№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Понятие «профессиональное выгорание» и основные теоретико-методологические основы выделения его причин | 2 |
2 | Профессиональное становление личности. Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности | 4 |
3 | Взаимодействие личности с профессией. Профессиональные деформации личности | 4 |
4 | Профессиональный стресс и его влияние на возникновение профессионального выгорания | 4 |
5 | Методы диагностики развития личности профессионала | 4 |
6 | Теоретико-методологические основы психопрофилактики и преодоления профессионального выгорания | 2 |
7. | Личностные особенности специалиста в профилактике профессионального выгорания | 2 |
8. | Саморегуляция как метод профилактики профессионального выгорания | 4 |
9. | Характеристика форм проведения занятий по психопрофилак-тике и преодолению профессионального выгорания педагогов | 8 |
Всего | 34 |
Вопросы и задания для самоконтроля
Тема 1. Понятие «профессиональное выгорание» и основные теоретико-методологические основы выделения его причин
|
|
Вопросы для самостоятельной работы
1. Соотношение понятий «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание».
2. Взгляд отечественных и зарубежных исследователей на проблему профессионального выгорания.
3. Стадии и симптомы эмоционального сгорания.
4. Понятие «эмоции», характеристика и механизмы образования эмоций.
5. Классификация и функции эмоций.
Практическое задание
1. Проанализировать подходы к определению стадий эмоционального выгорания в работах Х. Фрейденбергера, К. Маслач, А. Ленгле, В.В.Бойко, В.Е. Орла
2. Определить модели эмоционального выгорания:
- однофакторную модель (А. Пайнс, Аронсон);
- двухфакторную модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма)
- трехфакторную модель (К. Маслач и С. Джексон).
3. Выписать из психологических словарей определения ключевых понятий: эмоциональная сфера личности, эмоция, аффект, настроение, страсть, стресс, психическое состояние, эмоциональный (чувственный) тон, амбивалентность чувств, переживания, высшие чувства и др.
4. Проанализировать стадии синдрома выгорания с позиций адаптации и дезадаптации организма.
Тема 2. Профессиональное становление личности. Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности
Вопросы для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте основные методологические подходы к рассмотрению вопроса о взаимодействии личности и профессии.
2. Стадии цикла профессионализации: оптант; адепт; адаптант; интернал; мастер; авторитет; наставник.
|
|
3. Критерии зрелой личности и формы организации труда.
4. Противоречия и кризисы профессионального развития личности
Практическое задание
1. Разработать рекомендации по работе с личностью на каждой из стадий цикла профессионализации с целью предотвращения профессионального выгорания
2. Составить мультимедийную презентацию «Кризисы профессионального развития личности и способы их преодоления»
Тема 3. Взаимодействие личности с профессией. Профессиональные деформации личности
Вопросы для самостоятельной работы
1. Адаптация и дезадаптация в профессиональной деятельности
2. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации: понятия «регресс», «нормальный труд».
3. Профессиональные деформации личности: понятие и основная проблематика.
4. Основные виды профессиональных деформаций: общепрофессиональные деформации; типологические деформации; индивидуальные деформации.
5. Основные факторы профессиональной деятельности педагога-психолога, существенно сказывающиеся на его деформации.
6. Влияние содержания и самой профессиональной деятельности педагога-психолога на деформацию личности специалиста.
7. Характеристика типичных проявлений профессиональной деформации педагога-психолога.
8. Отличие деформации от профессиональной деформации
9. Чем обусловлено деформационное воздействие человеческого фактора на личность?
Практическое задание
1. Заполните сравнительную таблицу
Вид деформации | Общее | Особенное |
общепрофессиональные деформации |
| |
типологические деформации | ||
индивидуальные деформации |
2. Определите факторы, влияющие на возникновение профессиональных деформаций. Аргументировать свою точку зрения.
3. Охарактеризуйте основные факторы негативного влияния трудового процесса на личность специалиста социальной работы. Результаты заполните в таблицу: «Влияние неблагоприятных факторов профессиональной деятельности на труд специалиста социальной работы»
Фактор профессиональной деятельности | Последствия влияния |