или педагога, знаком - стоять смирно или двигаться. Некоторые хитрят и опережают других, быстро вскакивают и хватают мяч, или круг, или закрываются, когда звук указывает на опасность (Н-р: игры «Медведь и пчёлы», «Аист и жаба»).

Все приведённые ниже игры направлены на развитие слухового восприятия. Дети сами привыкают реагировать на звук и не смотрят на тамбурин или на губы говорящего.

Посредством данных упражнений мы формируем у детей следующие навыки;

- реакцию на звук, как сигнал к действию;


- призыв к началу игры;

- различение нескольких сигналов, отличающихся продолжитель-ностью, усилением или глобальной интонационной формой.

Те игры, к которым дети привыкают и догадываются, что издает звук, мы изменяем и усложняем. Педагог прячется за ширму, а дети должны угадать, что он делает, хлопает или плачет, плачет или топает, плачет громко или тихо и т.д..

Дети, которые в начале реабилитации не проявляют интереса к занятиям, в дальнейшем охотно участвуют в слуховых играх. Подобные упражнения развивают возможность восприятия. Полезны упражнения, в которых нужно что-то заметить, запомнить.

  Ниже приведены образцы некоторых игр.


Угадай, что слышишь

Педагог учит распознавать разные звучащие игрушки и звуки, которые могут производить некоторые предметы, например: звук барабана, металлических тарелок, шуршание бумаги. Затем, когда ребенок приобретет определенное умение слушания, играет с ним в отгадывание предмета, издающего звук. Сначала ребенку дают на различение два - три звука одновременно, и только те, которые сильно между собой различаются.

Слышишь, повернись и беги

Дети «спят» на полу или стоят, отвернувшись от педагога, на звук бубна они поворачиваются, «просыпаются» и бегут туда, откуда слышен звук. Первый прибежавший становится «маленьким учителем» и играет с остальными детьми.

Откуда идет звук

В комнате педагог определяет место, где ребенок может спрятаться. Спрятавшись, малыш зовет детей или стучит в барабан. Данное упражнение необходимо для развития ориентации детей в просторе и определения звука в просторе. Продолжить игру можно так: выбрать ребенка с помощью считалки, завязать ему глаза, а он должен найти своего друга, который стучит в барабан.

Нет звука - сиди

Для проведения этой игры нужны стулья, которых на один меньше, чем детей. Стулья поставлены в круг спинками внутрь. На звук барабана дети бегают вокруг них, когда звука нет - садятся. Кто не успел сесть, выходит из игры. Убирается один стул. Побеждает тот, кто остается последний.

Когда слышишь - прыгай

Игра проводится аналогично игре «Нет звука». На полу лежат обручи по количеству детей. Когда звучит барабан, дети бегают вокруг них, при отсутствии звука дети впрыгивают в обручи. Каждый раз убирается один обруч.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: